Мария Карпова: Вот знаешь ли ты, Максим, чем знаменит московский сад «Эрмитаж»? Максим Митченков: Ну, говорят, что первый московский электрический фонарь, отлитый на Екатерининском заводе, установили именно в этом саду в 1880 году. Мария Карпова: Допустим. Максим Митченков: Насколько я помню, здесь прошел один из первых в России киносеансов… Мария Карпова: Верно. Максим Митченков: А еще зимой здесь работает прекрасный каток. Мария Карпова: Ну, ты забываешь главное: «Эрмитаж» – это самый театральный сад столицы, в нем находятся 3 театра. Один из них, театр «Сфера», представил зрителям перед Новым годом очередную премьеру: спектакль по пьесе Виктора Розова 66-го года «Затейник». Максим Митченков: Неужели советская классическая драматургия всё ещё актуальна? Мария Карпова: Ты можешь сам задать этот вопрос создателям спектакля: у нас в гостях режиссёр Александр Коршунов и исполнитель одной из главных ролей Анатолий Смиранин. Александр, Анатолий, рады вас видеть в нашей студии! Максим Митченков: Здравствуйте! Александр Коршунов: Здравствуйте! Мария Карпова: Пьеса «Затейник» Виктора Розова вообще не самая известная пьеса, наверно, розовская скорей, «В поисках радости», «Вечно живые» все знают… Максим Митченков: Говорят, даже забытая пьеса. Мария Карпова: Ну да, некоторые называют ее забытой. Александр Коршунов: Не совсем забытая, но не самая популярная. Мария Карпова: Как Вы тогда решили к ней обратиться? Максим Митченков: И почему? Александр Коршунов: Как и почему? В общем, я эту пьесу… Максим Митченков: Анатолию тоже интересно. Анатолий Смиранин: Я ее чуть-чуть знаю просто. Александр Коршунов: На самом деле, я читал ее очень еще давно, еще в студенческие годы, это было в начале 70-х, я первый раз эту пьесу прочитал и запомнил как-то, она очень большое впечатление на меня произвела и отложилась, но как-то к ней я не возвращался, а где-то год назад она всплыла, это название, я ее перечитал, и она мне показалась очень своевременной, современной и замечательно написанной пьесой, и когда мы приступили к работе, я очень был рад, что практически все актёры с первых репетиций и было ощущение такое, что вот какая замечательная пьеса, какая потрясающая пьеса. Мария Карпова: Анатолий, это правда, действительно думали, что пьеса замечательная, или как режиссёр скажет, так и будет? Анатолий Смиранин: Бывают разные ситуации, когда ты сначала не понимаешь, бывают разные истории, когда ты в это погружаешься, не принимаешь… Максим Митченков: Ну конкретно про эту пьесу: сразу погрузились? Анатолий Смиранин: Нет, не сразу, потому что до сих пор есть волнения, переживания по поводу героя в моем случае, допустим. Максим Митченков: До сих пор, уже после премьеры, после нескольких спектаклей? Анатолий Смиранин: Конечно, присутствует, это поиск истины, что хотел написать Розов, что хотел этот герой, что хочу я в этом герое открыть для себя, поэтому до сих пор я борюсь с собой, но как-то так это происходит. Мария Карпова: Давайте напомнить нашим зрителям, так как пьеса не очень известная, сюжет: это такой классический любой треугольник, да? Максим Митченков: Или всё-таки не классический? Анатолий Смиранин: Не классический, наверно, всё-таки. Александр Коршунов: Наверно, не совсем классический, но любовной треугольник существует. Она очень интересно написана, пьеса, вообще, так сказать: первый акт – это практически такой, можно сказать, моноспектакль, он на двоих актёров, Толя играет Валентина: Валентин и Сергей встречаются совершенно случайно волей судеб где-то на юге, на берегу, забегает Валентин за волейбольным мячом, так сказать, к «затейнику», такая есть профессия, сейчас редко это слово вообще употребляется, уже говорят… Анатолий Смиранин: Аниматор. Александр Коршунов: Аниматор. Максим Митченков: Да. Мария Карпова: Массовик-затейник. Александр Коршунов: Массовик-затейник, да, как по старинке. Забегает за волейбольным мячом, и вдруг совершенно неожиданно встречает там своего одноклассника, с которым не виделись 14 лет, и оба они были влюблены в одну и ту же девушку и треугольник таков, что любила она Сергея. Дело в том, что это начало 50-х годов, когда они заканчивали институт, это сталинское время, это время еще, так сказать, жутких репрессий и этой атмосферы страха и там случилось так, что Валентин был влюблён, оставил записку, что он хочет покончить жизнь самоубийством, родители ее обнаружили, нашли, и отец его разговаривал с Галиной и убеждал ее выйти замуж за сына, а отец был прокурор. Максим Митченков: И, получается, сломал жизнь другому, да? Александр Коршунов: Просто у нее за неделю до этого арестовали брата и она из страха за Сергея, как Сергей потом рассказывает, что он ничего вроде бы не сделал, он просто спросил: «А кто этот другой, тот, которого ты любишь?» – потому что они хотели уже пожениться, и она имя и фамилию назвала, а он достал записную книжечку и записал, а у нее за недели до этого брата взяли. Мария Карпова: Не рассказывайте, правда, а то мы придем на спектакль и нам будет не интересно. Максим Митченков: Я уверен, что будет интересно. Александр Коршунов: Просто та завязка, с которой всё начинается, невольно приходится ее рассказывать, но вообще тем в этом произведении очень много и очень таких сегодняшних и злободневных, вообще, Розов совершенно потрясающий драматург, я его очень люблю и эту пьесу. Максим Митченков: А вот эта история с репрессиями, она и сейчас тоже актуальна, и сейчас Вы ее тоже показываете? Александр Коршунов: Актуальна тема страха всегда, понимаете, для меня всё равно эта пьеса… мы много об этом говорили и говорим и будем говорить, Толя сказал, что и его персонаж – достаточно сложная история и что продолжаем над этим работать и всё равно для нас это сыгранная первая премьера, всё прошло хорошо, зритель очень хорошо принимает и очень хорошие отзывы, но это начало пути потому что пьеса совершенно бездонная и характеры замечательные и всегда есть резерв, всегда есть над чем работать. Мария Карпова: Александр, Вы уже почти 6 лет руководите, по-моему, театром «Сфера», Вы – главный режиссёр, Вы больше занимаетесь административной деятельностью или художественной, как в театре приходится? Александр Коршунов: Конечно же, художественной, конечно же, художественной, у нас директор, Ирина Ольгердовна Тарасова, которая замечательно руководит всей администрацией… Анатолий Смиранин: Это абсолютно нематериальный человек. Мария Карпова: Настоящий художник. Анатолий Смиранин: Да. Александр Коршунов: Безусловно, конечно, разные вопросы возникают и всякие… Мария Карпова: Приходится. Александр Коршунов: Мы советуемся и обсуждаем, дел всяких много. Максим Митченков: Да, а сейчас полных залов вам и Вашему театру! Мария Карпова: Ни пуха ни пера! Александр Коршунов: Спасибо, вот ближайшие спектакли у нас… Анатолий Смиранин: 12-го, 23-го, 31-го января. Александр Коршунов: 12-го, 23-го, 31-го января – спектакль «Затейник», замечательная пьеса, замечательный автор, очень хорошие актёры, ждём! Максим Митченков: Мы всех приглашаем на этот спектакль и в театр «Сфера» и вам спасибо, что заглянули! Мария Карпова: Спасибо большое! Александр Коршунов: Спасибо!