Максим Митченков: Маша, скажи, а как человек может воспринимать музыку? Мария Василевская: Ну, как? Конечно, слушать. Максим Митченков: А еще? Мария Василевская: Можно звуковые вибрации еще ощущать, если уровень достаточно мощный, можно сердцем, кстати, воспринимать, душой. Максим Митченков: А еще можно музыку видеть, так, кстати, и называется музыкальный фестиваль: «Видеть музыку», который уже в 4-й раз проводится в Москве. Мария Василевская: У нас в гостях руководитель фестиваля, президент Ассоциации музыкальных театров России, худрук государственного академического Детского музыкального театра имени Натальи Сац Георгий Исаакян. Максим Митченков: Пойдем. Мария Василевская: Здравствуйте, Георгий! Георгий Исаакян: Здравствуйте! Мария Василевская: Рады Вас видеть! Максим Митченков: Здравствуйте! Георгий Исаакян: Здравствуйте! Мария Василевская: Идет уже 4-й фестиваль «Видеть музыку», мы Вас с этим поздравляем! Георгий Исаакян: Спасибо! Мария Василевская: А ведь его название – это не просто метафора, это отсылка к чему-то?.. Георгий Исаакян: Это отсылка к знаменитому диалогу Джорджа Баланчина и Игоря Стравинского, и в свое время в моем любимом Пермском театре оперы и балета вышел балетный проект под названием «Видеть музыку», и когда мы придумывали этот фестиваль, я запросил разрешения, как бы такие авторские права… Максим Митченков: На вот эту фразу, да? Георгий Исаакян: Да, потому что, мне кажется, это очень точно характеризует то, чем занимается музыкальный театр – он пытается увидеть невидимое. Когда мы придумывали фестиваль, мы говорили о том, что это и панорама того, что происходит в нашей огромной стране… Максим Митченков: И не только в нашей стране, я правильно понимаю? Георгий Исаакян: И не только в нашей стране… Максим Митченков: В ближнем зарубежье. Георгий Исаакян: Но и в ближнем зарубежье, и в каком-то смысле это какая-то диагностическая процедура тех процессов, которые происходят в стране и которые не всегда очевидны, не всегда понятны. ВИДЕОЗАПИСЬ ФРАГМЕНТА СПЕКТАКЛЯ «ДОХОДНОЕ МЕСТО» Георгий Исаакян: Отличительной чертой этого фестиваля, и, пожалуй, таких фестивалей я больше не знаю, базовых, которые вызывают каждый год дискуссии, является отсутствие отбора какого-то предварительного, у нас нет отборочного комитета, у нас нет экспертного совета, и каждый театр решает сам, что он привезет – это дает увидеть как бы незамутненную, неоткорректированную чьим-то еще взглядом, чей-то еще рукой картинку того, что на самом деле происходит, и вот эту тенденцию я наблюдаю, и я думаю, то она должна стать предметом серьезного разговора. Мария Василевская: Вы однажды сказали, что надо сменить площадку, зрителя, чтобы понять, чего ты стоишь… Георгий Исаакян: Да, я считаю, что… ну, и мы сами, столичные театры, мы очень много ездим, мой театр только что совершил турне по 10-ти городам России и, конечно же, столкновение с очень разным зрителем, с очень разной аудиторией, с очень разной культурной атмосферой, культурной жизнью, она заставляет и нас тоже по-новому как-то относиться к тому, что мы делаем. Я проработал 20 сезонов в одном из лучших региональных театров, в Пермском театре оперы и балета, но я точно помню, как важно было для нас было периодически играть в Москве или Петербурге спектакли, потому что это такая сверка часов, на каком месте ты находишься в этой шкале, понимаешь ли ты культурный контекст России, Европы, в котором ты работаешь, потому что, когда ты слишком замкнут на локальный, что тоже важно, ты перестаешь немножечко адекватно себя оценивать. ВИДЕОЗАПИСЬ ФРАГМЕНТА СПЕКТАКЛЯ «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» Максим Митченков: На какие спектакли Вы бы посоветовали обратить внимание, на какие регионы, какие города? Георгий Исаакян: Вы уверены, что хотите выслушать огромный список, потому что более 40 спектаклей… Максим Митченков: Ну, конечно, весь список. Георгий Исаакян: Как только я назову какой-то один… Мария Василевская: Ну, «Принцесса Турандот», например, из Донбасса приезжает… Георгий Исаакян: Безусловно, это интересно, даже с точки зрения, как функционирует этот театр сегодня в сложнейшей ситуации Донбасса, и мы понимаем, что для этого театра гастроли в Москве – это вообще особая история, особая возможность как-то вырваться из этого кошмара войны, кошмара блокады и просто жить нормальной человеческой театральной жизнью, и, конечно, то, что этот театр способен поставить одно из сложнейших произведений мировой оперной литературы в таких условиях – это достойно всяческого уважения, и мы, конечно, с огромным интересом ждем этих гастролей. ВИДЕОЗАПИСЬ ФРАГМЕНТА СПЕКТАКЛЯ «ТУРАНДОТ» Мария Василевская: Сейчас идет Год театра, Вы получили государственные гранты, на что будут потрачены деньги, поможете ли каким-то театрам что-то сделать новое, интересное? Георгий Исаакян: Я, конечно, сразу должен сказать, что этот фестиваль не мог бы состояться, если бы не поддержка трёх очень важных источников – это, в первую очередь, Министерство культуры России, это Фонд президентских грантов и, конечно, фестиваль не мог бы состояться без поддержки местных властей, потому что некоторые театры проделывают гигантскую дорогу и… Максим Митченков: Откуда приезжают? Георгий Исаакян: Привезти театр из Сибири, с Дальнего Востока… Максим Митченков: Из Хабаровска, из Владивостока? Георгий Исаакян: Из Калининграда, из Якутска, из Улан-Удэ – это отдельное приключение и у нас, мало того, музыкальный театр – это по определению большие коллективы, самое большое количество, которое мы привозили за время фестиваля это, по-моему, 250 или 260 человек только из одного… Мария Василевская: Ничего себе! Это вместе со зрителями? Максим Митченков: Со своими, да. Георгий Исаакян: Нет-нет, это скромный маленький оперный спектакль, потому что, ну, извините, оркестр… Максим Митченков: Это человек 50-60… Георгий Исаакян: От 50 до 100, хор, кордебалет, солисты, техническая часть, потому что, посмотрите на эти фотографии, что такое собрать такую декорацию, что такое просто разгрузить, что такое погладить столько костюмов…. Максим Митченков: Только людей, которые гладят костюмы, 30, понимаешь… Георгий Исаакян: Это действительно очень дорогой вид искусства, но он такой, он таким должен быть, и мы счастливы, что это находит понимание и поддержку у всех уровней власти. Мария Василевская: Потому что не окупится никакими билетами никогда. Георгий Исаакян: Это иллюзия, я уже 30 лет слышу эти разговоры о том, что как бы хорошо уже перейти на самоокупаемость – нет ни одного самоокупаемого оперного театра в мире, только за счет билетов, только за счет зрителей этот вид искусства существовать не может, потому что тогда каждый билет должен быть из чистого золота. Максим Митченков: Полных залов Вам! Георгий Исаакян: Спасибо большое! Максим Митченков: Удачи всем региональным театрам и столичным тоже! Георгий Исаакян: Спасибо, да, я думаю, что столичным удача бы тоже не помешала в таком соцветии! Мария Василевская: Конечно. Максим Митченков: Да, и спасибо, что заглянули к нам в гости! Георгий Исаакян: Спасибо огромное! Мария Василевская: Спасибо за беседу!