Григорий Гладков рассказывает о работе с Александром Татарским над известными мультфильмами

Гости
Григорий Гладков
композитор, заслуженный деятель искусств России

Мария Карпова: Григорий, очень рады вас видеть в нашей студии. Вообще, «Пластилиновая ворона» наверное, у многих один из самых любимых мультфильмов. А вы когда работали с ним, с Александром Татарским, над этим мультфильмом, вы ожидали, что он будет настолько успешным и известным?

Григорий Гладков: Нет, нет, ни в коем случае. Я считал, что это провал вообще!

Мария Карпова: Серьезно?

Григорий Гладков: Да. Саша Татарский позвал меня выручить, выручить. Он написал мне в Ленинград – «Приезжай и сочини мелодию, песню в стиле, в которым ты в Коктебеле пел». А у меня уже стиль сложился, у мен мама была заведующая детскими яслями, я рос в атмосфере детских песен, стихов, утренников, елок. И вот такие песни сочинял. Песни-сказки, приколы, вот. И я приехал. А история такая, что они сняли на самодельном мультстанке, они, это Александр Татарский и Игорь Ковалев, их было двое, Игорь Ковалев потом в Голливуд уехал. А Татарский создал студию «Пилот» остался здесь и работал до последнего в этой студии. Они на самодельном мультстанке, сделанном из рентгеновского аппарата, прикрученного к стойке кровати, сняли мультфильм по моей песенке. В Коктебеле много песен понравилось, «Коробки с карандашами» потом они сделали.

Максим Митченков: Вы же там познакомились, да, в Коктебеле?

Григорий Гладков: Да, в Коктебеле мы познакомились и ухаживали за одной девушкой.

Мария Карпова: Так.

Григорий Гладков: И победил я. Она была из Львова, такая красавица польская. Похожа на Марусю.

Максим Митченков: Но, при этом на вашу дружбу это не повлияло никак?

Григорий Гладков: Это никак не повлияло, потому, что он тайно ухаживал, я не знал, потом он признался.

Максим Митченков: А.

Григорий Гладков: Вот.

Максим Митченков: И в итоге, как вы выручали его?

Григорий Гладков: И он, значит, выбрал песню, вот, он очень захотел, чтобы был мультфильм. «Если видишь, на картине нарисована река, или ель и белый иней и лиса и облака. Или снежная равнина, или поле и шалаш. Обязательно картина называется»…

Максим Митченков: Пейзаж.

Григорий Гладков: Пейзаж. Саша Татарский был приверженец теории процесса. Он говорил – «В детстве у меня был комплекс. Я считал, что у меня ничего не получится, потому, что я видел только готовый результат. Корабль, дом, какие-то взрослые дяди профессиональные умеют это делать. У меня никогда не получится».

Максим Митченков: А что, не знал, как сделать, да, процесс?

Григорий Гладков: И он хотел показывать, как делается. И он почему эту песню выбрал? Потому, что он показал процесс создания рисунка. Начиналось все с простого «каля-маля», потом усложнялось, все это дети рисовали, и в конце – девушка с персиком. Похожая на Марусю. Вот. Потом, значит. И «Пластилиновая ворона» так сделана. Все же вылепливается. Потом были пластилиновые мультфильмы, но почему они не вылепливали, как он? И они не были такие успешные. Успех Татарского, что все из куска то идет. Делалось это так, лепилась фигура, похожая на вас, Максим.

Максим Митченков: Это сейчас про ворону, вы, да, говорите?

Григорий Гладков: Да, я про ворону говорю, и «Падал прошлогодний снег». Лепилось, вот вы, лепились, лепились, потом все ломалось. Максим, ломалось все и снималось. Весь этот жуткий процесс вот этого садизма. Ломался и вот и никого нет, все. Потом пленка пускалась наоборот, и снова появлялся Максим. Следующий мультфильм, «Падал прошлогодний снег», я же владею и этим инструментом, просто Саша попросил в том стиле, Коктебель, поэтому на гитаре. И я всю музыку «Падал прошлогодний снег» играл на рояле. Та-та-та-та-та-та. В стиле, в стиле Таривердиева. А он меня поддержал, кстати. Микаэл Левонович, по-моему, его звали. Он очень доброжелательный был. И он на худсовете говорил, молодой человек, а симпатично! Я говорю, а вы знаете, вы – мой учитель. И он говорит, ну это, мне приятно, конечно, но, говорит, играйте. Понимаете, их надо или убаюкивать, или как Журбин, приходит, сразу Аппассионату играет, и они уже все принимают.

Максим Митченков: Подождите, но это же Татарский попросил вас написать вот эту последнюю тему именно в таком стиле?

Григорий Гладков: Да, Александр Татарский задумал, уже без Игоря Ковалева, Игорь уехал, он задумал новогодний мультфильм. Потому, что новогодняя тема для него была самая важная. И вот, значит, он попросил меня смешную музыку. Он сделала заказ, что музыка должна была быть гитара акустическая, спичечный коробок и расческа с бумагой. Конечно, это все запретили, только оркестр, по суровым условиям того «военного времени». Значит, в виде исключения можно было ансамбль «Мелодия» Гараняна. Вот. И ансамбль «Мелодия» без Гараняна пришел. И, значит, я нашел у ребят из будущего ансамбля «Кукуруза» казу. Это чернокожий музыкант, был самодельный, а потом в магазине купил.

Мария Карпова: Да.

Григорий Гладков: Казу. У него звук как раз расчески с бумагой. И мы сдали музыку, все, ее приняли. А потом ночью заказали студию, звукорежиссер была Бриль, жена знаменитого пианиста. И я сверху наложил на всю музыку ансамбля «Мелодия» вот это. Маловато будет! Вот, все это сделали и Татарский отзывает меня в сторону, это было на даче, и говорит – «Гриш, мультфильм будет очень веселый. Но, в конце должна быть очень грустная мелодия, как вот у Феллини». Я потом Феллини смотрел, че то я такого особо не нашел. А он говорит – «Сочини мелодию, под которую, Гришка, нас с тобой хоронить будут». Вот. И где-то под утро, я там, на ступеньке сел деревянной. И сочинил эту мелодию. И вот Сашу под нее уже… Очень много римейков. А я в конце вот этим аккордом горжусь, когда уже она заканчивается. Вот этот доминорчик очень украсил, конечно. Вот. В самом финале.

Максим Митченков: Мы вас хотим поблагодарить за то, что вы помогли нам вспомнить такого потрясающего мультипликатора, очень талантливого человека. И спасибо вам раз за эти песни и за это интервью.

Мария Карпова: Спасибо.

Григорий Гладков: А я хочу сказать «спасибо» нашему городу, Москве, что приютил нас. Я же тоже приехал, родился на Дальнем Востоке, жил в Ленинграде. Они из Киева приехали, и тут нам было очень уютно. Тут была атмосфера, радость творчества, удивительные люди. Я вот сижу в Останкино, и мы были счастливы, конечно, здесь. Спасибо огромное Москве хочу сказать. Не ее мэрам, чиновникам, простым москвичам. Это город, он как слоеный пирог. Есть город медиков, военных, спортсменов, бандитов. Есть город сказочников, где нам было уютно и сейчас уютно. И поэтому, мы конечно, отсюда никуда не уедем.

Максим Митченков: Но, мы надеемся, что и у нас вам было уютно.

Григорий Гладков: Конечно, конечно.

Максим Митченков: Спасибо еще раз.

Мария Карпова: Спасибо.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Композитор благодарит Москву за то, что им было интересно творить в этом городе сказок

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты