Первое метро в мире появилось в Лондоне в 1863 году. Линия находилась на 10-метровой глубине, и на ней было всего 7 станций. Вагоны тащили паровозы, которые работали на угле. Из-за этого пассажиры к концу поездки были похожи на трубочистов. Туннели в Лондоне строили открытым способом. Рыли котлован, клали рельсы, после - строили перекрытия и закапывали их. Станции и переходы были узкими, потолки - низкими. Из-за этого метро стали называть tube, то есть труба. Нью-Йоркский метрополитен на 5 лет младше лондонского. Там первая ветка была наземной. Поезда шли в 8 метрах над землей по эстакаде, которая местами напоминала американские горки. Тяга сначала была канатной, позже - паровой и электрической. Под землю поезда спустили почти через 40 лет. За образец взяли другое недавно открывшееся метро - венгерское. Старейшее в континентальной Европе и первое в мире, где появились электропоезда. Метро в Будапеште открылось в 1896-м. В Москве метро появилось в 1935-м. Первым открылся участок красной ветки длиной 8,5 км - от Сокольников до Парка Культуры. На нем трудились всем миром. Юрий Егоров, историк транспорта: В какой-то момент горы земли стали выше Ярославского вокзала, и тут пришло на помощь городское и партийное руководство. Было предприсано всем московским заводам, фабрикам любым организациям, которые имеют в своём распоряжении автомобильный транспорт на один день выделять его в распоряжение метростроя для вывоза вот этой самой земли. Метро должно было стать символом процветания государства. Проект станции Маяковская в 1939-м году получил гран-при всемирной выставки в Нью-Йорке. На колоннах есть необычный элемент - стальные дуги. Их сделали по спецзаказу на «Дирижабльстрое». А главное украшение Маяковской - 34 мозаики, которые показывают сутки из жизни Страны Советов. Вместе со станциями московского метро в списки красивейших регулярно попадает и эта, тайваньская. У туристов популярна и заброшенная станция в Нью-Йорке - Сити холл. Метро Стокгольма называют самой длинной галереей искусств в мире - здесь есть и мозаики, и статуи, и картины. Станция «Ти-Сентрален» вырублена в скале. Ее своды не выравнивали, просто укрепили и раскрасили. Станция Толедо в Неаполе одновременно напоминает и звездное небо, и океанское дно. Пассажиры спускаются под землю на 30 метров - примерно на 10 этажей. А самая глубокая станция в мире - киевская Арсенальная. От платформы до поверхности земли - 105,5 метров. Крупнейший метрополитен в мире - Нью-Йоркский. А один из самых загруженных - в Токио. Там на метро ежедневно ездят больше 8 миллионов человек. Самый маленький город в мире, где есть метро - швейцарская Лозанна. Там живут меньше 140 тысяч человек. Для них курсируют поезда из двух вагонов, в которых нет машинистов. На них словно путешествуешь во времени. Без остановок, сразу - в будущее.