Максим Митченков: Вот скажи мне, Маруся, с чем у тебя ассоциируются пустые прилавки магазинов, безработица и разборки бритоголовых авторитетов на стрелках? Мария Карпова: Лично у меня? Максим Митченков: Да. Мария Карпова: Ни с чем, но, видимо, ты это о лихих 90-х, Максим, я же тогда только родилась… Максим Митченков: Хотя, да, я тогда тоже еще под стол пешком ходил, как и режиссер фильма «Бык», Борис Акопов, что не помешало ему развернуть действие своей дебютной картины именно в 90-х. Мария Карпова: И меньше двух недель назад в Сочи на 30-м юбилейном «Кинотавре» получить за нее Гран-при. Максим Митченков: А сегодня создатели «Быка» у нас в гостях. ФРАГМЕНТ К/Ф «БЫК» Мария Карпова: Фёдор, Борис, рады вас видеть! Борис Акопов: Взаимно, здравствуйте, очень приятно! Фёдор Попов: Здравствуйте! Мария Карпова: Конечно, в первую очередь, поздравляем вас с такой важной наградой, с «Кинотавром», вообще, насколько это была неожиданная победа? Борис Акопов: Мы ничего не ожидали, мы понимали, что с дебютной картиной, ну, я понимал… я вообще не очень понимал, насколько картина получилась, потому что, работая так долго, год, наверно... Фёдор Попов: Больше даже. Борис Акопов: Да, полтора года и уже не понимаешь, она сложилась или не сложилась. Максим Митченков: Это как называется, глаз замыливается? Борис Акопов: Да, именно, вообще, внутри всё меняется, потому что иногда кажется, что хорошо, иногда кажется, что это провал. Мария Карпова: Фёдор, ну Вы-то, наверно, думали, что Вы в числе фаворитов? Фёдор Попов: Мне было чуть легче, я понимал, что она сложилась, эта не значит, что я рассчитывал на призы, потому что я люблю приятные неожиданности больше, чем неприятные, это всё субъективно очень и не надо думать, что призы, фестиваль – это главное, получил и всё. Я очень рад, что мои ожидания, ожидания были, конечно, они были глубоко-глубоко внутри – они оправдались. Мария Карпова: А правда, вы прямо в зале узнали, то есть заранее никто не догадывался, что получите награду? Фёдор Попов: Конечно, абсолютно. Борис Акопов: Конечно. Максим Митченков: Это не свойственно для «Кинотавра», когда дебютная картина побеждает? Фёдор Попов: Нет, не свойственно. Борис Акопов: Там же есть отдельная категория… Фёдор Попов: Это вообще не свойственно для фестивалей, когда дебютная картина побеждает, если это не фестиваль дебютный, я рад этому, на самом деле, очень сильно, очень классно, что получил дебют этот Гран-при на фестивале, где соревновались все люди и более опытные, это, конечно, очень сильно, очень мощно. Максим Митченков: Картина о 90-х, правильно, почему Вы взялись за эту тему, Вы же молодой человек, 90-е, наверно, слабо помните? Борис Акопов: Знаете, я XIX век вообще не помню, но почему бы и за него не взяться… Мария Карпова: Макс помнит… Максим Митченков: Тоже слабо помню. Борис Акопов: Я имею в виду, что это неважно, мне кажется, о каком времени говорить, ведь тут важно о чем говорить не в контексте времени, а в контексте о каких характерах, о каких персонажах картина, но всё-таки я говорил и говорю, что я зацепил: детство мое прошло в 90-х, и я помню это время, то есть я там начинал формироваться, как личность, как человек, запоминать всё вокруг, начинать впитывать и чувствовать, вот поэтому, когда работал над сценарием своим первым дебютным, полнометражным сценарием, решил просто пойти с начала, обратиться туда, заглянуть в свое детство, а время-то было очень богатое на события, на эмоции. Там есть персонаж, который в каком-то смысле является моим зеркалом, к тому же папа работал… мы жили в том маленьком городе в Подмосковье… папа работал следователем в это время, поэтому так или иначе я какие-то вещи от него слышал и это вошло. ФРАГМЕНТ К/Ф «БЫК» Мария Карпова: Фёдор, а когда молодой режиссёр работает над картиной, Вы даете ему полную свободу или контролируете, тот же выбор актёров?.. Фёдор Попов: Надо у режиссёра спросить, не знаю. Борис Акопов: Это правильно, что и так и так происходит, потому что надо, давая ощущение полной свободы, тем не менее контролировать. Мария Карпова: Всё-таки, да? Борис Акопов: Ну, правильно, ну, а как… Фёдор Попов: Вы знаете, я могу сказать, на самом деле, я стараюсь давать полную свободу, знаете, в чем дело, главное в моей работе и в работе режиссёра – это выбор, выбор актёра и всё, если выбрал правильно, то уже картина состоялась, оператора то же самое, и так далее: выбор, выбор, выбор… Борис Акопов: Да. Фёдор Попов: Когда продюсер выбирает режиссёра – это уже огромный поступок, огромный, может быть риск, а может, наоборот, закрытие всех рисков, поэтому, если выбор правильный, то зачем сдерживать, мешать работать и так далее, тогда свобода должна быть. Максим Митченков: А создание антуража 90-х – это длительный процесс? Мария Карпова: Да, это сложно было? Максим Митченков: Говорят, что какую-то атрибутику из 90-х достать сложнее, чем… Борис Акопов: Максим, а же сказал: главное – выбор. Максим Митченков: Да. Борис Акопов: Выбрали город правильный. Фёдор Попов: Да. Мария Карпова: Да, говорят, столик из XVIII века проще достать, чем какой-нибудь магнитофон из 90-х, потому что их не хранили… Борис Акопов: Не совсем соглашусь, потому что… Фёдор Попов: Всё есть. Борис Акопов: Да, как оказалось, как мы узнали в процессе, есть какие-то развалы старых ретро вещей из 90-х, их было ужасно интересно собирать, есть какие-то ангары целые, там куча самых разнообразных вещей… Максим Митченков: Вы сами ездили по таким развалам? Борис Акопов: Сам ездил в том числе, да. Когда мы искали натуру, я помнил, что я хочу, какую фактуру я хочу найти, и мы объездили несколько городов, остановились на Твери, фильм снимался в Твери и там всё хорошо. Максим Митченков: Тверь с 90-х не изменилась, да? Борис Акопов: Это было забавно, когда снимало телевидение, люди говорили: «Как здорово – в нашем городе снимается фильм про 90-е! Про 90-е…». Максим Митченков: Фильм где-то можно увидеть сейчас или в ближайшее время, будет ли в прокате? Мария Карпова: Вообще, в прокате он будет? Фёдор Попов: Только закрытые ссылочки отправляем на фестивали и прокатчикам, а пока нельзя нигде. Максим Митченков: Это пока, а потом? Мария Карпова: Планируете? Борис Акопов: Мы надеемся, конечно. Фёдор Попов: Мы готовим, конечно, это не случается один раз, готовимся. Борис Акопов: Я бы хотел, чтобы не только специалисты посмотри картину, но и обычные люди и где-то далеко от этого центра – Москва, это важно для меня, как для автора. Максим Митченков: Тогда желаем новых побед с этой картиной и с будущими, чтобы все зрители обязательно посмотрели, вы нас заинтересовали, надеюсь, зрителей тоже, удачи и спасибо, что зашли к нам в гости! Мария Карпова: Всех поздравляем! Фёдор Попов: Спасибо! Борис Акопов: Спасибо огромное!