Просто берем фильмы, которые заслуживают внимания, причем такие, чтобы там художественное сочеталось с массовостью

Гости
Валерий Кичин
кинокритик, программный директор онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@»

Максим Митченков: Маруся, ты что? Что ты делаешь, а? Ты не забыла, мы программу вообще-то ведём?

Мария Карпова: Ну, кто-то программу ведёт, а кто-то кино снимает, Максим… Будет фильм ужасов про будни телевидения.

Максим Митченков: Какое еще кино? Ладно тебе, максимум снимаешь ролик для своего инстаграма, ты же неправильно это делаешь – нужно горизонтально снимать.

Мария Карпова: Какая разница, как? Я это потом выложу в интернет и приму участие в кинофестивале «Дубль дв@».

Максим Митченков: А… так ты похоже ничего не знаешь об онлайн-кинофестивале: там участвуют профессиональные фильмы, снятые известными и начинающими режиссерами, но которые по каким-то причинам не дошли до широкого зрителя.

Мария Карпова: Правда, что ли?

Максим Митченков: Ну, да. Ладно, ты не расстраивайся – попробуешь силы через год, а в 2019 гран-при достался режиссеру Роману Жигалову за фильм «Лес». Обсудим особенности кинофорума с программным директором смотра Валерием Кичиным и режиссером Иваном Твердовским.

Мария Карпова: Валерий, Иван, рады вас видеть!

Валерий Кичин: Здравствуйте!

Иван Твердовский: Добрый день!

Мария Карпова: Недавно завершился X юбилейный фестиваль «Дубль дв@», мы вас поздравляем, но вот у нас не получилось по количеству фестивалей, что их было именно 10…

Максим Митченков: С 2011 года, да? 10 не получается…

Валерий Кичин: Я просто надеюсь, что не все зрители такие въедливые, на самом деле, мы, действительно, проводим X фестиваль, просто в первый год мы запустили 2 фестиваля, так сращу размахнулись как-то и думали так и будет дальше, потом поняли, что слишком, поэтому в будущем году – опять юбилей.

Мария Карпова: И тоже будет какой-то особенный фестиваль, в следующем году, да? Потому что в этом году было много новинок…

Валерий Кичин: Новинки, вообще-то, на каждом фестивале, просто у каждого фестиваля есть свое лицо, своя изюминка, то есть был фестиваль документального кино, кстати, 2-ой тот самый, потом был фестиваль дебютов, но в этом году у нас, вообще-то, Год театра, и мы решили его отметить тем, что показываем больше, чем всегда спектаклей, записей театральных спектаклей, мюзиклов, аж 4 спектакля показываем.

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

Максим Митченков: Это тоже отдельный какой-то конкурс серди спектаклей?

Валерий Кичин: Да, и в этом году это впервые выделено в отдельный конкурс, потому обычно просто показывали, как театральный антракт для отдыха.

Мария Карпова: И тоже зрители оценивают, выставляют свои голоса?

Валерий Кичин: И тоже оценивают, тоже голосуют, ставят оценки…

Максим Митченков: Давайте про оценки, вот, как это всё обычно на фестивале? Как в этом году оценивали? Сама система: Вы, получается, выкладываете фильмы и сутки люди их смотрят, да?

Валерий Кичин: Да, сутки смотрят фильм, причем 3 названия в каждые сутки – это довольно большая нагрузка: 1 полный метр, 1 короткий метр, 1 спектакль. Заканчивается вся эта «петрушка», и жюри берет паузу для споров, а в это время люди смотрят спектакли, а потом уже премиальный показ лауреатов.

Мария Карпова: Иван, Вы участвуете уже второй раз, правильно?

Иван Твердовский: Второй раз, да.

Мария Карпова: Мне кажется, для режиссеров это хорошая система фестивалей, потому что Вы можете посмотреть какие-то фильмы, и Ваши конкуренты, соперники не узнают, что Вы их видели, да?

Иван Твердовский: Конечно, мне, как… вообще, считаю, что любой действующий кинорежиссер должен следить за тем контекстом, который происходит вокруг, то есть очень редко, кто ничего не смотрит, ничего не видит, ходит и изучает исключительно свое творчество, поэтому мне кажется это еще и возможность смотреть кино коллег. Самое важное, мне кажется – это читать те комментарии, которые оставляют зрители.

Максим Митченков: А что они пишут, кстати? Что Вам написали в этом году?

Иван Твердовский: В день показа мне написала подруга: «Ваня, привет! Посмотри, пожалуйста, те комментарии, которые люди оставляют». Там есть прямо конкретные требования зрителей, что нужно сделать с фильмом, что не так – это интересно, потому что людям кажется, что, наверно, это как-то очень легко что-то переделать, перемонтировать и что буквально на следующий день…

Максим Митченков: Что это сейчас вот я сяду – быстренько всё сделаю, да?

Иван Твердовский: Да, буквально на следующий день можно увидеть какой-то другой результат…

ФРАНМЕНТ Х/Ф «ПОДБРОСЫ»

Максим Митченков: А какие-то комментарии, к которым можно прислушаться, есть?

Иван Твердовский: Есть, конечно, я, вообще, считаю, что любая критика полезна для автора, потому что… ну, очень легко, особенно, когда кинофестивали разные: в интернете, обычные кинофестивали – это формат, который позволяет тебе немножко забыться немножко улететь и думать, что ты, действительно, художник и значимая фигура – это всё не так, потому всегда найдется зритель, который выскажет свое мнение, просто лично это происходит редко…

Максим Митченков: Который опустит тебя на нужное место.

Иван Твердовский: Да, а в интернете ты всегда можешь прочитать прекрасные комментарии, какое ты ничтожество, и это создает какой-то правильный баланс.

Максим Митченков: Но в фестивале же принимают участие и маститые режиссёры, и молодые режиссёры, как Вам этот баланс удается сохранить?

Валерий Кичин: Вы знаете, как раз об этом балансе мы совсем не думаем, просто берем фильмы, которые, как мне кажется, заслуживают внимания, причем чтобы они были пригодны для массовой аудитории тоже чтобы там художественное сочеталось с массовостью.

ФРАГМЕНТ ТРЕЙЛЕРА К/Ф «ЛЕС»

Мария Карпова: А кто отбирает фильмы для фестиваля?

Валерий Кичин: Мне стыдно сказать, но это я.

Мария Карпова: Единолично.

Валерий Кичин: Ну, да, но не совсем, наши потом еще смотрят, конечно, но, в общем, инициатива обычно принадлежит мне, но тут ведь вопрос еще в том, что мы живем в новом веке уже, в новой ситуации, когда появились онлайн-кинотеатры, и продюсеры продают теперь права этим кинотеатрам, и это резко сужает для нас поле деятельности, потому что мы не получили несколько картин, которые бы хотели.

Максим Митченков: То есть они уже проданы, их права уже проданы, да?

Валерий Кичин: Они уже проданы, и они не хотят конкуренции со стороны фестиваля, хотя опыт показал, что фестиваль только подстёгивает интерес.

Иван Твердовский: Да, только подстегивает.

Мария Карпова: А бывали для Вас сюрпризы во время фестиваля, например, Вы думали, что какой-то фильм особо не имеет шансов получить приз, а вот зрители за него проголосовали? Какие-то открытия случались?

Валерий Кичин: Вы знаете – сплошняком. То есть я с робостью беру какую-то картину, которая мне кажется очень сложна, очень серьезна и по теме, как у нас говорят: тяжёлая, и я думаю: «Ну, ладно, посмотрит кто-то…». И вдруг именно на нее хлынула толпа и вдруг именно ее выделяют – именно она получает приз.

ФРАГМЕНТ ТРЕЙЛЕРА Х/Ф «ПОСЛЕ ТЕБЯ»

Мария Карпова: Вы, кстати, не сказали еще, что есть очень важный конкурс рецензий на фестивале, да?

Валерий Кичин: Да.

Мария Карпова: Расскажите, как это проходит: зрители тоже пишут онлайн?

Валерий Кичин: Да, то есть просто под экранчиком, где можно посмотреть картину, есть система звездочек, где ставят оценки – голосуют и есть окно, где можно написать свою рецензию, причем они знают, что получают подарки, и они очень стараются, надо сказать. Там была одна фраза в этом году, которая войдёт в вечность, эта фраза была такая: «Фильм мне понравился, все образы взяты с одного актёра по имени жизнь».

Максим Митченков: Ух-ты!

Валерий Кичин: Понимаете?

Максим Митченков: Интересно.

Мария Карпова: Иван, над чем сейчас работаете?

Иван Твердовский: Это драма, это очень тяжёлая картина об одной из самых страшных , вообще, историй современной России – про террористический акт в «Норд-Осте», очень тяжелая тема, очень тяжелый материал для меня, он призывает к очень серьезной ответственности, безусловно, потому что как-то закончилась моя юношеская жизнь, начались темы серьезные.

Максим Митченков: Валерий, возьмете новый фильм Ивана на новый фестиваль?

Валерий Кичин: Я сейчас очень насторожился, потому что я давно думал: «Почему такое страшное событие и, в общем -то, очень кинематографичное событие до сих пор еще никто… спасибо, буду ждать.

Иван Твердовский: Спасибо, если получится наша картина, я буду рад и счастлив, если приму участие в Вашем фестивале.

Валерий Кичин: Это ведь еще была жуткая трагедия, потому что… ну, все знают, какая трагедия, просто погибло еще грандиозное произведение, это был потрясающий спектакль, его больше нет.

Максим Митченков: Тогда приходите к нам в следующем году, расскажите и про фестиваль, и про новую картину.

Иван Твердовский: Приглашайте.

Максим Митченков: Обязательно, а сейчас – спасибо, что зашли к нам в этот раз!

Мария Карпова: Спасибо!

Валерий Кичин: Спасибо большое!

Иван Твердовский: Спасибо!


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Что такое он-лайн фестиваль «Дубль дв@», кто отбирает на него кино, и как его оценивают зрители

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты