Максим Митченков: Илзе, поздравляем вас с днём рождения, рады вас видеть! Дарья Шуляк: С днём рождения! Илзе Лиепа: Спасибо большое, спасибо, очень приятно начинать день с такого масштабного поздравления, благодарю вас сердечно! Дарья Шуляк: Илзе, вы как-то в интервью сказали, что балет – это диагноз, и человек, который посвятил свою жизнь искусству балета, он заложник своего дела, вот этой профессии. Получается, балет – это не просто профессия, это стиль жизни? Что вы хотели этим сказать? Илзе Лиепа: Я думаю, что это касается каждой творческой профессии, потому что человек, живущий в мире образов, творчества, никогда не перестаёт быть свободным от своей судьбы. Выходя из своего репетиционного зала, ты всё равно продолжаешь думать, продолжаешь размышлять, ты что-то читаешь на тему того, что ты делаешь в жизни, и это касается любой творческой профессии – режиссёра, артиста или танцовщика. А для меня сейчас балет продолжается в другой ипостаси: в этом году открылась флагманская школа на Тверской – Русская национальная балетная школа. И, вы знаете, это такое уникальное пространство пересечения профессионалов и любителей, так что вы тоже можете прийти к нам заниматься, пожалуйста. Дарья Шуляк: То есть и взрослые могут начинать заниматься балетом? Максим Митченков: То есть мне в свои 23 не поздно ещё заняться балетом, да? Илзе Лиепа: Конечно, не поздно. Тем более, что мы уже больше 20 лет собираем инновационные мировые методики сохранения здоровья, правильного движения, а также продвигаем направление «Здоровье в балете», поэтому мы работаем с профессиональными балетными танцовщиками, просто с теми людьми, которые хотят сохранить своё здоровье и не хотят тягать штанги в фитнес-центре. Максим Митченков: Давайте вспомним, как вы пришли в балет. Понятно, что вы из балетной семьи, но всё-таки этот путь ваш конкретно был предопределён, или он был тернист, и вы, может быть, хотели стать вообще кем-то другим? Илзе Лиепа: Вы знаете, когда я была маленькая, мне очень хотелось продавать мороженое, чтобы иметь доступ к этому лакомству. Максим Митченков: Да-да-да. Илзе Лиепа: Или быть укротительницей тигров. Мне так представлялось: вот иду я по улице и веду на поводке тигра – вот это здорово! Дарья Шуляк: Красота! Илзе Лиепа: Конечно, жизнь моего отца для меня и для моего брата Андриса, у которого, кстати говоря, юбилей в этом году, и мы будем отмечать его, и будет большой концерт в феврале в Кремлёвском дворце съездов, для нас жизнь нашего отца Мариса Лиепу была настолько яркой и интересной, вы знаете, наверно, так, как можно представить себе жизнь космонавта, вот это что-то невероятное, это что-то непохожее ни на кого, и мы также воспринимали жизнь нашего отца – звезды балета Большого театра, мы понимали, что рядом с нами человек совершенно какой-то особенный, незаурядный. Конечно, это было очень интересно – войти в это пространство, тем более он сам всегда очень нас поддерживал и говорил нам: «Ребятки, если вы немножко постараетесь, какая вас моет быть интересная жизнь!». И вот это ощущение интересной жизни, наверно, и привлекло нас с братом, потому что, конечно, нам не нравилось шаркать ногой по полу и делать бесконечные батман тандю и преодолевать себя поначалу. Потом наступает время, когда, вы знаете, парадоксально, профессия вообще парадоксальная, вроде спросить: «Как это может нравиться? Как могут нравиться бесконечные усилия? Как может нравиться бесконечная боль? Вот как это может нравиться?» – оказывается, это может нравиться, и ты начинаешь получать удовольствие, когда через эту боль, через преодоление ты вдруг понимаешь, что твоё тело становится твоим инструментом, и это какое-то невероятное ощущение, удовольствие. Максим Митченков: Вы не скучали? Потому что можно пойти с детьми другими поиграть, повеселиться или, может быть, это всё было? Дарья Шуляк: Ведь это же колоссальные нагрузки, с детства колоссальные нагрузки. Максим Митченков: Кажется, что люди, которые занимаются балетом всё время проводят на тренировках или на сбирах, на гастролях, всё время физических нагрузки и ограничения, диеты. Или, может быть, не так, по крайней мере, в детстве? Илзе Лиепа: Вы знаете, конечно, это два разных пути: балет как профессия и балет как увлечение. Мне очень нравится, и очень я много сил прикладываю для того, чтобы открыть балет как увлечение для множества-множества девчонок и мальчишек, очень хочется, чтобы глаза у их горели, поэтому мы и придумаем для них уникальные, очень красивые творческие проекты, когда ты делаешь то самое скучное батман тандю, гимнастику, но впереди у тебя стоит выступление на сцене в интересном проекте, тогда ты понимаешь, для чего ты это делаешь, и это очень раскрывает внутреннее существо ребёнка. А вот сейчас, буквально 13 ноября, состоялся XI конкурс на соискание Национальной премии детско-юношеского танца «Весна священная» – это проект нашего фонда. И состоялся ещё гала-спектакль: на сцене было около 400 танцующих ребят, приехавших из разных уголков нашей страны. Это было феноменальное зрелище, это был феноменальный ещё раз увиденный и оцененный нами опыт того, то парень или девушка, или ребёнок, или девчонка, или мальчишка, если у них есть в детстве, в юности увлечение, то за них можно быть спокойными. Максим Митченков: Скажите, какие-то постановки планируете в ближайшее время? Над чем работаете сейчас? Илзе Лиепа: Мы всё время в работе. Ближайший концерт Русской национальной балетной школы на сцене Дома музыки – прекрасная благородная, очень интересная профессиональная сцена – мы покажем «Класс-концерт» – это очень популярный стиль спектаклей в балетном мире. Когда-то «Класс-концерт» покорил мир, его поставил и показал миру Асаф Мессерер, и мы, собственно говоря, делаем тоже, продолжаем эту историю. А потом летом мы покажем новый проект на сцене зала «Зарядье», мне очень приятно, что такие большие сцены нас принимают. И, конечно, 28 февраля мы будем с Андрисом на его юбилее в Кремлёвском дворце съездов. Максим Митченков: Ждём тогда ваших постановок, желаем, чтобы все ваши планы реализовались, ещё раз с днём рождения вас, спасибо! Дарья Шуляк: С днём рождения, Илзе! Илзе Лиепа: Спасибо большое за время и за внимание, пока-пока! Илзе Лиепа: Всего доброго!