Релиз фильма и книги про Доктора Лизу: Глеб Глинка рассказал, какой она была на работе и дома

Гости
Елена Шубина
Руководитель редакции современной российской прозы издательства АСТ
Глеб Глинка
супруг Елизаветы Глинка

Мария Карпова: Елена Данииловна, Глеб Глебович, рады вас видеть в нашей студии!

Максим Митченков: Здравствуйте!

Глеб Глинка: Добрый день!

Елена Шубина: Здравствуйте!

Мария Карпова: Здравствуйте! Давайте поясним нашим зрителям, что книга, которая сейчас выходит, это не просто переиздание 2017 года, да? Это дополненное…

Елена Шубина: Да, в 2017 году вышла книга Лизы Глинки «Я всегда на стороне слабого – так она у нас называется, да? И это было так… ну, в известном смысле… не то чтобы по горячим следам – это неуместное слово здесь, но всё-таки прошло не так много времени после трагической гибели, после крушения этого самолёта, и мы её готовили, конечно, очень с таким ещё живым чувством, и мы понимали, что это мощнейший драматургический материал на самом деле, просто сама судьба и судьба персонажей – больных, которых описывает в этой книге Елизавета Петровна, что это действительно очень сильный драматургический материал, и поэтому когда такая идея возникла о том, что будет фильм, то мы воспользовались этим случаем.

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕГО МАТЕРИАЛА Х/Ф «ДОКТОР ЛИЗА»

Елена Шубина: Фильм вообще всегда больше привлекает внимание книги, когда экранизация по какой-то прозе, по какой-то книге, но это ещё таким стало побудительным мотивом… дальше уже Глеб Глебович, потому что обнаружились новые ещё записи…

Максим Митченков: Да.

Мария Карпова: Да-да-да.

Максим Митченков: Глеб Глебович, как обнаружились? Это электронные дневники, да?

Глеб Глинка: Да, это записи из «Живого Журнала», потом беседы – это интервью с ней…

Максим Митченков: Да.

Глеб Глинка: Разные телевизионные программы, на радио и третье такое – зрительная биография, то есть, которая состоит в основном из фотографий…

Елена Шубина: Да, такой альбом.

Мария Карпова: То есть фотографии остались в новом издании?

Елена Шубина: Конечно.

Глеб Глинка: Да-да-да, конечно.

Максим Митченков: Как называется новая книга? Давайте мы произнесём название.

Глеб Глинка: Она также называется: Елизавета Глинка «Я всегда на стороне слабого».

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕГО МАТЕРИАЛА Х/Ф «ДОКТОР ЛИЗА»

Мария Карпова: Кстати, с большим удивлением, когда готовились к интервью, мы узнали, что, получается, Лиза Глинка была при этом, при своём каком-то невероятном графике очень домашним человеком: все выходные проводила с семьёй, вы даже говорите, что она готовила, мы просто с трудом представляем её в фартуке…

Глеб Глинка: Я сам, когда на какие-то вещи смотрю задним взглядом, мне тоже непонятны, то есть, как она могла такого количества людей жизни так трогать, да ещё проводить буквально каждые выходные дома, проводить время на даче…

Максим Митченков: Глеб Глебович, не могла же работа не откладывать какое-то впечатление на ней? Неужели она, грубо говоря, уходила с работы и дома была весёлым жизнерадостным человеком?

Глеб Глинка: Нет-нет, конечно, наоборот, она, по-моему, единственное, где она показывала какую-то свою слабость – это было дома, то есть она… это тоже меня так удивляло: она через себя каждого…

Максим Митченков: Пропускала через себя.

Глеб Глинка: Каждого бездомного, которого она хоронила, она…

Максим Митченков: Глеб Глебович, очень удивительно, почему на таких людей как Елизавета Глинка, как Чулпан Хаматова столько нападок было всё время, несмотря на то что они занимаются такими очень важными, добрыми делами, почему столько хейтеров, столько людей, которые хотят как-то на них негативно повлиять?

Елена Шубина: Видят в этом спекуляцию.

Мария Карпова: Буквально травля, да.

Глеб Глинка: Меня это тоже удивило – это не просто травля была, это была настолько агрессивная, напитанная ненавистью попытка больно сделать, какие-то утверждения о её отце, о наших детях как незаконно рожденных, не наши дети – какие-то такие гадости. Утверждали, что она работает в хосписе, чтобы… правильное слово… отжать квартиры умирающих, что она из Донецка детей вывозила, чтобы их на органы продавать. Она в чём-то действительно была олицетворение добра, Елизавета.

Максим Митченков: Да, конечно.

Глеб Глинка: Я сам это не понимал, потому что я был так близок к ней, и это, конечно, выводит, наверно, пропорционально зло.

Максим Митченков: Вы сразу поддержали идею фильма про Елизавету Глинку?

Глеб Глинка: Нет, я изначально… я был неправ, конечно, но я изначально всё-таки хотел не художественный фильм, а хотел такой…

Елена Шубина: Документальный.

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕГО МАТЕРИАЛА Х/Ф «ДОКТОР ЛИЗА»

Мария Карпова: Вы первый раз картину целиком увидели только на «Кинотавре» уже?

Глеб Глинка: Нет, был закрытый показ для них в Думе.

Елена Шубина: Режиссёр Оксана Карас.

Мария Карпова: Оксана Карас, да-да-да.

Глеб Глинка: Карас, да.

Мария Карпова: Какие были ваши первые чувства, первые впечатления, когда вы увидели картину?

Глеб Глинка: Первые впечатления у меня были не столько от картины, у меня во время съёмок, то есть часть снималась у нас дома, и меня это очень удивило, так первый раз, например, Чулпан Хаматова, как она играла – это просто чудо, и не столько грим и не столько…. а походка…

Мария Карпова: Да.

Глеб Глинка: Чисто внешние какие-то детали, как она голову держала, в какие-то моменты мне было даже немножко не по себе, она настолько точно воспроизвела.

Максим Митченков: Глеб Глебович, не тяжело вам было смотреть фильм – переживать заново какие-то истории?

Глеб Глинка: Показ этот я как-то держался, в остальном любознательно, всё-таки интересно, а потом один момент в фильме после почти всех событий: Елизавета безумно устала, звонит… ну, мне, этой персоне, которая меня играет, и говорит фразу, которую она мне говорила, я забыл: «Я хочу к тебе в карман». И когда эта фраза пошла, у меня, как будто в фильме, слёзы во все стороны – я совсем расклеился.

Максим Митченков: Поясните нам: несмотря на то что доктор Лиза жила в довольно сложных условиях, работала с тяжело больными людьми, но и книга и фильм оставляют, наверно, всё равно светлые чувства после прочтения, после просмотра? Нет, наверно, какой-то тяжести и безысходности после прочтения?..

Глеб Глинка: Какой хороший вопрос! Я менее объективен здесь, естественно. Почему она такую народную любовь привлекла? Мне кажется, потому что действительно она была олицетворением доброты, даже разговаривали в церковных кругах о том, чтобы причислить её к лику святых, он это отдельный… так что, да, очень светлая, вообще была просто огромная радость с ней жить.

Елена Шубина: Я могу добавить, что несмотря на то что книга в известном смысле про смерть, то есть про ту грань, которая отделяет жизнь от смерти, причём с такой нюансировкой всё это написано: там есть потрясающая сцена, когда она просто присутствовала при уходе людей навсегда, но тем не менее за этим стоит характер, который безумно любит именно жизнь.

Глеб Глинка: Да-да-да.

Елена Шубина: Правда?

Глеб Глинка: Да, и смерть ненавидит лютой ненавистью.

Елена Шубина: Да, понятно, что она считает, что каждый человек должен умереть счастливо, там даже есть такая фраза, в смысле в тепле, в заботе, с близким человеком, чтоб было кого-то, если нет близкого человека, взять за руку, собственно, чем она и занималась, но всем за этим стоит безумная жажда жизни.

Максим Митченков: Мы хотим вам сказать огромное спасибо за то, что вы пришли к нам в гости, мы всем советуем читать книгу, смотреть фильм и хотим всем пожелать, чтобы дело Лизы Глинки жило и дальше, спасибо огромное!

Мария Карпова: Спасибо большое!

Елена Шубина: Спасибо большое!

Глеб Глинка: Спасибо вам за интересные вопросы!