Мария Карпова: Илья, рады вас видеть! Мы понимаем, день выхода картины на экраны, поэтому у вас очень мало времени, наверно, да? Илья Учитель: Да, здравствуйте, есть такое дело. Максим Митченков: Здравствуйте! Мария Карпова: Мы знаем, что вы – футбольный болельщик, поэтому понятно, почему картина про футбол, но почему Стрельцов? Всё-таки его фигура такая неоднозначная. Илья Учитель: Я уже много раз рассказывал: поскольку я с детства болен футболом, я смотрел всегда футбол в детстве с дедушкой, который застал Стрельцова и видел его живьём, мы смотрели какой-то русский футбол, не помню уже что был за матч, кто-то дал кривой пас пяткой, в этот момент дедушка сказал: «А вот в моё время был такой Стрельцов, который пасы пяткой давал получше, мягко говоря». Потом уже я узнал его историю, когда стал постарше, и эта мечта зародилась во мне. Мария Карпова: Но от идеи до реализации прошло, как вы сами сказали как-то, 6-7 лет – это очень много, по-моему, для картины? Илья Учитель: Да, потому что мечта снять большой фильм про футбол была давно, но возможности не было, и мы очень долго писали сценарий, как-то трепетно к этому относились, было очень много вариантов этого сценария, и мы действительно раза 3 начинали прямо совсем заново, поэтому этот процесс и занял столько времени. Максим Митченков: А в итоге о чём фильм? Можно сказать буквально в паре предложений, не раскрывая, естественно, всю концепцию, всю сюжетную линию? Илья Учитель: Конечно, я могу, правда, мне кажется, самый нелюбимый вопрос для режиссёра: о чём фильм? Или ещё, может быть, вопрос: как бы вы определили жанр своего фильма?.. Максим Митченков: Давайте я уточню: это просто биографическая картина или это конкретно история из жизни Стрельцова? Илья Учитель: Я бы сказал, что это и не то и не то, поскольку, я не буду скрывать, мы очень много чего додумали и допридумали, чтобы как-то сделать это кино ещё более красочным и эмоциональным, поэтому… вот я смотрел какой-то фильм Стивена Спилберга, я не помню правда уже какой, потому что я смотрел их много, и там была классная формулировка: «Вдохновлено реальной историей» – вот у нас нечто похожее. ФРАГМЕНТ Х/Ф «СТРЕЛЬЦОВ» Мария Карпова: Но тем не менее, мне кажется, вы пошли на очень рисковый шаг: когда был готов сценарий, вы дали его почитать близким Стрельцова, его, как говориться, коллегам по цеху. Чья это была идея: ваша или, скорей, продюсера? Илья Учитель: Это не то чтобы была идея, было очевидно, что этого не избежать, и я думаю правильно всегда им показывать то, что мы написали, и они давали очень много замечаний, комментариев… Максим Митченков: А что были за замечания, Илья, вы можете вспомнить? Илья Учитель: Поскольку они всё знали, как было в реальности, конечно, в основном все замечания касались того, что «этого не было», «всё было не так» и так далее. Мария Карпова: Это не моё мнение, но сейчас часто звучат такие фразы: «Почему опять Петров?» – вы не боитесь, что вас будут в этом обвинять? Илья Учитель: Я понимаю, что уже все обвиняют меня в этом. Я не вижу в этом ничего страшного, поскольку, например, фильм же должен был выходить весной, и наш фильм как раз бы и замыкал такую цепочку фильмов, где Саша в одной из главных ролей, и на самом деле это просто стечение обстоятельств, потому что, например, мы снимали «Стрельцова» раньше, чем практически все те фильмы, которые вышли до нас, поэтому тут никто не виноват, что так произошло. Мария Карпова: Мне кажется, больше половины успеха в таких фильмах – это хорошо снятый футбол. Что вы для этого использовали: были ли какие-то спецэффекты, может быть? Илья Учитель: Конечно, была куча спецэффектов, на самом деле про то, как мы снимали футбол, я могу часами говорить, поскольку это была самая амбициозная наша задача. Мы с оператором Морадом Абдель Фаттахом посмотрели, мне кажется, все существующие фильмы про футбол, какие только были сняты игровые, и мы наткнулись на то, что во всех сценах футбола есть какая-то странная закономерность, что непонятно, кто куда бежит, и вроде вот ты видишь: один игрок с мячом, он даёт кому-то пас и дальше непонятно географически, что происходит. Максим Митченков: Слушайте, это не только в кино, Маруся так смотрит любой футбольный матч… Мария Карпова: Да-да, мне ничего непонятно. Максим Митченков: Кто куда бежит, кто в какой форме, где наши?.. Илья Учитель: Нам, поскольку мы любим футбол, всё-таки хотелось понимать, что происходит на поле хотя бы в нашей фильме, поэтому мы придумали такую специальную систему осей, как снимают диалоги в кино, это называется «Восьмёрка». Мария Карпова: «Восьмёрка». Илья Учитель: Да, мы придумали только в более сложном варианте для футбола, чтобы всегда всё двигалось в одну сторону, когда атакует нужная нам команда, плюс ещё, конечно, у нас стоял огромный хромакей, я не люблю бросаться громкими словами, но мне кается, что это был самый большой хромакей в мире вообще, и он опоясывал всё футбольное поле стадиона Стрельцова, на котором мы снимали, и плюс ещё двигалось всё время солнце над нами, потому каждые несколько часов нам приходилось менять команды воротами, чтобы зеркалить расположение футболистов, в общем, это был очень трудоёмкий процесс. Мария Карпова: Илья, насколько я понимаю, режиссёр – всегда главный на съёмочной площадке, то есть, получается, что Алексею Учителю, который выступил в качестве продюсера на этой картине, тоже пришлось вам подчиняться, несмотря на то, что он ваш отец? Илья Учитель: Конечно, он мне не подчинялся никогда, он приходил на съёмки только в первый день – нас всех поприветствовал, грозно на нас всех посмотрел, и дальше уже только на монтаже мы начали наши прения. Максим Митченков: Но в итоге он конечным результатом доволен? Илья Учитель: Я надеюсь, от него же никогда не дождёшься слов одобрения. Максим Митченков: Но вы довольны? Илья Учитель: Я доволен, да. Максим Митченков: Итак, картина выходит сегодня на экраны, вообще не страшно в такой период выпускать фильм в кинотеатры, когда ещё далеко не все люди готовы туда идти? Илья Учитель: Конечно, страшно, я бы даже сказал, очень страшно, поскольку в апреле, если не случись пандемия, всё, конечно, благоволило нам чуть больше, но деваться некуда – надо всё-таки стараться возвращать к жизни наш отечественный кинопрокат, не думал я, что это придётся делать собственными силами и бросаться грудью на амбразуру и экспериментировать на себе, но деваться некуда, будем надеяться, что всё пройдёт в той или иной степени благополучно. Максим Митченков: Тогда держим за вас кулаки, желаем хорошего проката фильму и сами обязательно пойдём в кино! Мария Карпова: Обязательно, конечно. Максим Митченков: Илья, спасибо огромное! Мария Карпова: Спасибо! Илья Учитель: Спасибо!