Евгений Водолазкин: На написание пьесы о коронавирусе меня вдохновило отсутствие сходных событий в прошлом - очень редко что-то происходит впервые

Евгений Водолазкин: На написание пьесы о коронавирусе меня вдохновило отсутствие сходных событий в прошлом - очень редко что-то происходит впервые | Программы | ОТР

книга, пьеса, литература, коронавирус, театр, эпидемия, пандемия

2020-09-17T12:20:00+03:00
Евгений Водолазкин: На написание пьесы о коронавирусе меня вдохновило отсутствие сходных событий в прошлом - очень редко что-то происходит впервые
Луи де Фюнес: На свете не так много ролей для тощего, лысеющего коротышки
Кот Леопольд: стратегия-перевёртыш
Имитация устриц из доступных продуктов
Илья Учитель: Как мы снимали футбол, я могу часами говорить, поскольку это была самая амбициозная наша задача
24 сентября: Всемирный день моря, праздник законченности дел и День системного аналитика
Готовим быстрый, сытный и полезный завтрак с сыром, ежевикой и авокадо
Светлана Сурганова: Ценность моей автобиографии в том, что она про развитие подростка, который был наделён скромными данными
Подробности. Надежда Кошеверова
23 сентября: День рождения жевательной резинки. День контроля температуры. Был открыт Нептун. День рождения Хулио Иглесиаса
Готовим салат «Счастливый мужчина»
Гости
Евгений Водолазкин
писатель, литературовед

Любовь Наливайко: Евгений, здравствуйте!

Максим Привалов: Здравствуйте!

Евгений Водолазкин: Здравствуйте!

Любовь Наливайко: У вас вышла новая книга и надо признаться, что, пожалуй, это первое произведение о коронавирусе, при этом первая часть вышла ещё в мае, вот скажите, это как вы так быстро среагировали? Или у вас давно уже была тема и вы вдруг как раз удобную форму эту поймали, как так быстро среагировали?

Евгений Водолазкин: Я на вирусы вообще быстро реагирую – не успею заразиться, сразу кашель, насморк и прочие дела, так что здесь проблемы не было быстро реагировать.

Любовь Наливайко: Так что вас вдохновило всё-таки на создание книги?

Евгений Водолазкин: Вдохновила меня беспрецедентность происходящего, то есть абсолютное отсутствие каких-либо сходных событий в прошлом. Если в прошлом была уж пандемия, так пандемия, это было видно: трупы лежали на улицах Флоренции, на улицах Пскова, здесь не было ничего, здесь, если бы не телевидение и радио, мы бы вообще, может быть, не о чём не узнали и приняли бы эти случаи смерти от коронавируса за обычную пневмонию или за грипп, кстати говоря, грипп – это опасная болезнь очень, она уносит не меньше, чем коронавирус, но вот тут меня удивило как раз то, что реакция мира была мгновенной и всеобъемлющий – весь мир закрыли на карантин, весь мир и это историческое событие, которое произошло впервые, поверьте мне как историку: очень редко что-то происходит впервые.

Любовь Наливайко: Хорошо, Евгений, тогда, если вернуться к пьесе, учитывая всё это: во-первых, пьеса – необычно, что форма такая, и о чём она, где происходит действие, что там, о чём произведение?

Евгений Водолазкин: Действие происходит в одном из городов России, происходит в клинике имени Альбера Камю, попадают туда 4 человека очень разные, представляющие самые разные срезы российского общества – это писатель, врач, депутат и разносчик пиццы, и вот эта компания начинает выяснять, что происходит, не совсем они теми являются, за кого себя выдают, кроме разносчика пиццы…

Любовь Наливайко: Заинтриговали!

Максим Привалов: То есть это детективная пьеса, получается, ещё?

Евгений Водолазкин: Да-да, и получается, что они были не настоящими, но выясняется-то, что и мир был не настоящим и что теперь с ним будет, они сами не знают.

Максим Привалов: Вот эти, кстати, экзистенциальные вопросы, неслучайно клиника Альбер Камю, кто мы? Что есть мир? Какое место мы занимаем в этом мире? Вы для себя эти ответы нашли уже, или вы ищите их с помощью героев? Или, может быть, герои их тоже не нашли и ответы предстоит найти читателю?

Евгений Водолазкин: Вы знаете, я всегда выбираю лёгкую долю – я задаю вопросы и редко на них отвечаю.

Максим Привалов: То есть всё-таки нам придётся?

Евгений Водолазкин: Да-да, конечно.

Любовь Наливайко: Евгений, а как вы сами провели последние 3-4 месяца в самоизоляции? Для вас это как раз пошло на плюс: вы много работали, ни на что не отвлекались, как вообще проводили это время?

Евгений Водолазкин: Это были месяцы счастья, я не знаю, красиво ли так говорить на фоне пандемии, но мы с женой просидели на даче 4 месяца – это было настолько удачное для работы время…

Максим Привалов: Для творчества.

Евгений Водолазкин: Я собирался в январе-феврале будущего года закончить роман, так вот я его закончил в августе – это совершенно удивительно. И, вы знаете, я впервые понял, как мы неэффективно распоряжаемся своим временем: тысячи выступлений, поездок и прочего – надо фильтровать эти вещи, я-то и раньше пытался, но теперь я в этом убедился, и, как говорит одна героиня в моей пьесе: «Отныне все мы будем не те: не буду я так бездумно тратить время, как раньше – это было большим уроком».

Максим Привалов: Да, прекрасный вывод! Скажите, пожалуйста, мне кажется, автор любой пьесы так или иначе мечтает, чтобы она была поставлена…

Любовь Наливайко: Точно!

Максим Привалов: Может быть, вам уже поступали предложения, или вы уже думаете, куда её можно предложить, и кого бы вы в главных ролях там у себя замыслили?

Евгений Водолазкин: Предложения поступали уже, кажется, она ставится в Нижнем Тагиле, ещё где-то, а позавчера была замечательная читка фрагментов в «Современнике», были замечательные актёры, такие как Никита Ефремов, другие, замечательный режиссёр Айдар Заббаров, Егор Матвеев и ещё несколько человек, которые её ставили, даже я принял участие в этом действии и играл одну из ролей, это как в песне Высоцкого: «Сам как любитель играю во МХАТе». Писатели и актёры очень похожи, потому что актёры играют одного человека, а писатель отличается только тем, что он играет всех героев: я когда пишу что-нибудь, я хожу, свищу, плачу, смеюсь, удивляюсь…

Максим Привалов: Проживаете жизнь героев своих.

Евгений Водолазкин: Просто, чтобы это было естественным на страницах книги.

Максим Привалов: Вы сказали, что роман, над которым достаточно долго хотели работать…

Любовь Наливайко: Который в январе или в феврале.

Максим Привалов: Уже к августу. Можно ли небольшой анонс: что за тема, после пандемии что вас интересует теперь?

Любовь Наливайко: Что за тема?

Евгений Водолазкин: Роман будет называться «История Острова», и он выйдет, очевидно, в конце этого года-начале будущего, это надо будет подумать, есть своя политика в издании, её определяет редактор, в частности, Елена Шубина, мой редактор и друг в издательстве «Редакция Елены Шубиной» – это её имени издательство, как она решит, так и будет, а роман посвящён вымышленном острову и его истории.

Максим Привалов: То есть это фантастика, получается?

Евгений Водолазкин: Простите, я не расслышал.

Максим Привалов: Это фантастика, получается, если остров вымышленный? Жанр какой?

Евгений Водолазкин: Можно сказать, что фантастика, но это будет… знаете, это, скорей, притча, чем фантастика, хотя формально элементы фантастики там есть – эта метафора истории вообще, даже не только истории России, а истории вообще, поэтому в названии «История Острова», «Остров» пишется с большой – это название острова – Остров.

Максим Привалов: Заинтриговали хорошо, будем ждать!

Любовь Наливайко: Спасибо вам большое, здорово, что так плодотворно провели это время – это значит, что у читателей скоро появится новая книга, спасибо вам большое!

Максим Привалов: Благодарим вас!

Евгений Водолазкин: Спасибо вам!

Максим Привалов: Успехов и до следующих встреч!

Евгений Водолазкин: Спасибо!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)