Максим Привалов: Максим Исаакович, здравствуйте, огромное спасибо, что вы нашли время с нами пообщаться! Максим Дунаевский: Здравствуйте! Максим Привалов: Мы хотим вас поздравить, во-первых, с днём рождения и, конечно же, с наступившим Новым годом! Любовь Наливайко: С Новым годом! Максим Привалов: У нас такая сегодня будет очень праздничная беседа. Хочется начать с того, что вы создаёте музыку много лет и даже много десятилетий, вот так, если посмотреть назад, тогда легче писалось или сейчас, как вы думаете? Максим Дунаевский: Пишется всегда одинаково, у меня пишется достаточно легко, просто зависит это не от того, как пишется, а что пишется. ФРАГМЕНТ Х/Ф «АХ, ВОДЕВИЛЬ, ВОДЕВИЛЬ…» Любовь Наливайко: Что для вас особо ценно из вами созданного? Максим Дунаевский: Вообще любой автор вам скажет одну и ту же банальную фразу: «Лучшее ещё впереди». Максим Привалов: «Впереди». Максим Дунаевский: Да, так кажется, но так должно быть, так должно казаться. Вот я заканчиваю сейчас мюзикл, 2 мюзикла сразу: один для театра «Московская оперетта» – комедию, и второй мюзикл – это для Театра Российской армии, который заключает в себе очень серьёзную драматическую, я бы даже сказал, трагическую часть в истории нашей страны – это покорение Севера, первого Северного морского пути, это интереснейшая драматическая история судеб. Мне кажется, что я делаю сейчас лучшую свою работу, но оценить это только зритель, только вы сможете потом сказать, что, наверное, «Мэри Поппинс», или «Алые паруса», или «Три мушкетёра» – это было, наверно, сильнее. ФРАГМЕНТ Х/Ф «МЭРИ ПОППИНС, ДО СВИДАНИЯ» Максим Привалов: Хочется вспомнить ваш американский период, мы же 8 лет прожили а Америке… Максим Дунаевский: Я прожил даже больше – почти 10. Максим Привалов: Кому, как не вам понять, насколько велика разница между написанием музыки для нашего кино и для американского. В чём она принципиальная? Максим Дунаевский: Я думаю, что поскольку это были 90-е годы, то мне кажется, что я в Америке научился очень многому: я не научился лучше сочинять музыку, но я наверняка научился технологии правильной, которой у нас, собственно, не было, я пытался начинать её вводить в конце 80-х-начале 90-х годов, но на это очень трудно шли наши тогда ещё только зарождавшиеся клан продюсеров и режиссёры, потому что это было нечто новое, на самом деле там это давно уже внедрилось, это компьютерная техника, которая позволяла очень быстро озвучивать картины, но у нас это поняли очень однобоко, у нас компьютерная техника вошла в композиторскую практику и там и осталась, и до сих пор практически, очень редко, когда можно услышать в кино, особенно в сериалах, про это я даже не говорю, живую музыку, живые инструмент, живой оркестр. Там электронная так называемая модель кино: ты её сначала составлял на компьютере, на синтезаторах, а потом садился большой оркестр, и дирижёр берёт наушники, весь оркестр сидит в наушниках, и по сыгранной электронной модели потом уже играется живая музыка – вот эту модель, я думаю, что я этому научился и это оттуда привёз и по-другому себе не мыслю музыку в кино, наверно, от этого у меня сегодня её не предлагают писать, это сложная система. ФРАГМЕНТ Х/Ф «ТРЕСТ, КОТОРЫЙ ЛОПНУЛ» Любовь Наливайко: Всё-таки сегодня мало музыкальных фильмов, мало так или иначе мюзиклов, а почему: не интересен жанр, не умеют писать или как? Максим Привалов: Петь разучились? Нет поющих актёров? Почему нет? Любовь Наливайко: Что петь разучились? Максим Дунаевский: Вы очень осторожно сказали, вообще нет никаких мюзиклов и музыкальных фильмов. То, что иногда появляется, очень редко появляется с музыкой, это, конечно, по форме никакой не мюзикл и не музыкальный фильм, к сожалению. Максим Привалов: А почему так происходит – жанр умер? Максим Дунаевский: Это очень не только дорогостоящее, потому что кино дорогостоящее у нас снимают, а это и очень муторный процесс, который завязан на специальных профессиях, которых у нас уже практически нет в кино. Судя по тому, что звучит сегодня в основном в нашем кино, ни режиссёры, ни продюсеры вообще в музыке не разбираются, не понимают, что сегодня нужно, как нужно, они не слышат, что сегодня происходит в мире в музыки, они воспринимают это крайне поверхностно и безотносительно к нашим традициям, великолепным традициям и кено и музыки в кино. ФРАГМЕНТ Х/Ф «ВОЗВРАЩЕНИЕ МУШКЕТЁРОВ, ИЛИ СОКРОВИЩА КАРДИНАЛА МАЗАРИНИ» Максим Привалов: Хочется немножко о личном вас спросить, о вашем великом отце, между вами действительно много общего: вы – композитор, выдающийся композитор, у вас дни рождения в январе, причём у вас совпадают юбилеи, я так понимаю, потому что в 20-м году вам – 75, а у него было – 120 со дня рождения. Между вами, как вы думаете, что общего, а что диаметрально противоположное? Максим Дунаевский: Между общее, я думаю, есть, одно очень чёткое общее, это как бы моя настольная книга с детства – это её величество мелодия, больше я ничего не хочу говорить. Любовь Наливайко: А в чём у вас, может быть, разный подход к жизни? Максим Привалов: Или к музыке? Любовь Наливайко: Да. Максим Дунаевский: Я вам скажу так, я даже в одном интервью написал, что я счастливее отца, потому что у меня были возможности ездить по миру, впитывать в себя очень многое из мирового искусства, из мировой музыки, быть знакомыми с этими людьми, и с великими музыкантами и композиторами, и познакомиться с кино, так сказать, сердцем киношного ремесла, Голливудом, и не понаслышке, а войти в это и действительно вкусить и попить этого зелья. ФРАГМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ «ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ» Максим Привалов: Хочется к дню рождения вернуться… Любовь Наливайко: Да. Максим Привалов: Всё-таки для вас как для композитора с днём рождения какая мелодия больше ассоциируется? Максим Дунаевский: Честно говоря, вы меня сейчас поставили в тупик, я вот начал думать, знаете, как спросили человека, у которого была очень длинная борода, длиннющая, спросили, а когда он ложится спать, куда он бороду кладёт: на одеяло или под одеяло?.. Максим Привалов: Да-да-да. Максим Дунаевский: Вот он пару недель подумал и умер от этого, так и не найдя ответа. Любовь Наливайко: Мы рады, что вы назвали себя счастливым человеком, и мы пожелаем вам счастья обязательно в наступившем новом вашем личном году, пусть будут интересные проекты! Максим Дунаевский: Спасибо вам огромное, я очень часто смотрю программы ОТР и тоже вас поздравляю с Новым годом и всех-всех-всех зрителей канала я поздравляю с наступившем Новым годом! Любовь Наливайко: Спасибо вам большое! Максим Привалов: Спасибо!