Мария Карпова: Максим Исаакович, рады вас видеть! Жалко, что не в нашей студии, но хотя бы даже вот в таком формате. Поздравляем, конечно, с открытием фестиваля вас! Максим Дунаевский: Спасибо большое, спасибо! Мария Карпова: Почему решили оставить в названии слово «лето»? Максим Дунаевский: Это название фестиваля, это не просто же указание времени года – это название фестиваля, поэтому мы решили его оставить, и все понимают, что всё, что у нас было летом, переносится на осень… Максим Митченков: Да. Максим Дунаевский: И даже многое переносится на будущий год. Мария Карпова: Но всё-таки осень – это такое время непредсказуемое в плане погоды, а ели дождь, если холодно – это как-то у вас предусмотрено? Максим Дунаевский: Вы знаете, да, предусмотрено, конечно, во-первых, у нас, хотя это open air, но тем не менее запаслись и пледами, и зонтами, и плащами – будут раздаваться публике, и горелки будут стоять тепловые, там зал всё-таки у нас небольшой… Мария Карпова: Да. Максим Дунаевский: Мы не можем массовые, так сказать, мероприятия делать, поэтому всего там на 300 человек зал будет, вообще он на 600, но у нас будет, естественно, 300-400, может быть, сейчас уже разрешают 70%, а билетов вообще нет, и люди просто бьются в истерике, потому что мы, сами того не ожидая, такой фестиваль учинили с такими звёздами, что сами не рады этому. Максим Митченков: Так, поясните: а все звёзды вообще остались, после того как планировали фестиваль на лето, все ли звёзды согласились перенести выступление на осень, не было с этим никаких проблем? Максим Дунаевский: Нет, проблем не было, тут нам, между прочим, не помешала пандемия, а я бы сказал, даже помогла… Максим Митченков: О! Мария Карпова: Так… Максим Дунаевский: Потому что большинство артистов, особенно звёздных артистов наших, музыкантов, сегодня никуда выехать-вылететь не могут, они в Москве остались, и мы получили потрясающих звёзд, таких как Максим Венгеров, который открывал фестиваль скрипичным концертом Бетховена и 7-й симфонией сам, который и продирижировал, и Николай Луганский, который закрывает фестиваль, и Полина Осетинская, Никита Борисоглебский, Бубнин, в общем, эти ребята просто смогли бы у нас участвовать, потому что у них обычно всё расписано на годы вперёд. Мария Карпова: Я заранее подготовилась и посмотрела, что до музея от центра Москвы ехать где-то полтора часа: почему решили так далеко делать фестиваль? Или после того, как вы стали руководить областной филармонией, вам уже не хочется ездить в Москву? Максим Дунаевский: Дело в том, что, во-первых, это уж очень хорошее место: именно там на природе, рядом с музеем, потом музей «Новый Иерусалим» сегодня входит в десятку лучших музеев по международному рейтингу – это не просто какой-то там музей, и мы решили там… это музей и в этом году, кстати, у него 100-летие, и мы тоже это празднуем, будет ещё огромная выставка – «100-летие музея», кроме фестиваля, который приурочен к этому, короче говоря, мне кажется, это очень правильно, и прошлый год показал, что мы правы: люди поехали, поехали массово так, что у нас не справлялись ни паркинг, ни автобусы, ни маршруты – мы были не готовы к этому, и мы расширяли и расширяли всё время зал с 1300 мест до 2000, и просто наплыв был невероятный – это говорит о том, что расстояние здесь не причём, да и погода, кстати, не причём: в прошлом году летом была погода хуже чем сейчас в сентябре, и я помню, как прозвучала 5-я симфония Малера, и я очень боялся за это, ну, 5-я симфония Малера на воздухе при таком стечение публики – как-то уж слишком серьёзно, и я даже предложил нашему художественному руководителю, замечательному дирижёру с международным именем Василию Петренко, может быть, чуть упростить программу, пойти навстречу публике – он категорически отказался и был прав: 5-я симфония Малера, звучащая почти полтора часа, потрясла публику, и в конце ливанул дождь с грозой на финале симфонии – это было потрясающе, так специально поставить невозможно! Мария Карпова: Да-да-да. Максим Дунаевский: И вы думаете, кто-нибудь ушёл? Нет, раскрыли зонтики, мокли под дождём и продолжали слушать. Максим Митченков: Максим Исаакович, а в этом году какая программа? Какие произведения вы бы отметили? Какие хиты, что называется, классические будут исполнены? Максим Дунаевский: Я бы назвал сейчас композиторов прежде всего… Мария Карпова: Хорошо. Максим Дунаевский: Огромное разнообразие композиторских имён: от Бетховена до Прокофьева, от Шостаковича до Корелли, от Глинки до Чайковского, от Рахманинова до Стравинского – огромный диапазон. И, что самое главное, я не буду сейчас перечислять, это долгое время займёт, потому что программа очень большая, очень редкие произведения исполняются, очень редкие, которые действительно очень мало исполняются во всём мире, и это привлекает публику, настоящих, так сказать, любителей музыки, конечно, потому что просто любителей привлекает популярность, популярная классическая музыка, а вот настоящих любителей привлекает редко исполняемая – это удивительная вещь, обычно ведь артисты приезжают на такие концерты, фестивали, в основном берут то, что они исполняют, и устроители чаще всего у артистов спрашивают: «А что вы исполняете?» – чтобы не тратить лишнее время, а потом составляют программы, исходя из этого. У нас было не так: они все учили ту программу, котирую мы составили. Максим Митченков: Что вы их заставляли делать, да. Максим Дунаевский: Это очень ценно, долго репетировали, учили, учили то, что не знали до этого, не играли – вот это… на мой взгляд, огромное спасибо артистам, которые оценили наш фестиваль. Максим Митченков: Максим Исаакович, фестиваль уже идёт, нам хочется, чтобы он прошёл правда с большим успехом, а на закрытие фестиваля приготовили ли какие-то сюрпризы для зрителей? Как вообще будет проходить церемония закрытия в этом году? Максим Дунаевский: А какие могут быть сюрпризы, кроме хорошей музыки, кроме настоящих аплодисментов, кроме выдающихся артистов – какие ещё могут быть сюрпризы? Сейчас я посмотрю, например, что у нас в день закрытия, и сейчас вам скажу. Сюрпризы – это не сюрприз. Мария Карпова: Хорошо. Максим Дунаевский: Рахманинов – 3-й концерт, который исполняет Николай Луганский, Малер – симфония № 4 соль мажор, без Малера у нас Петренко, дирижёр, жить не может… Максим Митченков: Мы уже поняли, да. Максим Дунаевский: И это всё будет с одним из лучших оркестров мира академическим симфоническим оркестром имени Евгения Светланова. Максим Митченков: Да. Максим Дунаевский: Мне кажется, это уже сюрприз – сочетание вот таких произведений в исполнении таких мастеров. Кроме того, у нас ещё дневная большая программа камерной музыки, камерной музыки дневная программа, и тоже все билеты распроданы, представьте себе! Мария Карпова: И мы пойдём! Максим Митченков: Да, тогда мы хотим пожелать успехов фестивалю, а вам сказать огромное спасибо, что вышли с нами на прямую связь и рассказали нам подробности о том, как фестиваль организован, спасибо вам огромное! Мария Карпова: Спасибо большое! Максим Дунаевский: Спасибо вам за внимание к фестивалю!