Новые «Простоквашино», «Ну погоди!» и «Умка» - о проектах «Союзмультфильма» в 2020 году рассказал директор киностудии

Гости
Борис Машковцев
директор киностудии «Союзмультфильм»

Максим Митченков: 7 февраля 2012 года была создана Ассоциация анимационного кино России – единственная в нашей стране организация, которая объединяет и профессиональные студии и независимых режиссёров, а также всех, кто так или иначе связан с созданием и производством мультфильмов.

Мария Карпова: И, конечно, среди активных участников Ассоциации одна из всемирно известных и легендарных студий «Союзмультфильм», которая начала свою работу в 1936 году и за все эти 84 года было создано более 1500 мультфильмов, многие из которых вошли в золотой фонд не только отечественного анимационного искусства, но и мирового.

Максим Митченков: Кто создает мультфильмы сейчас, где их можно посмотреть, чем гордится «Союзмультфильм» сегодня, узнаем у директора киностудии Бориса Машковцева.

Борис, рады Вас видеть у нас в гостях!

Борис Машковцев: Здравствуйте, спасибо, что пригласили!

Мария Карпова: Здравствуйте!

Максим Митченков: Да, нам очень приятно, присаживайтесь.

Борис Машковцев: Спасибо.

Максим Митченков: Человек, который возглавляет «Союзмультфильм», обязательно должен любить мультики, но вот Вы в детстве, когда смотрели их, Вы представляли, что будете связывать свою жизнь именно с такой профессией и что будете дальше их создавать?

Борис Машковцев: Вообще-то, нет, притом, что, конечно, мне мультфильмы очень нравились и мне в детстве нравилось рисовать, но я это делал совершенно любительски, то есть у меня не было никакого образования, скажем так, которое бы предполагало, что я могу пойти работать в анимацию, и когда я поступил во ВГИК после школы, то в этот период времени не существовало продюсерской модели в анимационном кино…

Максим Митченков: Да-да-да.

Борис Машковцев: И в игровом-то кино она только зарождалась.

Максим Митченков: То есть было вообще такое ощущение, что продюсеры в анимации не нужны, да?

Борис Машковцев: Да, в тот момент времени в стране развивалась именно авторская анимация, это были в основном короткометражки и ничто не предполагало.

Мария Карпова: Всё-таки я не очень понимаю: если у нас столько замечательных прекрасных и частных коммерческих анимационных студий, зачем нам нужна государственная, в чем ее отличие?

Борис Машковцев: Во-первых, она уже всё равно существует и существует уже 83 года, было бы достаточно странно просто взять и ее закрыть после 80 лет существования.

Максим Митченков: С огромным количеством работ и авторских прав и возможностей.

Борис Машковцев: Около 1500 наименований, вы представьте, когда эту величину называем, если честно, даже если я начну сейчас перечислять, то, конечно, я собьюсь после нескольких сотен, и было бы достаточно печально, если б «Союзмультфильм» просто прекратил свое существование, тем более, что предпосылки к этому были много раз. В какой-то момент времени, даже когда студия перезапустилась, я пытался себе всё время сформулировать: «А что бы было, если бы не перезапустилась?» – потому что как раз в районе 16-17 года я лично давал студии прогноз - 2 года жизни.

Мария Карпова: Серьезно?

Борис Машковцев: Да, что если за это время что-то не произойдет, то, скорее всего, действительно она просто закроется, потому что на студии активность была крайне низкая.

Максим Митченков: Так Вас и взяли как кризис-менеджера, видите, поднимать всё.

Борис Машковцев: Я даже не знаю, может быть, кризис-менеджеры классические должны обладать меньшей степенью идеализма и большей степенью прагматизма, но фактически студия находилась в состоянии кризиса, когда было непонятно, куда двигаться, поэтому проще всего было не двигаться никуда.

Максим Митченков: Так, поясните, сейчас на данный момент, какие есть фильмы, сериалы, которые являются локомотивом для студии?

Борис Машковцев: Список будет длинным, я количество назову: сейчас у нас в запуске находится параллельно 8 сериальных проектов…

Максим Митченков: Ух-ты!

Борис Машковцев: И, собственно, когда новая команда приходила, мы сделали ставку именно на сериалы, даже не потому, например, я пришел из сериального производства, а потому что на тот момент времени было понятно, что это самый стабильный жанр в анимационном кино в России.

ФРАГМЕНТ М/Ф «ПРОСТОКВАШИНО. ШАРИК ХОЧЕТ ТЕЛЕФОН»

Мария Карпова: Многие, кто всё-таки критикует Вашу деятельность, говорят, что «Союзмультфильм» пошел по пути наименьшего сопротивления, я имею ввиду историю именно с «Простоквашино», как Вы относитесь к такой критике?

Борис Машковцев: Я не согласен в этой критике с тем, что это путь наименьшего сопротивления.

Мария Карпова: Почему?

Борис Машковцев: Потому что я уже на шкуре своих коллег понял, что зачастую это гораздо сложнее, то есть в чем действительно плюс и, если хотите, вот это наименьшее сопротивление, что это проект не требует рекламы, все уже знают это наименование и достаточно негромок сказать: «А вот нас будет новое «Простоквашино», – и все об этом уже знают, и все об этом говорят.

Мария Карпова: Да.

Борис Машковцев: Но это единственный плюс, поточу во веем остальном подобный одиозный проект вызывает, конечно, в первый момент недоверие, все тебя начинают сравнивать с классикой, ты сам себя начинаешь сравнивать, ты достоин, не достоин.

Мария Карпова: Да.

Борис Машковцев: И вообще понять вот эту изюминку, а почему в твоем детстве кино это было популярным, тебе-то оно чем нравилось? Это очень нетривиальная задача, но, вообще-то, очень интересная, потому что в этот момент ты как-то и себя начинаешь по-другому осознавать и тот мир, в котором ты вырос, и ты действительно смотришь на это кино уже по-другому.

ФРАГМЕНТ М/Ф «ПРОСТОКВАШИНО. ДИЕТА МАТРОСКИНА»

Мария Карпова: Как реагировали актёры, когда Вы предлагали им озвучание?

Борис Машковцев: Это было одним из самых больших открытий для меня: не было ни одного актёра, который бы сказал нет. Актёры, к которым мы обращались, воспринимали это предложение, я бы сказал даже, тут слово «энтузиазм» не подходит, с придыханием: «Как? Вы мне готовы это доверить?» – и у каждого актёра, выяснилось, что, вообще-то, есть тоже самое – своё видение и своя трактовка персонажа, которого мы ему предлагаем.

Максим Митченков: У Вас – своё, у них – своё и всё нужно совместить.

Борис Машковцев: И это нормально, потому что вообще удачный анимационный персонаж – это сочетание работы актёра, который дарит персонажу живую эмоцию и голос, и художник-аниматор, который дарит тоже эмоцию, но через движения, причем рисованные, это такой сложный композитный персонаж получается, от актёра зависит очень многое и в классической анимации сначала происходит процесс озвучивания, и только потом приступает в работе аниматор, потому что он должен знать, в каком хронометраже ему работать, то есть, с какой скоростью говорит персонаж, с какой интонацией.

ФРАГМЕНТ М/Ф «НУ, ПОГОДИ!», 8-Й ВЫПУСК

Мария Карпова: Так, а что с мультфильмом «Ну, погоди!»?

Борис Машковцев: С мультфильмом «Ну, погоди!», действительно, «Ну, погоди!» в этом году мы официально запускаем и это, конечно же, сериал, это гэговое кино, скажу, что по жанру это будут гэги так же, как это было в лучшие голы «Союзмультфильма» и опять-таки кино нетипичное, у нас какой пример ни возьми, он каждый раз у нас получается атипичный. «Простоквашино», если говорить мерками современного телевидения, это ситком, это диалоговое кино, шутки на словах, а вот в случае с «Ну, погоди!» даже в истории «Союзмультфильма» это один из немногих фильмов, который построен по жанрам великого немого.

Максим Митченков: Да, там почти нет слов.

Борис Машковцев: Да, персонажи произносят отдельные реплики, но их крайне мало, конечно же, это всё…

Максим Митченков: Положения, в которых они оказываются.

Борис Машковцев: Это всё истории, которые подаются через действия.

ФРАГМЕНТ М/Ф «НУ, ПОГОДИ!», 8-Й ВЫПУСК

Максим Митченков: Борис, еще поясните, вся эта история с ремейками на старые картины – это же общемировой тренд, объясните, что это, это кризис идей или нет?

Борис Машковцев: Вы знаете, я думаю, что здесь 2 в 1, то есть, с одной стороны, можно сказать, что да, наверное, это в некоторой степени кризис идей, с другой стороны, в случае с анимацией это не про кризис идей, это про то, что называется «вечнозелёными фильмами». Например, мы на «Умке» как раз увидели следующее: мы устраивали внутри студии показ старой «Умки» и новой «Умки», кто-то домой уносил всех «Умок», показывал своим детям, говорят: «Старый «Умка» уже слишком скучно, по темпу слишком медленно, а вот новый «Умка» зашел хорошо», – но, вообще-то, он не такой уж и новый в целом, он про те же самые ценности, он с теми же самыми идеями, он процентов на 90 по эстетике совпадает со старым «Умкой», но плотность монтажа повыше и современным детям в современном ритмичном мире это как-то органичнее для восприятия.

Мария Карпова: А у Вас есть любимый персонаж, ну не в детстве, а сейчас?

Борис Машковцев: Во-первых, сейчас как раз у меня период увлечения «Умкой», конечно же, но мне, например, очень нравится «Каникулы Бонифация», потому что как раз «Бонифаций» это про ту среду, в которой мы все работаем, именно про вот такое существование в жизни, кстати в любом поколении, вот это не меняется.

Максим Митченков: Вас благодарим за то что заглянули к нам, процветания «Союзмультфильму», спасибо еще раз!

Мария Карпова: Спасибо!

Борис Машковцев: Спасибо!