Сюжет 1. День пограничника. Писатель Михаил Зощенко, маршал Семен Буденный, президент Белоруссии Александр Лукашенко – в биографии всех этих известных людей есть один общий факт. Каждый из них в свое время охранял границы нашей родины. Сегодня, 28 мая, в России отмечают День пограничника. Именно в этот день в 1918 году был подписан Декрет о создании пограничной службы. Когда появились первые часовые наших границ, как менялась их служба и как они работают сегодня? Сюжет 2. «Учитесь у всех. Не подражайте никому». Максим Горький. Его нередко называли «буревестником революции». Но существует версия, что сам он был совсем не рад такой характеристике. И ему ни раз приходилось пожинать плоды своих заблуждений. 28 мая 1965 года в Москве открылся дом-музей писателя Максима Горького. Как человек, не имевший даже среднего образования, смог добиться такого признания? Почему его творчество до сих пор актуально и каким, в действительности, был он сам? Сюжет 3. НЭП: капитализм при социализме. Капитализм с оттенком социализма – 28 мая 1921 года большевики приняли новую экономическую политику. Мера была вынужденной. Так молодое правительство искало способ выйти из глубокого экономического и социального кризиса, вызванного Гражданской войной и интервенцией. В итоге удалось не только решить многие проблемы, но и провести денежную реформу. Но почему же такая успешная программа была очень быстро свернута? *** Все началось с постановления Политбюро ЦК ВКПб об опере Вано Мурадели «Великая дружба». «Музыка оперы невыразительна, бедна. В ней нет ни одной запоминающейся мелодии или арии. Она сумбурна и дисгармонична, построена на сплошных диссонансах, на режущих слух звукосочетаниях». Потом стрелы критики полетели в сторону Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Николая Мясковского, Гавриила Попова и Виссариона Шебалина. Их сочинения, говорилось в постановлении, «сильно отдают духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик…». Правда, довольно скоро опальные композиторы начали получать Сталинские премии. Шостакович получил ее в 1950-м, а Прокофьев – в 1951-м. Точку в этой музыкальной истории поставило постановление от 28 мая 1958 года, которое исправляло отношение к раскритикованным произведениям и их авторам. В постановлении утверждалось, что критика оказалась бездоказательной, но в то же время было отмечено, что документ 1948 года сыграл определенную положительную роль в развитии музыки.