Леонид Каневский и пианистка Басиния Шульман представляют детективный спектакль о музыканте Марии Юдиной и её отношениях со Сталиным
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/leonid-kanevskiy-i-pianistka-basiniya-shulman-predstavlyayut-detektivnyy-spektakl-o-muzykante-marii-yudinoy-i-eyo-otnosheniyah-so-stalinym-40124.html Максим Митченков: «Весь гонорар жертвую храму, где будут молить Господа, чтобы он простил Вам Ваши грехи перед народом и страной», – такую записку получил по легенде Иосиф Сталин.
Мария Карпова: И кто же такое рискнул написать?
Максим Митченков: Талантливая пианистка Мария Юдина, кстати, гонорар, который она отказалась принимать ей выплатил лично Сталин за исполнение фортепианного концерта Моцарта, впервые его он услышал по радио и потребовал срочно себе запись, но…
Мария Карпова: Что но?
Максим Митченков: Но концерт-то транслировался вживую, так что всё было непросто. Это уникальная детективная история стала основой литературно-исторического спектакля «Следствие одной пластинки», премьера уже завтра в театре «Новая опера».
Мария Карпова: Рассказывать о взаимоотношениях вождя и талантливой исполнительницы будут актёр Леонид Каневский и пианистка Басиния Шульман, а сегодня они – гости нашей студии. Басиния, Леонид, рады вас видеть!
Леонид Каневский: Здравствуйте!
Басиния Шульман: Здравствуйте!
Мария Карпова: Почему история только одной пластинки, ведь биография Марии Юдиной выходит далеко за рамки одной пластинки всего?
Басиния Шульман: Это правда, но история, которую интересно было бы рассказать – это история именно одной пластинки, которая потом в принципе была растиражирована Апрелевским же заводом, но в то время, о котором мы рассказываем, она была записана в единственном экземпляре.
Леонид Каневский: Вы знаете, мне кажется, это не просто история одной пластинки, это история одного времени, которое вошло в историю нашей жизни, нашей страны как уникальное время, которое было и драматическим и счастливым.
Басиния Шульман: Мы это назвали «концерт-история», потому что это именно так и есть, это и музыка и рассказ об эпохе и о конкретных людях, написан специальный сценарий, автор сценария Елена Пчёлкина, создается видеоряд Олегом Бараевым, режиссёр Михаил Довженко ставит нам эту постановку, то есть это, в общем, достаточно серьезная большая работа для того, чтобы погрузить слушателей и зрителей именно в эту атмосферу.
Мария Карпова: А где вы брали информацию про Марию Юдину, откуда узнавали подробности? Это какие-то свидетельства современников, письма, не знаю?..
Басиния Шульман: Да, во-первых, есть воспоминания Шестаковича и их очень много, во-вторых, есть ученики у Юдиной, которые тоже об этом писали, высказывания самой Юдиной, то есть очень много источников, и как раз мы с автором сценария перелопатили невероятное количество информации, я до этого проекта не знала столько подробностей, сколько я узнала при подготовке.
Мария Карпова: Да, а что самое необыкновенною вы узнали о Марии, потому что правда говорят, что она была парадоксальной личностью? Леонид.
Леонид Каневский: Я, например, узнал о том, что она еврейка, которая крестилась, носила вериги под платьем, это ж надо такое…
Басиния Шульман: Она, кстати, крестилась из-за любви к молодому человеку, который в дальнейшем погиб…
Леонид Каневский: Вот, видишь, мы об этом не говорим в нашем концерте, в нашем спектакле…
Басиния Шульман: Да.
Леонид Каневский: А вот теперь люди будут знать.
Басиния Шульман: Да.
Леонид Каневский: И то, что она была уникальной доброты человек, вот это я тоже узнал.
Мария Карпова: Она, по-моему, кормила бездомных котов…
Леонид Каневский: Вот как раз я хотел об этом сказать, что она иногда извинялась перед зрителями, что не может больше играть, потому что у нее перебинтованы, заклеены пальцы оттого, что она резала еду кошкам и собакам.
Мария Карпова: Да-да-да.
Максим Митченков: А что касается исполнения музыки, в чем ее особенность?
Басиния Шульман: Пишут много о том, что у нее была мужская манера игры достаточно, потому что всё-таки, что ни говори, существует женский пианизм и мужской пианизм, есть всё-таки эта разница и вот ее отличают очень своеобразные трактовки, на словах этого, конечно же, не расскажешь, это нужно слушать, и в концерте прозвучат произведения в ее исполнении.
Максим Митченков: Это будет запись исполнения вот того самого концерта Моцарта, да?
Басиния Шульман: Тот самый концерт Моцарта буду исполнять я.
Максим Митченков: А она?
Басиния Шульман: В ее исполнении прозвучать другие произведения.
Максим Митченков: Шестаковича того же самого?
Басиния Шульман: Да.
Мария Карпова: Но кажется, что та история с пластинкой уже обросла какими-то немыслимыми легендами, помогите разобраться, что правда, что нет?
Басиния Шульман: Мы поможем в концерте…
Леонид Каневский: Так вам и рассказать, всё – правда.
Басиния Шульман: Накануне концерта нам бы не хотелось раскрывать все детали.
Леонид Каневский: Всё – правда.
Максим Митченков: Ну с какими самыми немыслимыми легендами вы вообще сталкивались, когда вы готовились к этому спектаклю?
Басиния Шульман: Легенда, например, я считаю, что это легенда о том, что когда Сталин умирал…
Максим Митченков: Да.
Мария Карпова: Да.
Басиния Шульман: Во время его смерти крутилась эта самая пластинка – вот этот факт мы подтвердить никак не можем, хотя о нем пишут…
Мария Карпова: Да, так говорят.
Басиния Шульман: Мы об этом и говорим, это легенда, вот этот факт не можем подтвердить.
Мария Карпова: А какие факты можете подтвердить?
Басиния Шульман: Мы можем подтвердить факт, например, что Юдина читает со сцены Пастернака в то время, как он запрещен – это факт, за что ее лишают работы…
Максим Митченков: Возможности преподавать, выступать, да. А письмо действительно было, которое она написала Сталину?
Басиния Шульман: Да, оно существует.
Леонид Каневский: Ну, конечно, документально.
Басиния Шульман: Конечно, а как же, обязательно, и Шестакович об этом пишет у него прямо в дневниках есть это.
Мария Карпова: Вы сами сказали, что время было достаточно тяжелое, но всё-таки, если действительно это письмо было, как так получилось, что и карьеру она продолжала, хотя б просто осталась на свободе?
Басиния Шульман: Мы не знаем точно, как получилось так, что ее за это не наказали и не сослали в лагеря, мы этого не можем знать, об этом нет информации, но факт остается фактом, что люди всё-таки выживали, значит было уважение вождя к ней…
Мария Карпова: То есть ее талант пересилил…
Басиния Шульман: Как к музыканту, к ее личности, он понимал масштаб.
Леонид Каневский: Исключение иногда, наверно, делал.
Мария Карпова: Исключение.
Басиния Шульман: Да-да.
Мария Карпова: Напомним нашим зрителям, когда, где?
Максим Митченков: Давайте всех пригласим, вот можно обратиться.
Басиния Шульман: Мы всех приглашаем 4 декабря, то есть завтра, в театр «Новая опера» на нашу премьеру, на наш концерт-историю «Следствие одной пластинки», будем вас очень ждать.
Максим Митченков: Держим кулаки.
Мария Карпова: Ни пуха пи пера!
Басиния Шульман: К чёрту!
Леонид Каневский: К чёрту! К чёрту! Спасибо вам!
Максим Митченков: И спасибо за то, что зашли к нам в гости!
Леонид Каневский: Спасибо, что пригласили!
Басиния Шульман: Спасибо вам, спасибо, что пригласили и ждем вас!
Леонид Каневский: До завтра!
Максим Митченков: Спасибо!
Мария Карпова: Спасибо большое!
Леонид Каневский и пианистка Басиния Шульман представляют детективный спектакль о музыканте Марии Юдиной и её отношениях со Сталиным