Музыкальная премьера в театре «Школа современной пьесы». Пианистка Басиния Шульман и режиссёр Денис Азаров - о спектакле «Высокая вода венецианцев»

Гости
Денис Азаров
режиссёр
Басиния Шульман
пианистка

Максим Митченков: В театре «Школа современно пьесы» премьера и это не просто спектакль, а спектакль музыкальный.

Мария Карпова: В его основе повесть известной писательницы Дины Рубиной с красивым названием «Высокая вода венецианцев».

Мария Карпова: Несмотря на возвышенное название, спектакль весьма драматичный: героиня, узнав страшный диагноз, на 3 дня отправляется в Венецию.

Мария Карпова: Сегодня у нас в гостях пианистка Басиния Шульман и режиссёр Денис Азаров. Басиния, Денис, рады вас видеть в нашей студии, здравствуйте!

Денис Азаров: Здравствуйте!

Басиния Шульман: Здравствуйте!

Мария Карпова: Сегодня вечером у вас премьера, но это именно премьера в «Школе современной пьесы», да?

Басиния Шульман: Да.

Мария Карпова: Вы раньше играли в другом театре, в «Геликон-Опере», наверно, не волнуетесь, потому что спектакль сыгран?

Максим Митченков: Или волнуетесь?

Мария Карпова: Волнуетесь?

Басиния Шульман: Очень волнуемся.

Денис Азаров: Там же новая площадка, новый контекст …

Басиния Шульман: Совсем другой зал.

Мария Карпова: Правда?

Денис Азаров: Новое, вообще, пространство, спектаклю наполовину поменялся их-за того, что пространство поменялось.

Максим Митченков: Про сюжет тогда: мы чуть-чуть уже рассказали нашим зрителям, это по пьесе Дины Рубиной, да?

Денис Азаров: Повести.

Басиния Шульман: Это по мотивам повести Дины Рубиной, которая так и называется «Высокая вода венецианцев», речь в ней идет о женщине, которая неожиданно для себя узнает страшный диагноз предположительно, потому что всегда есть надежда на ошибку…

Мария Карпова: Да.

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ВЫСОКАЯ ВОДА ВЕНЕЦИАНЦЕВ»

Максим Митченков: То есть там требуется подтверждение, но она его не ждет и уезжает в Венецию, да?

Басиния Шульман: Она решает уехать от всех, прежде чем огорошить всех этим известием и в себе разобраться, если я правильно говорю, да, Денис?

Денис Азаров: Да, сбежать на 3 дня.

Басиния Шульман: На 3 дня и вот попадается ей Венеция прекрасная…

Денис Азаров: И всё, дальше без спойлеров.

Басиния Шульман: И всё.

Мария Карпова: Денис, а почему выбор пал именно на это произведение, потому что достаточно тяжёлое…

Денис Азаров: Я бы не сказал, что оно тяжелое, оно всё-таки мелодраматичное, там нет какое-то прямо тяжести-тяжести. Произведение мне показала Сати Спивакова, я его прочитал, довольно-таки долго думал, потому что немного другой литературой занимаюсь в принципе, но решил, что интересно что-то новое всегда делать, нельзя же всё время сидеть на тех вещах, к которым ты привык, и это какая-то новая для меня литература, новый жанр – вот как-то так всё это произошло.

Максим Митченков: В целом можете сказать: это спектакль всё-таки больше о жизни или о смерти, о чём он?

Денис Азаров: Я сейчас скажу такую банальную вещь: это спектакль о любви и о смерти.

Басиния Шульман: И о жизни.

Денис Азаров: Соответственно…

Басиния Шульман: Если бы Дина сейчас услышала, что спектакль о смерти, она бы нас четвертовала. Это спектакль на 100 %, конечно же, о любви, в первую очередь, и о надежде.

Мария Карпова: А когда Дина Рубина первый раз как раз увидела спектакль?

Максим Митченков: Как она отреагировала?

Басиния Шульман: Она пришла на премьеру спектакля в «Геликон-Опере», ей спектакль не понравился…

Мария Карпова: Не понравился?

Басиния Шульман: Нет.

Мария Карпова: И она об этом Вам открыто сказала?

Басиния Шульман: Ну, а почему нет? Во-первых, мы с ней подруги, мы с ней дружим и откровенно абсолютно обо всём говорим. Она не говорила впрямую: «Мне не понравилось». Но у нее были некие пожелания к нам, к Денису и к прочтению, вообще, этого спектакля, мы потом очень долго об этом говорили, слава Богу, театр – это не кино, мы можем менять…

Максим Митченков: Менять, конечно.

Басиния Шульман: Это живая структура, поэтому мы очень долго все участвуем: и я, и Сати, и Денис – мы очень долго это всё обсуждали и какие-то изменения, конечно, по ее… она всё-таки автор…

Денис Азаров: Ну, частично…

Басиния Шульман: Частично, то есть как-то мы…

Максим Митченков: Вы какой-то баланс нашли, получается, между вашими взглядами и…

Денис Азаров: Не то, что баланс – мы пошли в некоторых вещах на встречу, но любой автор хочет же, чтобы весь текст прозвучал, наверно…

Басиния Шульман: Ну, нет, нет, нет…

Денис Азаров: Это всё равно работа с прозой, поэтому…

Басиния Шульман: Я отправила ей новую версию спектакля, мы уже играли, и она вполне принимает его и всё хорошо.

Максим Митченков: Но отдельную роль в спектакле играет музыка?

Басиния Шульман: Да.

Максим Митченков: Это к Вам вопрос: что за музыка, какие произведения Вы исполняете там?

Басиния Шульман: На самом деле, как ни странно, выбор именно в этом спектакле во многом принадлежит Денису, и вот Денис сразу мне очень интересную мысль подкинул, как музыканту, что должна быть вечная музыка, а вечная музыка это у нас…

Максим Митченков: Классика, да?

Басиния Шульман: Это, во-первых, всё классика: мы говорим о Бахе, о Бахе, как об основе классической музыки, поэтому в спектакле очень много и основную роль занимает музыка Баха.

Денис Азаров: Персонаж Басинии – это как бы что-то над сюжетом…

Мария Карпова: Да.

Денис Азаров: Есть сюжет: есть женщина, которая разбирается в своей жизни, пытается, рефлексирует, что произошло и почему произошли те или иные вещи. Есть еще один персонаж, который тоже через стихи занимается такой рефлексией по поводу… соединенные с этой женщиной, а есть то, что над нами, какая-то вечная история. У нас стихи Бродского используются и там есть хорошая фраза в стихотворении: «Запомнить пейзаж, который способный обойтись без меня». То есть понятно, что люди приходят и уходят, а вот Венеция…

Мария Карпова: Да.

Денис Азаров: И вот эта музыка, как Венеция – она над всем этим, есть что-то, что над нами.

Басиния Шульман: Это совсем неклассическая постановка этой повести, скорее всего, когда мы… сейчас, возвращаясь к Дининой реакции на этот спектакль, возможно, она ожидала именно классического прочтения своего материала, но мы же неслучайно попросили Дениса поставить нам этот спектакль, мы же знали, чем Денис славится…

Денис Азаров: Балуется.

Басиния Шульман: Балуется, это именно режиссёр, который видит не впрямую текст в классическом варианте, а по-своему, современно очень, может быть, через контрапункт, через совсем другое восприятие, поэтому это и есть очень интересно.

Денис Азаров: И к тому же по жанру он сделан так немного тоже в какой-то традиционной классической форме, то есть, когда есть диалоги, когда у людей происходят какие-то взаимоотношения – он всё-таки сделан в очень отстраненной форме, к которой тоже надо привыкнуть воспринимать.

Басиния Шульман: Прекрасна Сати Спивакова, которая замечательно играет, Володя Кошевой, который читает Бродского…

Максим Митченков: Он, кстати, приходил недавно к нам тоже…

Басиния Шульман: Да?

Мария Карпова: Да, замечательный…

Басиния Шульман: Он замечательный изумительный актёр совершенно, нам очень тоже нравится с ним, так что там есть светлые…

Денис Азаров: Стороны.

Максим Митченков: Тогда на этой светлой ноте мы вам желаем ни пуха, ни пера!

Басиния Шульман: Спасибо!

Денис Азаров: К чёрту!

Максим Митченков: Всех приглашаем на премьеру, следите дальше за афишей!

Басиния Шульман: Да.

Максим Митченков: Спасибо, что заглянули к нам в гости!

Мария Карпова: Спасибо!

Денис Азаров: Спасибо вам!

Басиния Шульман: Спасибо вам огромное!

Почему Дине Рубиной не понравилась та же постановка в «Геликон-опере»