Мария Карпова: Вот к нам часто приходят в гости люди известные и заслуженные: артисты, режиссёры, спортсмены… Максим Митченков: И ты этим недовольна что ли? Мария Карпова: Я-то довольно, но хочется и дебютантов показывать, новые таланты открывать. Максим Митченков: Тогда сегодня именно такой день: у нас в гостях молодой режиссёр Александр Золотухин – сценарист и постановщик фильма «Мальчик русский», премьера которого состоится завтра. Мария Карпова: Александр, рады Вас видеть, здравствуйте! Максим Митченков: Здравствуйте! Александр Золотухин: Здравствуйте! Мария Карпова: Присаживайтесь. Александр Золотухин: Спасибо. Мария Карпова: Завтра премьера фильма «Мальчик русский», но Вы, наверно, не волнуетесь, потому что была уже премьера в Берлине, у Вас уже опыт есть разных премьер? Александр Золотухин: С одной стороны, да, но, с другой стороны, конечно, волнение присутствует, потому что мы очень долго шли к тому, чтобы фильм увидел широкий зритель, а фестивальные показы – это всё-таки такая нишевая сфера, много людей спрашивало: «Когда мы наконец сможем посмотреть фильм?». Сложность фестивалей в том, что это всегда 1-2 экрана в определенных городах в определенное время, не все могут посмотреть, а наш фильм создавался именно для кинотеатра, по сложности работы со звуком, по сложности работы с изображением его нужно смотреть именно в кинозале, поэтому, безусловно, я очень, что наконец эта премьера состоится, мы сможем показать фильм широкой аудитории и все, кто хочет, сможет его посмотреть. ФРАГМЕНТ ТРЕЙЛЕРА Х/Ф «МАЛЬЧИК РУССКИЙ» Максим Митченков: Мы держим за Вас кулаки, чтобы вышла в прокат… Мария Карпова: Да, но долго картина шла на экраны, быстр ли придумали такой необычный сюжет и вообще тему? Александр Золотухин: Сюжет придумывал еще дольше, чем картина шла на экран. Мария Карпова: Так. Александр Золотухин: Потому что от начала работы над сюжетом до его реализации прошло 7 лет. Максим Митченков: Ух-ты! Александр Золотухин: Да, начал писать сценарий я еще когда учился в мастерской у Александра Николаевича Сокурова… Мария Карпова: На третьем курсе, да. Александр Золотухин: Да, на третьем курсе, тогда Алекандр Николаевич порекомендовал всем нам, своим студентам, написать список тем, которые было бы интересно реализовать в будущем, и сначала не было как таковой темы про мальчика, который слушает небо, было несколько отвлеченных тем, казалось бы, не относящихся к друг другу, например, жизнь людей в начале XX века. Максим Митченков: Это слишком какое-то широкое понятие. Александр Золотухин: Да, широкое понятие, мне эта тема была интересна тем, что начало XXвека – это такой рубеж переломный в истории и нашей страны и общеевропейской, и тогда следовали одно за другими трагические события, которые выпали на долю одного поколения людей, и мне было интересно разобраться, что это были за люди, каким характером они должны были обладать для того, чтобы вынести все эти испытания тяжелые – это одна тема была. Другая тема, которая меня интересовала, «человек на войне»: война – это, с одной стороны, самое отвратительное, жуткое, страшное явление, которое только возможно, но в ней есть такой парадокс, что близость к смерти человека заставляет проявлять его самые свои лучшие качества, и после того как я написал все эти темы, я сидел в интернете, случайно наткнулся на фотографии акустических локаторов – вот этих устройств, через которые пробовались ПВО. Мария Карпова: У нас есть, по-моему, сзади – это макет. Александр Золотухин: Да-да, этот локатор стал связующим звеном, эти все темы как бы объединились в одну: «жизнь людей в начале XX века», «человек на войне»… Максим Митченков: Война. Александр Золотухин: Да, Первая мировая война, и очень быстро родилась история про паренька, который идет добровольцем на фронт и в первом же бою теряет зрение. ФРАГМЕНТ ТРЕЙЛЕРА Х/Ф «МАЛЬЧИК РУССКИЙ» Александр Золотухин: Он очень наивный молодой, за славой пошел, за орденами, и он остается при части своей воинской дежурить за таким локатором, он должен сидеть слушать небо, и если он слышит приближение вражеских аэропланов, он должен поднимать тревогу. Максим Митченков: Почему тогда Вы взяли на главную роль непрофессионального актёра? Александр Золотухин: Жизнь, которой они живут, которой жили люди тогда, тяжелая жизнь, это работа, она накладывала свой отпечаток на внешность, осанку людей, и мы брали ребят с заводов, например, кто работает на заводах или из военной среды. Максим Митченков: Или из детдома. Александр Золотухин: И главного героя мы нашли в детском доме, да, очень долго искали исполнителя на роль главного героя, но всегда сталкивались с тем, что современные дети, молодые актеры, которые к нам приходили, такие столичные что ли, такие сытые, благополучные, за ними не чувствовалось какой-то судьбы прожитой, а судя по тем материалам, которые мы изучали, дети очень рано взрослели в то время, они прямо выглядели взрослыми и чувствовались взрослыми, по-взрослому размышляли. Мария Карпова: И никакой грим это не смог бы воспроизвести. Александр Золотухин: Да. Максим Митченков: Там всё в глазах, да. Александр Золотухин: И у Володи эта взрослость чувствуется, с одной стороны, прожитая судьба за плечами, но, с другой стороны, такая очень выраженная нежность, какая-то общительность, желание быть с людьми, желание общаться с людьми, и этот контраст его характера показался мне очень интересным и важным, на мой взгляд, точное попадание, и поэтому практически сразу мы утвердили его на главную роль. Мария Карпова: То, что у Вас была премьера первой картины на Берлинском кинофестивале, это Вы как восприняли, прыгали до потолка? Александр Золотухин: Воспринял с волнением, но на тот момент переживания были по поводу самого фильма, потому что мы буквально до последнего момента какие-то правки вносили, такого осознания какого-то не было, что вот всё… Максим Митченков: Всё готово. Александр Золотухин: Ну да-да-да, и поэтому как-то эта новость прошла немножко мимо, но потом уже как бы доходило, что Берлинский фестиваль и так далее. Максим Митченков: Есть уже идеи для следующей картины? Александр Золотухин: Да, уже идет работа над следующим фильмом, сейчас завершается работа над сценарием, параллельно мы ищем исполнителей, история современная, частично тоже касается армии, вооружённых сил, история о курсантах лётного училища. Мария Карпова: Спасибо Вам большое, успеха не желают и удачи… Максим Митченков: Ни пуха ни пера! Мария Карпова: Ни пуха ни пера перед премьерой! Максим Митченков: Да, хорошего проката Вам и спасибо, что заглянули к нам в гости! Мария Карпова: Да, полных залов! Александр Золотухин: Спасибо, что пригласили!