Клара Новикова, народная артистка РФ: Я готова откликаться на любое смешное, но быть 24 часа в сутки в состоянии рассмешить я не могу

Гости
Клара Новикова
народная артистка РФ

Олеся Дегурко: Клара, здравствуйте!

Клара Новикова: Здравствуйте!

Олеся Дегурко: С днём рождения вас!

Иван Гостев: Здравствуйте, поздравляем вас с днём рождения!

Клара Новикова: Спасибо!

Иван Гостев: Спасибо огромное, что к нам пришли, для нас это большая радость!

Клара Новикова: Спасибо, мои дорогие, спасибо, для меня тоже радость!

Иван Гостев: Мы буквально перед встречей с вами говорили о том, что тот оптимизм, который вы дарите всем со сцены, чувствуется очень ярко. И есть даже информация, что у вас есть особые секреты избавления от депрессии. Поведайте нам.

Клара Новикова: Нет, такого я не помню, то есть моментально не вспомню, а в день рождения тем более, у меня сегодня столько забот в этот день. Раньше была такая история: я любила пойти в магазин, что-нибудь купить, такой устроить праздник, приготовить что-нибудь вкусное, всех угощать, а сейчас просто на это не то что физически хватает времени, а просто мне так кажется, что жизнь немножко стала другой, вот немножко другой. Я очень люблю свой декабрь и к моей огромной радости у меня на подоконнике… я люблю такой цветок, который называется «декабрист», и все декабристы у меня расцвели.

Олеся Дегурко: Как подарок.

Клара Новикова: Подарок, да.

Олеся Дегурко: А вообще считается, что люди, которые работают с юмором, юмористы – они также легко воспринимают жизненные неурядицы, как это на сцене выглядит. Это правда?

Клара Новикова: Вы понимаете, как ни странно, от юмористов всё время ждут, что они в каком-то… Это же сумасшедший человек, который всё время в таком состоянии. Как-то собираешься на что-то, если вечером выходишь на сцену, если есть какая-то съёмка, как-то внутренне всё равно должна собраться, подумать, что-то сделать. Я готова откликаться на любое смешное, но 24 часа в сутки быть в состоянии рассмешить я не в состоянии, правда.

Иван Гостев: Вот, говорят, в детстве вы были, в общем, неуверенной в себе, вы сами признавались, что какая-то скромность, стеснение всегда присутствовали. Как вы решились выбрать такую профессию, которая предполагает выход на люди, полную свободу и как удалось преодолеть эту застенчивость?

Клара Новикова: Я постепенно преодолевала. Я, конечно, в детстве, я правда помню себя закомплексованную. Мои школьные подруги, Лидочка Яремчук – народная артистка Украины, она живёт в Киеве. Вот мы учились в одном классе и её брат всегда говорил: «Слушай, я не помню в школе твоего голоса», – потому что я была тихая девочка с длинной косой, но сопротивление происходило, понимаете, всё время. У меня был очень строгий папа, были строгие родители, меня всё время держали в чёрном теле, ну не то чтобы, но я правильно должна вести себя, а внутренне было ощущение – вести себя неправильно. Вот волосы, которые у меня были длинные косы, которые я постепенно порезала, потому что мне не разрешали, не разрешали, а я хотела, уже все в классе девочки подстриглись – 10-й, 11-й класс, и я сама постепенно её подрезала. Мама каждый раз говорила: «Что такое, у тебя волосы стали короче, что такое?». Но волосы, вот эти отрезанные, я папе клала в брюки, в зимние, которые он когда зимой надел и сунул руку в карман, он думал, что там мыши, он так орал – мой папа, он так орал!

Иван Гостев: Слушайте, а как же они вас на сцену отпустили вообще?

Клара Новикова: Мне не разрешали на сцену, я ходила в кружок художественного чтения в Дом пионеров, тогда такие были Дома пионеров. У меня замечательная учительница, и, собственно, она меня мотивировала на эту профессию. Я поступала в Киевский театральный институт, туда не поступила, он был приём в эстрадно-цирковое училище. Я никогда не представляла, что такое эстрада, но были у меня любимые артисты, папин любимый – Аркадий Исаакович Райкин, конечно, папа ещё очень любил Брунова Бориса Сергеевича, который конферансье, балагур такой. Но я себя там не видела, что вы! Я была Офелия, я была Дездемона, я себе представляла каких-то героинь-героинь и у зеркала репетировала бесконечно Китти, а мне не хотелось, мне она не нравилась, как она жизнь покончила, но в результате Катя Рождественская делала потрясающие «Несыгранные роли» – фотографии. Но что такое сфотографироваться? Это всё равно, что сыграть. Я выбрала Анну Каренину, я выбрала Катерину в «Грозе», я выбрала «хо-хо, парниша!».

Иван Гостев: «Шалишь, парниша!» из «12 стульев», да?

Клара Новикова: Да, из «12 стульев».

Олеся Дегурко: Эллочка-людоедочка.

Клара Новикова: Да, Эллочка. И Плюшкина, и я сыграла эти роли в фотографиях. И когда мы уже стояли в «Анне Карениной», секунды оставались до съёмок, я говорю: «Катенька, скажи, Анна Каренина – в какой момент ты её видишь? Я – Анна Каренина». Он говорит: «В последний момент: решение принято, а поезд идёт». Как? А как это сыграть? Где этот должен быт взгляд? И я сыграла. Это мгновение, но вот как-то так. И я себя в детстве не представляла Анной Карениной.

Олеся Дегурко: А своей тётей Соней вы себя в детстве представляли?

Клара Новикова: Никогда, я даже вообще не могла себе представить. Хотя мои тёти все – они были «тётями Сонями», это же не отвлечённый какой-то образ. Ели бы вы знакомы когда-то с моими родителями, вы бы понимали, что «тётя Соня» – это папа и мама.

Олеся Дегурко: То есть вы придумали? Это из вашей жизни?

Клара Новикова: Да, она так возникла, она говорит правду, она говорит то, что думает, она каждому так скажет, она может подойти пожалеть, посочувствовать, поучаствовать, но вместе с тем она говорит смешно, не потому, что ей так написано, она такая, как мой папа. Он же не специально так говорил, он так думал, он так жил, он так существовал.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ КЛАРЫ НОВИКОВОЙ

Иван Гостев: А вот относительно чувства юмора, ведь можно ли его вообще развить или это природный дар, который с рождения есть и всё? Как вы считаете?

Клара Новикова: Это отношение человека к себе, понимаете? Некоторые люди не могут к себе с иронией относиться, и некоторые очень так на полном серьёзе относятся к себе. Я думаю, что можно развивать, это такая внутренняя свобода, мне кажется. Вот говорить то, что ты думаешь, говорить с отношением к этому – это какая-то внутренняя свобода, мне кажется так.

Олеся Дегурко: Спасибо большое вам за то, что вы дарите нам такие позитивные и потрясающие образы, спасибо!

Клара Новикова: Спасибо!

Иван Гостев: А я желаю, чтобы огонёк в глазах и в сердце никогда вас не покидал!

Клара Новикова: Спасибо, мой дорогой! Я хочу, чтобы он тебя зажигал. Прости, что я на «ты». Пускай мой огонёк зажигает вас! И не просто потому, что это те слова, которые вы должны сказать в эфире, а я была бы счастлива, если бы в самом деле так и было. Я очень рада, что вы меня пригласили, в день своего рождения не пожалела времени, чтобы побыть с вами. Спасибо вам огромное!

Олеся Дегурко: Вам спасибо большое!

Иван Гостев: Спасибо большое!