Елена Ксенофонтова: Конечно, моя профессия настроена на то, чтобы нравиться. Я должна нравиться. Но если вы будете думать только об этом, то это крах

Гости
Елена Ксенофонтова
актриса театра и кино, заслуженная артистка России

Мария Карпова: «В актерской профессии иногда нужно полностью отключать голову».

Максим Митченков: Это личный опыт, Маруся?

Мария Карпова: Нет, это, Максим, цитата. Сегодня празднует свой день рождения ее автор – заслуженная артистка России, лауреат премии имени Тамары Макаровой Елена Ксенофонтова. Начиная с дебютной ленты «Тайга. Курс выживания», каждая новая кинороль Елены Ксенофонтовой – яркое событие. А ведь есть еще и сцена, которой она верна фанатично. «Я – рабочая лошадка», – говорит звезда множества сериалов, среди которых: «Отель Элеон», «Сердцеедки», «Красная капелла», «Курсанты», «Дочки-матери».

Максим Митченков: До какого возраста можно играть с куклами? Ради чего, не умея плавать, стоит броситься в ледяную сибирскую реку? Ответы на эти каверзные вопросы получим прямо сейчас. Свой день рождения актриса Елена Ксенофонтова отмечает вместе с «Календарем».

Елена, очень рады вас видеть в нашей студии. Хотим сразу поздравить вас с днем рождения!

Мария Карпова: С днем рождения!

Елена Ксенофонтова: Спасибо.

Максим Митченков: Возьмите, пожалуйста, этот букет от нас.

Елена Ксенофонтова: Ой, спасибо, спасибо! Мне очень приятно.

Максим Митченков: Ну и наверное, в преддверии Нового года нужно поздравить вас и с наступающим тоже – что мы с удовольствием и делаем. В конце года принято как-то подводить итог года, наверное. Для вас каким был этот год?

Елена Ксенофонтова: Непростым, непростым. Он таким больше был… Я не скажу, что это был год переоценки ценностей каких-то, отчасти лишь. Но во многом это год каких-то ожиданий, противоречий, сброса чего-то старого. Но я еще не успела чего-то такого сотворить нового, чем могла бы по-настоящему похвастаться. Скорее, слава богу, возникли планы, то есть я их начала вынашивать.

Но я достаточно много работала, что-то новое для себя открыла. Например, в этом году – то, от чего я всегда бежала, а мне предлагалось – я написала некую программу и, может быть, буду это делать в следующем году: мастер-классы для тех, кто хочет поступать, заняться моей профессией.

Мария Карпова: Это какие-то уроки актерского мастерства? Или как надо вести себя при поступлении?

Елена Ксенофонтова: Отчасти и это тоже. Вообще как определиться с тем, что ты хочешь. Что ты никому ничего не должен, и даже своим родителям. Что у тебя свой путь. Что только когда ты поймешь самого себя, тогда ты сможешь ответить на вопрос: а чего ты вообще хочешь, можешь и так далее? Потому что…

Максим Митченков: А своих детей вы этому учите?

Елена Ксенофонтова: Да.

Максим Митченков: Что они никому ничего не должны, и даже своим родителям?

Елена Ксенофонтова: Ну, не так, может быть. Но честно – да. Потому что я строю отношения с детьми на доверии и не абсолютной честности. То есть мой ребенок может мне указать на мою ошибку. Вопрос в том, как это делается.

Например, я говорю своим детям: «Я вас люблю безоговорочно, вы для меня самые лучшие, самые прекрасные. И это правда. И я никому не позволю сказать что-то иное. Но всегда найдутся люди, которым вы будете не нравиться, которые будут считать вас неталантливыми, неумными, неинтересными, несамобытными и так далее. И они имеют право так думать, особенно если вы идете в творческую профессию, потому что все очень индивидуально».

И да, конечно, моя профессия настроена на то, чтобы нравиться. Я должна нравиться. Но если вы будете думать только об этом, то это крах.

Максим Митченков: Ничего не получится?

Елена Ксенофонтова: Ничего не получится.

Мария Карпова: А когда вы пришли к такому пониманию? Потому что, наверное, даже в институте…

Елена Ксенофонтова: Нет, в институте я была озабочена тем, чтобы нравиться всем, и даже соседу, когда я выношу мусор. Да, это был совсем дурдом.

Мария Карпова: Это значит, что вы, наверное, красились.

Елена Ксенофонтова: Я красилась всегда. Я вам клянусь: понимая, что я сейчас должна вынести мусор, я нарисовывала себе ресницы, стрелки…

Максим Митченков: Лучшее платье?

Елена Ксенофонтова: Ну, может быть, не лучшее, но понимая, что это может быть судьба… Ну, я шучу, конечно. Ну да, и такое было.

Мария Карпова: Вы работали и на театральных площадках, и на киноплощадках с потрясающими партнерами.

Елена Ксенофонтова: Да.

Мария Карпова: И в начале вашей карьеры вы даже выходили на сцену с Михаилом Глузским. Правда, что он однажды буквально плакался вам в жилетку, что у него что-то не получается?

Елена Ксенофонтова: Слушайте, мы же все люди. Ну, не то чтобы он мне плакался, но, да, был такой момент, когда он вошел в гримерку… Мы репетировали спектакль. Я все время рыдала в своей гримерке, а он, видимо, грустил в своей. Ну, он был народный артист, а я была студентка. Я играла Заречную, а он играл Сорина. И я не успевала выстроить свою роль, потому что я играла с такими звездами на тот момент, и сейчас это легенды. И я понимаю, что вот уже завтра премьера, вот мы уже сыграли пять спектаклей, вот уже вышла статья «Чайка так и не взлетела». То есть я просто в полном…

И вдруг он однажды вошел, да, сел, закрыл дверь и сказал: «Значит, так. Я тебе скажу, но чтобы…» И да, он сказал. Он говорит: «Знаешь, у меня ничего не получается, – а человеку было 80 лет. – Я не понимаю, что хочет режиссер. Я не могу сделать то, что он просит. Как это может быть? У меня за плечами такая большая жизнь – и театральная, и кинематографическая».

Ну, собственно говоря, ничего он у меня не просил. Но мне было так радостно на душе от его горя, потому что я понимала, что я не одна, что вообще это возможно, и это нормально, и это норма. И я думаю, что, выговорившись, он потом пришел в гримерку и нашел какие-то ответы на профессиональные вопросы. Может быть, это была такая пробка, которая дала ему вырваться.

Отчасти и мне это тоже помогло, но не очень. Все равно еще мозгов не хватало, опыта не хватало. Это я потом что-то преодолевала. И сейчас я думаю: «Эх, тогда я была бы еще наглее! И плевать, что писали и говорили, я бы еще провоцировала». Но все приходит с опытом.

Максим Митченков: Елена, расскажите, в каких проектах заняты сейчас, каких новых фильмов и сериалов ожидать с вашим участием?

Елена Ксенофонтова: Я больше занимаюсь театром, я играю два спектакля на сегодняшний день. Сейчас я играю с «Квартетом И» – «В Бореньке чего-то нет». Замечательная компания моих друзей. И я играю в не менее замечательной компании, есть такой «Активный театр», и я играю Лилю Брик в спектакле «Председатели Земного шара». Я очень люблю эту роль, очень люблю этот спектакль, всех на него приглашаю. Он маленький, камерный, но я там… Вот все, что я могу сегодня сказать, я в этой роли, наверное, успеваю что-то такое про себя… приоткрыть некую завесу.

Максим Митченков: И естественно, приглашаем всех телезрителей на ваши спектакли. Вам хотим пожелать новых ролей.

Елена Ксенофонтова: Спасибо.

Максим Митченков: Еще раз с днем рождения! И спасибо огромное за это интервью.

Мария Карпова: И с наступающим!

Елена Ксенофонтова: Спасибо! И вас. Счастья вам! Спасибо.

Максим Митченков: Спасибо.