Пианист Игорь Бриль: Надо слушать джаз и в записи, и в клубах, и набраться терпения - открытие может возникнуть внезапно

Пианист Игорь Бриль: Надо слушать джаз и в записи, и в клубах, и набраться терпения - открытие может возникнуть внезапно | Программа: Календарь | ОТР

джаз, музыка, меломаны, мелодия

2020-06-09T13:19:00+03:00
Пианист Игорь Бриль: Надо слушать джаз и в записи, и в клубах, и набраться терпения - открытие может возникнуть внезапно
Игги Поп: человек, открывший миру панк, 30 лет свыкался со своим именем
История современного искусства и театральные новинки Москвы и Санкт-Петербурга. Web-афиша
Андрей Жигалов: Я сейчас в творческом подъёме, поэтому у меня песни даже стали весёлые появляться, потому что обычно они грустные
Нина Дорошина: «Жертв было много, но и любви было много»
Готовим фруктовое канапе
«А зори здесь тихие»: актрисы прошли курс молодого бойца. В кадре было настоящее оружие, а в их походных рюкзаках - кирпичи
21 апреля: СССР вступил в ЮНЕСКО. В России празднуется День местного самоуправления и День главного бухгалтера
«Crazy»: будет ли продолжение истории о сбежавших с уроков девушках?
Экскурсия с Юрием Норштейном и яркие спектакли Москвы и Парижа. Web-афиша
Граф Дракула: бессрочный продукт для мировой киноиндустрии
Гости
Игорь Бриль
композитор, пианист, народный артист РФ

Мария Карпова: Игорь Михайлович, рады Вас видеть, здравствуйте!

Игорь Бриль: Здравствуйте!

Максим Митченков: С днём рождения поздравляем Вас!

Игорь Бриль: Спасибо вам большое, спасибо!

Мария Карпова: Как проходит Ваша самоизоляция?

Игорь Бриль: Я вам скажу, что многие проблемы были решены, во-первых, во всяком случае режим, занятия спортом, домашние, конечно, как вы понимаете, а всё остальное за кадром.

Мария Карпова: Ваше первое знакомство с джазом было достаточно неудачным, по-моему, Вы купили пластинку, на которой оказалось не то, что Вы ожидали, правда?

Игорь Бриль: Наоборот, я ожидал, но не получил то, что я ожидал, а первая пластинка, которую я купил, это даже не пластинка, это рентгеновский снимок, знаете, раньше было так. Я купил, пришёл домой, поставил на проигрыватель и услышал 3 минуты шипа, а в конце в переводе на русский язык: «Слушаешь-слушаешь, ну, слушай, дурак!». Короче говоря, я пошёл ещё раз купил уже более удачно, и там был блюз, там были буги-вуги, кстати, это на всю жизнь.

Максим Митченков: Но Вы же пришли вообще в джаз, в джазовую среду, когда ещё джаз не был признан официально на государственном уровне, ещё были какие-то гонения на джазовых музыкантов, вот Вы с чем сталкивались тогда?

Игорь Бриль: Понимаете, я человек 60-х годов, и когда я поступил в училище в 59-м, там, собственно говоря, единственное, если говорить о гонениях – разговор с директором, которая сказала, что, в общем, нежелательно этим заниматься, и чтоб я больше этого не слышала. А мы обычно разыгрывали всё это в подвале училища консерваторского с моими коллегами, в общем, что-то пробовали, короче говоря, так что, если говорить о гонениях… в потом, понимаете, в чём дело, смысл-то жизни в чём: мы были молоды, и слово «гонения» как-то не клеилось.

Максим Митченков: Вам ничего не было страшно, да?

Игорь Бриль: Страх был только один – не ошибиться, во-первых, во время игры, а во-вторых, чтобы был настроен инструмент и насколько нас было слышно, когда мы играем, мы хотели, чтоб нас слышали.

ФРАГМЕНТ Д/Ф «ДИАЛОГИ ИГОРЯ БРИЛЯ»

Максим Митченков: Насколько мы знаем, вообще Ваш коллектив первый отправился на зарубежные гастроли, да?

Игорь Бриль: Это Вы правильно сейчас сказали, это был 68-й год, до этого были фестивали, на которые выезжали наши музыканты, но это гастрольная поездка была, тогда был ГДР, не всё было сыграно, как хотелось бы, но тем не менее энтузиазм публики нас, конечно, обрадовал, мы на крыльях прилетели домой с минимумом зарплаты.

Мария Карпова: А на родину джаза когда поехали в Америку, тоже же на гастроли это было?

Игорь Бриль: Да, это тоже были гастроли, это второй раз, когда я был в Штатах, и там нас пригласил такой импресарио Пелман, который устроил нам концерты с американскими музыкантами-звёздами американского джаза, Хендерсоном и Хатчинсоном, и у нас зашёл разговор: «Когда вы нам будете платить?». Была пауза, мы собрали собрание специальное, такой митинг, и сказали, что мы никуда не поедем, пока нам не заплатят. Тогда он сказал: «Нет, мы поедем, и я вам выплачу по дороге до концерта». Мы остановились, и он на капоте своей шикарной машины начал нам отсчитывать доллары и говорит: «Это тебе, ты – руководитель, тебе больше, это тебе, а это тебе, а это тебе». И мы все, прослезившись, сели в машину и поехали на концерт.

Мария Карпова: Здорово!

Максим Митченков: С кем из американских легендарных джазистов и других музыкантов Вы выходили на одну сцену вместе?

Игорь Бриль: Сказать, что на одной сцене, может быть, немножко неточно, нет, были такие музыканты, естественно, как я сказал уже, Хатчинсон и Хендерсон.

Мария Карпова: А вот с Дюком Эллингтоном у Вас же тоже была история?

Игорь Бриль: Он приезжал сюда, это в 80-х, начале 80-х годах, и была встреча, 2 встречи были: это встреча была в Доме дружбы, где пригласили Эллингтона, а Утёсов Леонид Осипович ещё возглавлял встречную команду. Никогда не забуду, кстати, между прочим, когда он подошёл к Эллингтону, на сцене всё это было, и сказал: «Дюк, я очень хотел бы, что Вы играли в моём оркестре, Вы можете сыграть в моём оркестре», – вот это была похвала со стороны Утёсова.

Мария Карпова: Да-да-да.

Игорь Бриль: Что касается всего остального, то у нас был джем: мы играли, я играл тоже и, судя по реакции, он как-то хорошо принял, они, понимаете, всегда доброжелательны в этом отношении.

ФРАГМЕНТ Д/Ф «ДИАЛОГИ ИГОРЯ БРИЛЯ»

Игорь Бриль: И ещё был случай очень смешной по поводу фольклора – это был фильм, я озвучивал фильм документальный, и там сюжет был такой: Москва готовится к Оллимпиаде-80, и ужасно совершенно сюжет, понимаете, почему-то по парикмахерским пошли, какие-то причёски показывали, ну, виды Москвы там, конечно. И я подумал: «А если взять и подложить под этот видеоряд народную музыку». Я поставил это – режиссёр был без ума и хотел меня выгнать. Почему? Потому что сюжет оказался настолько лживый, настолько ненужный по сравнению с музыкой, которая звучала, в общем, вот такие эксперименты, кстати, тоже были.

Максим Митченков: Игорь Михайлович, от Вас как от настоящего профессионала и специалиста, может быть, пару советов для тех, кто сейчас нас смотрит и хочет начать своё знакомство с джазом, с чего начать?

Игорь Бриль: Во-первых, надо слушать эту музыку и в записи и в клубах, сейчас клубы есть, правда не в данный момент, но потом они откроются. Неважно, понимает человек, не понимает человек этой музыки, он должен набраться терпения, и вдруг его что-то подвигнет в зависимости от его настроения, от его состояния души, понимаете, вот это открытие может возникнуть совершенно внезапно, поэтому терять времени нельзя, нужно обязательно посещать клубы.

Максим Митченков: Всем советуем, кто ещё не знаком, начать знакомство с джазом…

Мария Карпова: Купите билет в ближайший джаз-клуб, когда это всё закончится.

Максим Митченков: Да, а Вас ещё раз поздравляем с днём рождения, спасибо Вам огромное!

Мария Карпова: С днём рождения!

Игорь Бриль: Спасибо вам большое, всего вам доброго!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)