Композитор Александр Морозов: Мы создали репертуар для группы «Форум», еще не имея солистов, и только потом стали посещать концерты и подыскивать исполнителя

Гости
Александр Морозов
композитор, народный артист Российской Федерации

Мария Карпова: Александр Сергеевич, Марина, очень рады вас видеть и главное, что снова вместе! Это правда, что вы всегда не разлей вода?

Марина Парусникова: Правда!

Александр Морозов: Это правда, да, уже много лет, это случилось очень давно в 2004 году, когда мы 1 сентября закрепили в ЗАГСе, поставили свои подписи, узаконили наши отношения.

Марина Парусникова: С этого момента мы стали писать вместе, расписались, так и стали писать.

Александр Морозов: А ускорил этот процесс Иосиф Кобзон, потому что где-то за месяц до этого момента, до нашего бракосочетания, Иосиф Кобзон сделал нам предложение – в составе большой делегации артистов российской эстрады-выходцев из Украины принять участие в туре, который они придумали, «Мы – дети твои, Украина!», и вот этот тур должен был в сентябре проходить по всем городам Украины на всех площадях, а мы тогда ещё не были мужем и женой…

Марина Парусникова: Мы были продюсером и артистом.

Александр Морозов: Да, я был композитором, Марина была моим продюсером, и он когда узнал… мы-то должны были жить в одном номере, и он когда узнал, что мы ещё не муж и жена, он говорит: «А как ты себе представляешь это? Морозов приехал на важное такое мероприятие с любовницей – это не годится. Значит, до нашего отъезда…».

Марина Парусникова: «Срочно в ЗАГС!».

Александр Морозов: «Срочно в ЗАГС, и чтобы вы были мужем и женой!».

Мария Карпова: То есть буквально Иосиф Давыдович заставил вас пожениться, так получается?

Максим Митченков: Вы потом отчитались перед ним, да? Показали ему штамп в паспорте?

Александр Морозов: Был этот процесс, и вот когда все звёзды нашей эстрады-выходцы из Украины сели в самолёт, и мы когда с Мариной тоже вошли в самолёт, нас все стали поздравлять.

Марина Парусникова: Это была наша первая фактически свадьба, а потом мы проехали по 33 городам, и в каждом городе после концерта Кобзон говорил: «А у нас здесь молодые!».

Александр Морозов: «На банкет!».

Марина Парусникова: И практически мы отметили 33 свадьбы в нашем большом туре.

Александр Морозов: У нас медовый месяц был на Украине, но тогда это была ещё совсем другая Украина.

Марина Парусникова: Это был 2004 год, но звёзды, кстати, ходили на нашу свадьбу, как они говорили, на банкет, знаете: «Кто сегодня пойдёт к Морозову на свадьбу?» – потому что каждый день в таком объёме уже было невозможно пить за наше здоровье и за наше счастье, и они дежурили: то Лолита, то Королёва, то Меладзе, в общем, вот так каждый день мы отмечали нашу свадьбу.

Александр Морозов: Вот с той поры мы, в общем-то, не расстаёмся уже много-много лет никогда не расстаёмся.

Марина Парусникова: Ну да.

Александр Морозов: Всегда вместе.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДУЭТА «МАЭСТРО И МАРИНА»

Мария Карпова: Но ведь история знакомства у вас тоже очень романтичная, Марина, вы вед брали интервью у Александра Сергеевича, да? Что это было – прямо любовь с первого взгляда или как?

Марина Парусникова: Нет, я работала на Олимпиаде-80, была в группе награждения, знаете, молодые девушки выносят медали, и в этой группе была девушка из Молдавии, её звали Светлана, мы дружили, и они сказала, что у неё брат – известный композитор Александр Морозов. Я, конечно, знала Морозова тогда песни «В краю магнолий» и другие, но я представить себе не могла, что вообще мы познакомимся, и как-то у нас завяжется роман, я считала вообще, что он значительно, как мне казалось, старше, но тогда мне было 18 лет, а ему – 31, то есть у нас 13 лет разницы, и я считала, что всё – это очень большой возраст, он практически старик.

Александр Морозов: И ты меня, собственно, на свою программу, помнишь, пригласила.

Марина Парусникова: Да, и потом уже я сначала узнала о нём, узнала о том, что у моей подруги есть такой замечательный известный брат, потом спустя уже много лет, но мы не познакомились, спустя много лет Света мне позвонила и сказала, что Александр переехал в Москву из Санкт-Петербурга, я уже работала на телевидении, у меня была своя собственная программа «Козырная дама», куда мы приглашали известных людей, и я пригласила Александра к себе на программу, он пришёл с гитарой и пел песню «Зорька алая», не отрывал от меня взгляд просто, а я почему-то от него и с этого момента, как говорят, нас пробило, то есть мы как только познакомились лично…

Александр Морозов: Вот так появился наш роман.

Марина Парусникова: Наш роман закрутился очень быстро, очень бурно, но потом мы его вынуждены были прервать, потому что слишком сильно нас, в общем, обуревали страсти, а Александр был женат, а я была замужем.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА МИХАИЛА ШУФУТИНСКОГО

Мария Карпова: А вот, если я не ошибаюсь, эта песня, «Мариночка-Марина», была написана на спор, да?

Александр Морозов: Это было в Лос-Анджелесе монго лет назад, я был как раз там и приехал в гости к Мише Шуфутинскому, и в то же время в Лос-Анджелесе был Илья Резник, Миша пригласил Илью тоже и говорит: «Ребята, слабо до завтрашнего дня написать хорошую песню про Марину? Мне просто лететь в Канаду – поздравлять Марину Якубовскую с днём рождения и очень нужна песня, я вам сделаю хорошие подарки». Мы сказали, что мы попробуем, и действительно мы меньше, чем за сутки с Ильёй написали эту песню, он послушал и говорит: «Всё, спасибо, ребята, годится».

Марина Парусникова: Суперпесня!

Александр Морозов: И так родилась песня, потом уже он снял клип на эту песню, но мало кто знал, что когда я писал, мне помогла Марина написать эту песню.

Марина Парусникова: Но я не знала.

Александр Морозов: Потому что я-то когда писал, я писал про свою Марину.

Максим Митченков: Вы конкретной Марине посвящали песню, да, мы поняли.

Александр Морозов: Дело в том, что она оказалась для нас пророческой, потому что там были такие слова в припеве: «Ты для меня Мариночка-Марина – любовница, невеста и жена».

Марина Парусникова: «Любовница, невеста и жена».

Мария Карпова: Да-да.

Александр Морозов: И в последствии всё так и произошло, как пелось в этой песне.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА МИХАИЛА ШУФУТИНСКОГО

Мария Карпова: А вообще есть какой-то алгоритм написания хита? Вот есть какие-то правила?

Максим Митченков: Судя по тому, что хит можно написать за сутки, даже меньше, видимо, есть, поделитесь с нами, Александр Сергеевич?

Александр Морозов: Вы знаете что, я обратил внимание, проанализировал, что наиболее мои значимые песни, которые стали уже почти классикой, такие как «В горнице моей светло», «Зорька алая», «Камушки», песня «Душа болит» – эти песни рождались на удивление очень быстро, потому что такое ощущение, что они уже были где-то… с небес спускались.

Марина Парусникова: Запрограммированы.

Александр Морозов: Что касается песни «Душа болит», такая история: когда мы познакомились с Анатолием Поперечным на «Песне года», он меня пригласил к себе в гости и разговорились, и он мне показал стихи «Малиновый звон», мне они как-то сразу понравились, я как-то сразу завёлся, я говорю: «Анатолий, есть у тебя какой-нибудь инструмент?». Он говорит: «Нет, у меня, к сожалению, нет инструмента, ну, правда посмотрю, может быть, у сына гитара была, там правда нет двух струн…». Я говорю: «Не важно, посмотри». Он принёс мне гитару, я её чуть-чуть подстроил…

Марина Парусникова: И сказал: «Уходи».

Александр Морозов: Ушёл на кухню и говорю: «Толя, оставь меня на часик». Через минут 40 я его зову и говорю: «Послушай, как тебе этот вариант?». И спел нота в ноту «Малиновый звон» – вот так тоже на одном дыхании родилась песня.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НИКОЛАЯ ГНАТЮКА

Мария Карпова: А это правда, что, казалось бы, такая безобидная песня «Малиновый звон» не прошла худсовет?

Марина Парусникова: Да.

Мария Карпова: Из-за чего? Что в ней было такого-то?

Александр Морозов: Я тогда ещё был в Ленинграде, и прежде чем песня появлялась в эфире на радиостанции, она проходила серьёзный художественный совет, и на художественном совете я когда показал эту песню, потом… обычно как – просушивали, потом все выходили, авторы, в коридорчик и ждали результатов.

Марина Парусникова: Волновались.

Александр Морозов: Волновались, да. Потом пригласили и сказали: «Песня очень хорошая, но единственное – мы очень попросили бы автора слов изменить одно слово, потому что в таком варианте, к сожалению, мы песню не можем принять». «А что вас смутило?». «Там есть такие слова: «Этот малиновый звон от материнских икон», вот пусть автор подумает, заменит, это наша просьба, чтобы песня звучала».

Марина Парусникова: Советское время.

Александр Морозов: Я передал эту просьба Анатолию Поперечному, он, конечно же, как поэт…

Марина Парусникова: Был недоволен.

Александр Морозов: Возмутился, но потом смирился и говорит: «Ну, ладно, пусть будет «от материнских окон». И вот так получилось, что эта песня в первом варианте досталась первому исполнителю Николаю Гнатюку.

Мария Карпова: Да.

Александр Морозов: И вот первая запись этой песни так и многие годы звучала именно с этими стихами.

Марина Парусникова: С этими «окнами».

Александр Морозов: Да, с «окнами».

Максим Митченков: Да-да.

Александр Морозов: А впоследствии, конечно, уже после перестройки эта песня уже везде звучит и в нашем исполнении, в моём: «Этот малиновый звон от материнских икон».

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА МОРОЗОВА И «РЕСПУБЛИКИ»

Александр Морозов: Я вспоминаю, даже удивительно: в своё время мне Глеб Горбовский – замечательный поэт, с которым я тогда сотрудничал, мы с ним много написали популярных песен, в том числе и «Папа, подари мне куклу», он мне подарил сборник стихов Николая Рубцова «Зелёные цветы», но это уже был посмертный сборник, это был 74-й год, а Рубцова не стало в 71-м году, и вот когда я написал песню… первая песня на его стихи была «В горнице моей светло» и тоже, когда я показывал эту песню, люди ещё мало знали поэзию Николая Рубцова, думали: «Какой-то неизвестный автор». И говорит: «А что это? Не мог бы автор заменить, – они даже не знали, что его нет, – не мог бы он заменить «ведро»? Там: «Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды».

Марина Парусникова: Сказали: «Песня про ведро».

Александр Морозов: Но он говорит: «Ну что, такие красивые слова: «цветы», «сядь», «матушка моя» и вдруг: «Матушка возьмёт ведро» – как-то грубовато». Во всяком случае, мне удалось отстоять, и песня состоялась именно в таком первозданном виде.

Марина Парусникова: Но первая исполнительница её так и не спела, нужно отдать должное, потому что самой популярной певицей того времени, фолк-певицей, была Жанна Бичевская.

Мария Карпова: Да.

Александр Морозов: Я ей показал эту песню…

Марина Парусникова: И первая исполнительница должна была…

Александр Морозов: Она, кстати, ей очень понравилась.

Марина Парусникова: Да.

Александр Морозов: Но я не знаю, по какой причине песня так, в общем, долго не звучала в её исполнении, потом Сурина её стала тоже петь, певица.

Марина Парусникова: В общем, она не пошла.

Александр Морозов: И потом молодёжь запела - Гинтаре Яутакайте, кстати, песня пошла именно от молодых исполнительниц.

Марина Парусникова: От никому не известных.

Александр Морозов: От литовской певицы Гинтаре Яутакайте, которая победила в Днепропетровске на всесоюзном конкурсе артистов эстрады с этой песней.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГИНТАРЕ ЯУТКАЙТЕ

Мария Карпова: С этим конкурсом связана одна забавная история, которую даже в своих интервью часто рассказывает Тамара Гвердцители, как вы с бутылкой вина, Александр Сергеевич, буквально ворвались ночью к ним в номер… я не знаю, может быть, конечно, не при Марине это будет сказано…

Марина Парусникова: Он такой интеллигентный, он не мог ворваться.

Александр Морозов: Дело было в Сочи, в Сочи в своё время проходил замечательный фестиваль «Красная гвоздика»…

Мария Карпова: Да.

Александр Морозов: И я был тоже приглашён на этот фестиваль, по-моему, я уже был в жюри, я не помню, и я вот я знал, что Гинтаре должна петь «Горницу», а её соперница основная была Тамара Гвердцители…

Марина Парусникова: Они были молоденькие.

Александр Морозов: Им по 18 лет было. Я подумал их подбодрить и вечерком взял бутылочку вина сухого, думаю: «Зайду, проведаю девчонок, настрою их». Постучался так в дверь к ним в номер, мне никто правда не открыл, но сказали: «Открыто!» – и я тихонько зашёл, это было часов 9-10 вечера…

Марина Парусникова: А они рано легли спать.

Александр Морозов: Они уже лежали в своих кроватках и тряслись, говорят: «Нам надо отдохнуть, выспаться, завтра трудный день».

Марина Парусникова: «Уходите, Александр, уходите!».

Александр Морозов: Нет, они так не говорили, я был очень… их поддерживал, говорю: «Девчонки, ну что вы так! Давайте снимите стресс, давайте по полстаканчика сухого вина за ваше завтрашнее выступление». Но они так и не рискнули.

Мария Карпова: Какие ответственные артистки оказались!

Александр Морозов: Забавно.

Марина Парусникова: Но, кстати, выиграла тогда Гинтаре.

Александр Морозов: Нет, выиграла Тамара, по-моему.

Марина Парусникова: А Гинтаре стала второй?

Александр Морозов: Наверно, так.

Марина Парусникова: А потом была «Песня года».

Александр Морозов: Я уже сейчас подробностей не помню.

Максим Митченков: Всё-таки вы спорите!

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГИНТАРЕ ЯУТКАЙТЕ

Александр Морозов: У песни этой, конечно, у «В горнице», надо отдать должное, у неё сложилась удивительно счастливая судьба, и я когда её показал в 75-и году, мы с Эдуардом Хилем приехали проведать уже больного в Комарово Василия Павловича Соловьёва-Седова, и Хиль говорит: «Саша, покажи, пожалуйста, свои новые песни Василию Павловичу», – и я ему показал 2 песни: «В горнице» и «Зорьку алую», и он очень удивился, потому что сидел перед ним совсем молодой парень. Он говорит: «Надо же какой везучий композитор, ещё только начинает жить в творчестве, а уже написал бессмертные песни, которые тебя переживут!».

Максим Митченков: А как так получалось, что именитые, известные исполнители стали брать ваши песни? Для молодого начинающего композитора это правда чистое везение, наверное?

Александр Морозов: Дело в том, что мне повезло, потому что я начал свою творческую карьеру в начале 70-х в Ленинграде, а Ленинград, ленинградская эстрада тогда была на пике популярности: молодая Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, чуть позже Люда Сенчина, Сергей Захаров, и всем этим исполнителям, конечно же, я показывал эти песни и мне везло, потому что они брали их в свой репертуар.

Максим Митченков: А как вы их показывали? Вот первую встречу с Сенчиной помните, например?

Марина Парусникова: Да, Люда очень любила рассказывать эту историю.

Александр Морозов: Дело в том, что я после окончания института Герцена педагогического проходил службу 1 год на флоте на крейсере «Киров» в Кронштадте, а поскольку я был всё-таки композитором уже известным, меня направили в командировку в Ленинградский матросский клуб, чтоб я там искал таланты местные, и я там базировался, в этом матросском клубе, но я уже обратил внимание, что появилась в Ленинграде молодая и симпатичная певица с удивительно звонким хрустальным голосом, и я когда написал с Михаилом Рябининым песню «Камушки», я почему-то подумал, что она очень подойдёт…

Марина Парусникова: Людмила.

Александр Морозов: Я её разыскал, позвонил, представился, говорю: «Вот хотел бы показать песню». А она так была счастлива, потому что она была тогда студентка, по-моему, музучилища…

Марина Парусникова: Да-да-да.

Александр Морозов: Говорю: «Давайте встретимся, я вам её покажу, вы могли бы прийти… давайте у матросского клуба на площади Труда встретимся». Она говорит: «Хорошо». И вот я стою в матросской форме, потому что я проходил действительную…

Марина Парусникова: Службу.

Александр Морозов: Службу, да. Вышел в бескозырке, в тельняшке и жду Люсю, смотрю, Люся подходит…

Марина Парусникова: Но на него не обращает внимания.

Александр Морозов: На меня не обращает внимания, ну что, моряк какой-то стоит…

Максим Митченков: Да-да-да.

Александр Морозов: Она же ждёт мэтра – композитора.

Марина Парусникова: Она ждёт известного человека.

Александр Морозов: И она так стала в стороночке…

Марина Парусникова: И ждёт.

Александр Морозов: И стоит ждёт, посмотрела на часы. Я подошёл, говорю: «Люда, здравствуй».

Марина Парусникова: «Это я».

Александр Морозов: «Это я», – да. Она так была удивлена.

Максим Митченков: «Люда, это я».

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЮДМИЛЫ СЕНЧИНОЙ

Мария Карпова: А это в тот же год вас буквально на несколько дней отпустили со службы, чтобы вы получили диплом «Песни года»?

Александр Морозов: Абсолютно.

Марина Парусникова: Да.

Александр Морозов: Смотрите, эта песня была… да, в 71-м году я её отдал Эдуарду Хилю и уже в конце 71-го-начале 72-го она уже попала на «Песню-72», и мы с Эдуардом Хилем приехали, а я ещё на службе находился, но мне разрешили, я спросил разрешения, мне разрешили быть в гражданской одежде, но я подумал: «Как бы мне так помоднее одеться?»…

Марина Парусникова: Решил быть модным композитором, молодым и модным.

Максим Митченков: Да.

Александр Морозов: Тогда в ту пору были очень популярны…

Максим Митченков: В тельняшке нельзя было на «Песне года», да, мы понимаем.

Александр Морозов: Первые свитера, помните, в 70-х?

Марина Парусникова: Такие пушистые.

Мария Карпова: Мохеровые.

Максим Митченков: Да-да-да, Маруся помнит.

Марина Парусникова: Маруся… Маруся тогда бабушка.

Александр Морозов: Да-да, и вот я надел мой первый свитер, и тогда все авторы сидели в одном 17-м ряду, рядом со мной справа сидел Оскар Борисович Фельцман в дорогущем шерстяном костюме, поскольку мы вот сидели рядом, весь мой свитер переходил на его костюм, и вот когда он увидел, а ему надо ж было вставать, кланяться…

Мария Карпова: Да-да-да.

Александр Морозов: И он так нервно стал очищаться, ничего мне не сказал, правда нервничал очень.

Марина Парусникова: Саша был в модном свитере самым модным и молодым композитором на «Песне года-72», это была песня «На взлёт», которую исполнял Эдуард Хиль.

Александр Морозов: Да.

Марина Парусникова: Это была самая первая «Песня года».

Александр Морозов: «На взлёт! Но что поделать – остаёшься ты! До звёзд ! До самых звёзд нам наводить мосты».

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЭДУАРДА ХИЛЯ

Марина Парусникова: Приятно, что на юбилее у Александра Сергеевича, на 70-летии, эту песню спел Эдуард Хиль младший…

Александр Морозов: Да-да-да.

Марина Парусникова: И это была первая песня Александра Морозова, которую он спел спустя… сколько получается после исполнения? Почти 50 лет, да?

Александр Морозов: Да-да-да.

Марина Парусникова: Почти 50 лет после своего дедушки.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЭДУАРДА ХИЛЯ-МЛ.

Мария Карпова: А ещё мы знаем, что у вас сложились такие тёплые дружеские отношения с Эдитой Пьехой. Как вы познакомились?

Александр Морозов: Я просто всё-таки посещал все концерты, поскольку это была моя уже профессия, зятя я ещё был студентом спортивного факультета института Герцена, и на одном из концертов я познакомился с ней и сказал, что я пишу песни с такими поэтами, когда назвал имя Глеба Горбовского, она говорит: «А это интересно! Вы знаете, мне здесь не очень удобно, вы, наверно, приезжайте ко мне, и мы с Александром Александровичем, – с мужем, с Броневицким, – послушаем ваши песни, если что-то понравится, с удовольствием возьмём». И вот так я оказался у неё в гостях, у неё квартира была как раз напротив, через дорогу, Октябрьского зала, и я пришёл к ней в гости…

Марина Парусникова: Но самое главное, что она тебя накормила любимыми польскими грибочками, она всегда про это вспоминает.

Александр Морозов: В этот вечер и ей и, самое главное, её руководителю художественному…

Марина Парусникова: Её мужу.

Александр Морозов: Мужу, да, Александру Александровичу, он очень строгий был, ему понравилось несколько песен, и они взяли их в свой репертуар и с тех пор…

Марина Парусникова: И, кстати, там бегала маленькая…

Александр Морозов: Маленькая Илона.

Мария Карпова: Илона, да-да-да.

Марина Парусникова: Маленькая Илона проносилась мимо.

Александр Морозов: Ей было 6-7 или 8 лет.

Марина Парусникова: Она запомнила его с тех пор.

Александр Морозов: Да.

Марина Парусникова: Она говорит: «Я помню, и мама потом сказала, говорит: «У Саши большое будущее».

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЭДИТЫ ПЬЕХИ

Александр Морозов: Мне повезло, что я в Питере стал композитором, потому что это был действительно удивительный город в плане жанра даже песенного, он – законодатель моды был, и благодаря именно ленинградским исполнителям, звёздам ленинградским я вышел на широкую всесоюзную арену, и я уже стал сотрудничать спустя некоторое время со многими московскими поэтами, так я познакомился с Поперечным, с Леонидом Дербенёвым, со многими другими.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ВИКТОРА САЛТЫКОВА И ГРУППЫ «ФОРУМ»

Максим Митченков: Мы хотим вспомнить ещё ваш проект «Форум», вот у нас есть пластинка, мы знаем, что тогда люди стояли часами в очередях, чтобы приобрести…

Мария Карпова: Ты, видимо, тоже стоял, я смотрю?

Максим Митченков: Не я, не я, но я знаю тех, кто стоял, и здесь значится художественным руководителем «Форума» Александр Морозов, тут и фотография ваша есть, вообще, как вы решились начать такую новую эру в своей музыке и в своём творчестве, потому что это совершенно другая музыка была, непохожая на то, что вы делали раньше до этого, до «Форума»?

Александр Морозов: Это уже время было такое – середина 80-х годов, 84-й год, уже совершенно другая музыка и зарубежная звучала: A-ha, многие другие…

Марина Парусникова: Modern Talking.

Александр Морозов: Modern Talking, уже такая пошло компьютерное сопровождение музыкальное, и вот тогда родилась идея создать такую группу, которая использовала бы в своих аранжировках именно компьютерную технику, и вот здесь, конечно, мне очень на помощь пришёл замечательный аранжировщик, который освоил все эти новые инструменты компьютерные, Саша Назаров – наш музыкальный руководитель и автор всех аранжировок группы «Форум». Что самое интересное, мы создали репертуар «Форума» несуществующего…

Максим Митченков: Да.

Александр Морозов: Просто песни написали, ещё не зная солиста, и только после того как были написаны песни, мы с Назаровым стали посещать регулярно ленинградский рок-клуб и подыскивать современного исполнителя, и мы остановились на Викторе Салтыкове и сделали ему такое предложение, и он согласился, и вот так осенью 84-го года мы записали нашу первую пластинку форума, которая буквально через… ну, тогда не пластинка была, а просто магнитофонная запись, и удивительно, что через буквально 3-4 месяца весь Советский Союз, непонятно откуда, ни по радио, ни по телевидению эти песни ещё не звучали, но весь Советский Союз уже слушал «Форум».

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУППЫ «ФОРУМ»

Максим Митченков: Александр Сергеевич, но, может быть, это опять та же история, когда вы легко написали все эти песни, которые стали правда хитами? Вы же их написали за 2-3 недели, по-моему, всего, весь альбом, да?

Александр Морозов: Ну да…

Марина Парусникова: Да, на даче.

Александр Морозов: Я тогда был на даче в Усть-Нарве – это в Эстонии, на берегу Финского залива, и я пригласил, это лето было, я пригласил Сашу Назарова к себе в гости, он хорошо ориентировался в той музыке, и она, конечно, во многом сыграл роль – настроил меня на эту волну, и так вот на одном дыхании за месяц 12 или 14 песен было написано – будущая программа «Форума».

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ГРУППЫ «ФОРУМ»

Александр Морозов: Так случилось, что параллельно с «Форумом» я ещё обратил внимание на замечательную ленинградскую певицу Марину Капуро и написал для неё совершенно противоположные по настроению песни, такие как «Ах, мама, маменька!», «Летела гагара», «Горницу» она пела, и вот появилась замечательная программа на ленинградском телевидении «Музыкальные ринги»…

Мария Карпова: Да-да-да.

Александр Морозов: Это была бомба – вся страна ждала эти программы, но, а поскольку с создателями этой программы я дружил многие годы, и наши дочери дружили, Саша с Настей дружили, росли на наших глазах, то когда появился «Форум», уже Володя и Тамары Максимовы поняли, что это всесоюзная популярность, что можно уже снять такую группу, но чтобы какой-то был конфликт, они придумали так, что Морозова показать в двух таких планах: современная музыка компьютерная, «Форум», и народная, современную представлял «Форум», а народную – Марина Капуро. Вот такой был «Музыкальный ринг», который… по-моему, это был 86-й год, и он, конечно, очень многое сделал для популярности коллектива. Марина Парусникова: Но это был их первый телевизионный эфир, «Форума».

Александр Морозов: Так что я очень благодарен моим друзьям.

Максим Митченков: А если подробней, Александр Сергеевич, но он же не просто многое сделал для популярности – был же настоящий взрыв, смотрела по-настоящему вся страна, мы знаем, что тут фанаты выносили чуть ли не двери, пытаясь попасть туда, на эти выступления, и потом встречая артистов после записи.

Марина Парусникова: Да.

Александр Морозов: Да, это действительно был такой…

Марина Парусникова: Это был первый штурм.

Александр Морозов: Да-да.

Максим Митченков: Да.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУППЫ «ФОРУМ»

Мария Карпова: Александр Сергеевич, а вот сегодня интересуетесь молодыми исполнителями, новой музыкой, слушаете вообще, есть она в вашем плейлисте?

Максим Митченков: Вообще композитор должен постоянно быть в тренде, следить за новыми течениями?

Александр Морозов: Марина не даст соврать – я не выключаю приёмник, в ушах у меня постоянно звучит музыка…

Марина Парусникова: Да.

Александр Морозов: От классики до классической эстрады и плюс самые современные, единственное, что я меньше слушаю рэп-музыку, потому что я отдаю себе отчёт, что я никогда уже не смогу переварить – это уже новое поколение, совершенно новое.

Марина Парусникова: Когда «Дискотека Авария» стала записывать «Фантазёр», мы же не ожидали, что всё это будет связано с рэпом, понимаете? То есть получилось, что песня «Фантазёр» как бы переживала вторую… но мы не знали, что всё это произойдёт.

Александр Морозов: Песня держалась на припеве, то есть идёт какой-то рэп, а потом вдруг раз: «Фантазёр, ты меня называла».

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА «ДИСКОТЕКИ АВАРИИ» И НИКОЛАЯ БАСКОВА

Александр Морозов: Короче говоря, я слушаю музыку, и я прихожу к мнению, что… я даже не стараюсь подстраиваться под это дело, потому что я понимаю, что у этих исполнителей и у этих авторов молодых уже своя аудитория, как была в своё время у «Форума», поэтому писать для этой аудитории….

Марина Парусникова: Нет, конечно.

Александр Морозов: Это было бы смешно. Я продолжаю писать, конечно, и, кстати, очень много пишу и с современными поэтами и на стихи Евгения Муравьёва много написано хороших песен, так что… Марина мне во многом помогает, а с недавних пор даже мы стали с ней петь дуэтом.

Мария Карпова: Да.

Александр Морозов: Я просто подумал, что сейчас на фоне такой жёсткой музыки, может быть, такой даже иногда бездуховной, немножечко такой нарочито-примитивной хочется какого-то тепла, какой-то мелодии, задушевности, и поскольку все обращали внимание, что у нас такие, в общем-то, искренние нормальные отношения, творческие и человеческие, как мужа и жены, и я как-то в студии попробовал уговорить Марину помочь мне спеть песню, которая была рассчитана на дуэт, там нужен был женский голос – она спела, эта песня известна, я просто хотел сделать ремикс, «Зорька алая».

Максим Митченков: Да.

Александр Морозов: Я хотел, чтобы эта песня прозвучала в дуэте нашем, и она когда спела, я понял, что наши голоса, в общем-то, очень подходят, сливаются, они в одной манере, и какое-то новое качество появляется у песни.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДУЭТА «МАЭСТРО И МАРИНА»

Максим Митченков: Александр Сергеевич, Марина, мы тогда хотим вам пожелать процветания вашему творческому дуэту, много просмотров, много зрителей на концертах, пускай концертов будет много, и пускай вот тот белый рояль, который стоит за вами, не простаивает, чтобы работы было много. Спасибо что вы вышли с нами на прямую связь!

Мария Карпова: Спасибо!

Марина Парусникова: Спасибо!

Александр Морозов: Спасибо большое, а мы, в свою очередь, хотели передать всем самые добрые пожелания, всем нашим зрителям, которые не забывают нас, присылают нам свои письма, следят за нашим творчеством, и мы всегда о них помним, любим и будем стараться всегда для них петь наши песни!

Марина Парусникова: Главное – будьте здоровы!

Александр Морозов: Будьте здоровы!

Максим Митченков: Спасибо!

Мария Карпова: Спасибо!

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДУЭТА «МАЭСТРО И МАРИНА»