Худрук театра РАМТ Алексей Бородин: Мы каждый угол превращаем в сценические площадки и у молодых режиссёров есть полная возможность работать
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/hudruk-teatra-ramt-aleksey-borodin-my-kazhdyy-ugol-prevrashchaem-v-scenicheskie-ploshchadki-i-u-molodyh-rezhissyorov-est-polnuyu-vozmozhnost-rabotat-40883.html Максим Митченков: «Внимание, внимание! Тревога появления неопознанного летающего объекта! Внимание, внимание! НЛО!».
Мария Карпова: Ты с ума сошел! Что за театральное представление, какое НЛО? Ты серьезно что ли?
Максим Митченков: Да, вполне. 22 января 2005 года в австрийском Граце была объявлена тревога, связанная с появлением НЛО: над городом очевидцы увидели оранжево-красную широкую полосу похожую на расплющенную тарелку.
Мария Карпова: Вот хорошо, что ученые быстро нашли причину странному явлению, а то, представляешь, массовый психоз, ну или, не знаю, общая галлюцинация или, я не знаю, что-нибудь еще?..
Максим Митченков: Так, ладно, Маруся, всё, хватит придумывать страшилки, останови фантазию, отдышись, всё.
Мария Карпова: Да, всё.
Максим Митченков: Вдох, выдох – спокойно.
Мария Карпова: Ну подожди, что это еще за минутка аутотренинга? Перестань.
Максим Митченков: Маруся, я просто представил, какого это руководить театром 40 лет – именно столько возглавляет труппу РАМТа Российского академического молодёжного театра Алексей Бородин, за эти годы он поставил 35 спектаклей, в том числе впервые на российской сцене трилогию Тома Стоппарда «Берег утопии».
Мария Карпова: О дне сегодняшнем, о том, что в режиссерском портфеле и что вот-вот увидят зрители, мы узнаем у Алексея Владимировича: народный артист России – гость нашей студии.
Алексей Владимирович, рады Вас видеть!
Максим Митченков: Здравствуйте!
Алексей Бородин: Здравствуйте!
Мария Карпова: Конечно, в первую очередь, поздравляем Вас с этой круглой датой – 40 Вы у руля театра. Вообще, как Вы сами ощущаете: 40 лет – это какая-то невероятная цифра, по-моему?
Алексей Бородин: Да, невероятная цифра, но, с другой стороны, как будто вчера всё началось.
Мария Карпова: Как будто вчера, да.
Максим Митченков: Так, если, подождите, если всё как будто вчера, Вы помните, как это было только вчера?..
Алексей Бородин: Еще бы, конечно.
Максим Митченков: Как Вы только попали в театр первый день?
Алексей Бородин: Конечно-конечно.
Мария Карпова: Прямо первый день помните?
Алексей Бородин: Конечно, еще бы! Это же событие.
Мария Карпова: Рассказывайте.
Алексей Бородин: Я работал в Кирове в театре и меня назначили сюда в Москву и это серьезно, поэтому я помню сбор труппы: меня заместитель министра представляет труппе, труппа сидит в ожидании: «Кто? Что это?».
Мария Карпова: Это был Центральный детский театр, так он назвался, да?
Алексей Бородин: Да, так он назывался.
Мария Карпова: А это было Ваше решение, чтобы он театр именно молодёжным театром и почему?
Алексей Бородин: Да, вы знаете, что, он назывался Московский театр для детей, когда он был организован в 21-м году Натальей Сац, а когда переехали в это здание в 36-м году, то назвали Центральный детский, а потом так получалось, что одно не соответствовало другому, то есть истина была не только…
Максим Митченков: Недетские совсем постановки были, да?
Алексей Бородин: Вы знаете, я вам что скажу: дело в том, что, как вы знаете, в 9 лет ребенок себя не считает ребенком, а в 10, в 11 уж точно.
Максим Митченков: Слушайте, у меня дочери 4 года – она уже взрослая.
Алексей Бородин: Она уже взрослая, поэтому она должна ходить в молодежный театр, но никак не в детский.
Мария Карпова: В какой период было сложней всего творить, ставить спектакли – это были 80-е с худсоветами, 90-е, когда не было денег или, может быть, это наше время?
Алексей Бородин: Вот и то и то, вы знаете, в 80-е было трудно, потому что райком, худсоветы, партком, профком и так далее.
Мария Карпова: А правда у Вас были проблемы?
Алексей Бородин: Ну, как сказать, во всяком случае мы были сильно под присмотром.
Мария Карпова: Отстаивать приходилось?
Алексей Бородин: Да, под присмотром. Вы знаете что, я как-то так…
Максим Митченков: На ковёр не вызывали?
Алексей Бородин: Нет-нет-нет, а потом, если и вызывали, у меня был уже некоторый опыт, так что я умел обходить какие-то камни. Потом 90-е, конечно, тяжелые годы были, потому что совсем не было денег и это было очень-очень трудно и, пожалуй, даже там был опыт, как обходить эти сложности, а здесь опыта уже не было, понимаете?
Мария Карпова: Новое время, да.
Алексей Бородин: Новое время, поэтому был момент такой трудный, в котором надо было не растеряться и, главное, как всегда не потерять себя, понимаете? Мы должны были остаться теми, кто мы есть, несмотря на сложности, а потом как-то всё опять встало на ноги, наладилось и идет.
Мария Карпова: Ваш театр тем, что там много молодых актёров, режиссёров, Вы и сами много лет преподаёте, чему Вы сами учитесь у молодых?
Алексей Бородин: Вы знаете, что я всегда говорю, вот правильно очень, что я учусь, я учусь больше у них, чем они у меня.
Мария Карпова: Правда?
Алексей Бородин: Да, потому что, вы знаете, я не просто учусь, просто энергия, которая исходит от молодости, которую хочется как бы… что мы поколения разные, а у нас могут быть очень глубокие точки соприкосновения, которые нас обогатят с обеих сторон, у меня больше опыта, у них есть вот эта открытость молодая, которая очень важна, поэтому это помогает мне сохранять эту открытость.
Мария Карпова: Поэтому в театре еще один главный режиссёр Егор Перегудов, если я не ошибаюсь?
Алексей Бородин: Да, он как бы главный режиссёр, а я как бы художественный руководитель, я остаюсь на своем месте, как и был.
Максим Митченков: Это не разделение какое-то, Вы не делите полномочия?
Алексей Бородин: Это моя идея была, чтобы у нас в театре был главный режиссёр, потому что, мне кажется, надо всем готовить смену, понимаете? Передавать эстафету, мне кажется, это очень важно, и вот у нас очень много молодых режиссёров работает и ставит спектакли, я их как бы собираю, зову и замечательные есть, конечно, ребята, талантливые и прекрасные и вот Егор, мне показалось, что он такой основательный, такой человек талантливый, который может вместе… и мы сейчас вместе с ним, собственно говоря, делим… мы договорились, у нас есть какие-то разделения, но мы вместе, тут даже дело не в разделении, а дело в том, что это очень, мне кажется здорово, когда люди разных поколений могут вместе делать одно дело.
Мария Карпова: Следующий сезон для театра юбилейный, сотый, тоже невероятная цифра, но мы знаем, что Вы уже сейчас готовитесь, что зрители смогут увидеть?
Алексей Бородин: «Горе от ума» сейчас я ставлю, дальше у меня очень хороший роман замечательный «Душа моя Павел» – это Алексей Варламов, современный наш писатель, дальше мне Стоппард прислал новую пьесу свою «Леопольдштадт»…
Мария Карпова: Опять Стоппард?
Алексей Бородин: Да, это мой личный план, но одновременно до моего спектакля «Горе от ума» Егор Перегудов должен выпустить «Ромео и Джульетта», который он сейчас ставит в переводе Сороки, скоро выпуск уже через месяц, Юрий Бутусов ставит французскую пьесу интересную. У нас очень интересный проект по «Повести Белкина», так получилось, что у нас будет 5 спектаклей, из них 2 уже есть, то есть это отдельные спектакли: «Станционный смотритель» и «Метель» у нас вышли – это Миша Станкевич, Саша Хухлин, это молодые режиссёры, которые работают, и сейчас выходит третий, дальше четвёртый, пятый и вот они все пять повестей, Катя Половцева ставит «Лысую певицу» Ионеско тоже.
Мария Карпова: Невероятно, сколько планов!
Алексей Бородин: Планов невероятно много, а это благодаря чему? Благодаря тому, что у нас сцена большая и она одна, естественно, она не вместит в себя столько, поэтому мы каждый угол, который только есть, превращаем в какие-то сценические площадки и от этого есть возможность этим молодым режиссёрам давать полную возможность работать.
Максим Митченков: Творить.
Алексей Бородин: Творить.
Максим Митченков: Мы Вам хотим тогда пожелать, чтобы в каждом углу, где Вы что-то ставите, чтоб там было много зрителей, процветания театру, с юбилеем 40 лет и Вас, Вы много лет у руля этого театра еще раз поздравляем!
Алексей Бородин: Спасибо, спасибо большое!
Худрук театра РАМТ Алексей Бородин: Мы каждый угол превращаем в сценические площадки и у молодых режиссёров есть полная возможность работать