Сценарист Александр Бородянский: Кинематографии у нас нет. Есть отдельные хорошие, интересные фильмы
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/scenarist-aleksandr-borodyanskiy-kinematografii-u-nas-net-est-otdelnye-horoshie-interesnye-filmy-41098.html Максим Митченков: А теперь, Маруся, «Дамы приглашают кавалеров».
Мария Карпова: Сейчас! Все ноги оттопчешь!
Максим Митченков: Ничего я тебе не оттопчу, и вообще я не прошу меня приглашать, так называется лирическая комедия, сценарий которой написали Александр Бородянский и Карен Шахназаров.
Мария Карпова: Тогда еще «Мы из джаза», «Афоня», «Зимний вечер в Гаграх», ведь сегодня у нас в гостях, в день своего рождения, заслуженный деятель искусств России, актёр, кинорежиссёр и автор сценариев всеми любимых фильмов Александр Бородянский.
Александр, рады Вас видеть в нашей студии, с днем рождения Вас поздравляем!
Максим Митченков: Здравствуйте, поздравляем Вас!
Александр Бородянский: Спасибо!
Мария Карпова: Присаживайтесь. Вообще нам авторы картин очень редко отвечают на вопрос о любимой картине, но Вы часто в интервью говорите, что это именно «День полнолуния», вот у нас даже есть, по-моему, постер, чем она так дорога, почему именно она?
Александр Бородянский: Я так говорил?
Мария Карпова: Да.
Максим Митченков: Может, сейчас у Вас поменялось…
Мария Карпова: Да, может, поменялись вкусы?
Александр Бородянский: Нет, я обычно говорю, что у меня их 3.
Мария Карпова: «День полнолуния»…
Максим Митченков: Давайте все 3 тогда.
Александр Бородянский: «День полнолуния», «Город Зеро», где он, есть? Есть-есть, вот там где-то…
Мария Карпова: Да, за нами где-то.
Александр Бородянский: За головами где-то есть.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ГОРОД ЗЕРО»
Александр Бородянский: И «Цареубийца».
Мария Карпова: Наверно, потому что там МакДауэлл тогда снимался – звезда?
Александр Бородянский: МакДауэл тоже – замечательный человек, там смешная история с ним была, потому что во-первых, он не пил, МакДауэлл…
Мария Карпова: Безобразие!
Александр Бородянский: Нет, молодец, он в завязке был, во-вторых, мне нравилось, он был в роль погружен, работал на площадке, он не отвлекался, а наши актёры, знаете, я не в упрёк говорю, разные актёры по-разному себя ведут, но очень многие…
Максим Митченков: И пили и отвлекались, да, правильно я понимаю?
Александр Бородянский: Нет, не пили, ну пили очень редко, это правда, очень редко пили, но они отвлекались, дубль сняли, и они могут переключиться, анекдот рассказать, знаменитые актёры даже, и я говорю: «Смотрите, – ну не буду фамилии называть, – МакДауэлл же вот так…». Я мне актёр знаменитый говорит, мой друг: «Ну и что? Я многогенно переключаюсь и всё». «Я у тебя ж в глазах всё равно остаётся…».
Максим Митченков: Всё видно, да.
Александр Бородянский: «Горят еще, потому что ты анекдот рассказывал». То есть для меня МакДауэлл был как эталон отношения к профессии.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ЦАРЕУБИЙЦА»
Александр Бородянский: И вот я приезжаю на съёмки, снималась сцена, где он лежит в палате, настоящий персонаж Юровский, которого он играл, он умер в больнице Грановского, знаменитая такая больница, у него там язва желудка была, и он больной лежал, и, короче, я пришел, и МакДауэлл такой лежит под одеялом, в роли, он меня увидел, говорит: «Hi, Саша, привет!». А потом он меня вдруг зовет туда, к кровати, и говорит: «Слушай, я здесь такое пальто купил…», – для меня это было совсем неожиданно, он же в роли, но ему там играть нечего, он же лежит вот такой, одеяло…
Максим Митченков: И умирает, наверно, да?
Александр Бородянский: Ну да, еще не умер, но должен умереть, поэтому что ему играть там? Но он в роли всё-таки, ну, наверно, о пальто думает человек умирающий, а мне, на самом деле, пальто нужно было зимнее, а была уже осень поздняя, зима почти, я говорю: «А какое?». Он говорит: «Такое, как у вас в политбюро носят, воротник такой, у нас в Лос-Анджелесе такое пальто стоит 1200 долларов». Я говорю: «Ух-ты!». «А у вас здесь 200 рублей». Но это были деньги всё-таки сравнительно.
Максим Митченков: Да.
Александр Бородянский: Я говорю: «А где?» – мне ж пальто надо. Он говорит: «Водителю скажи, здесь рядом есть в деревне магазин сельский и там пальто это продают, я купил». Я пошел водителю сказал, и поехали в этот магазин, приезжаю: много висит вещей, но пальто такого нет, и я к продавщице подхожу и говорю: «У вас такое пальто, как в политбюро ходят, Брежнев Леонид Ильич ходит…». А она говорит: «Было одно, висело 5 лет, наконец потом дурак какой-то иностранец приехал и купил слава богу».
Мария Карпова: Она даже не подозревала.
Максим Митченков: Правда, что МакДауэлл гордился прямо этим пальто, этой покупкой?
Александр Бородянский: Искренне.
ФРАГМЕНТ Х/Ф «ЦАРЕУБИЙЦА»
Мария Карпова: К дню сегодняшнему: продолжаете преподавать?
Александр Бородянский: Да.
Мария Карпова: Что самое важное усваивают студенты?
Александр Бородянский: Было 3 студента, которые уже нормально в кино работали, они вдруг сказали мне: «Первый год мы вообще ничего не понимали, что Вы от нас хотите понять не могли», – при этом, когда я приезжаю домой и рассказываю жене, как занятия, и в основном жалуюсь, что они хорошие, но туповатые. А жена говорит: «Потому что ты рассказываешь очень примитивно», – так я рассказываю очень просто, я считал, что я рассказываю так примитивно, а им, оказывается, было непонятно, о чем я говорю.
Максим Митченков: А можно мы Вас попросим нам примитивно прямо: есть какие-то 3 основополагающих закона в сценарии?
Мария Карпова: Золотые правила.
Александр Бородянский: Есть.
Максим Митченков: Да, как написать хороший сценарий.
Александр Бородянский: Мои?
Максим Митченков: Да.
Александр Бородянский: Значит, смотрите…
Мария Карпова: Так, мы записываем.
Александр Бородянский: Первое – интересная история.
Максим Митченков: Это первое?
Александр Бородянский: Да, с интересным героем.
Максим Митченков: Это второе.
Александр Бородянский: И интересно рассказанная.
Мария Карпова: Подождите, ну это очень просто правда.
Максим Митченков: Так всё просто, да.
Александр Бородянский: А потом уже надо смотреть, как это можно сделать: в основе всегда, во-первых, должно быть… у Бунюэля, я очень обрадовался, когда я у него прочитал, о чем я многие годы говорил: «Должно быть интересно зрителю», – это Бунюэль, который и авторское кино делал, выдающийся режиссёр, и мейнстрим так называемый, и «Оскар» получал, он говорил, что самое главное для сценарий в кино, в сценарии для меня самое главное, чтобы зрителю было всё время интересно, что сейчас происходит и что будет дальше, чтобы он ждал, чтобы ему интересно было что будет дальше, философия, эстетика мировоззрение…
Максим Митченков: Подождите, это же не одно и то же, если человеку интересно, это не значит, что там есть философия и мировоззрение и всё остальное.
Александр Бородянский: Тогда разные зрители: одному зрителю может быть неинтересно никакое мировоззрение вообще, всё равно он говорит: «Главное…», – а если Вы хотите интересно для таких, как Вы с Марусей, подкованных зрителей, значит Вам надо умное кино…
Максим Митченков: Я испугался.
Мария Карпова: Я тоже испугалась…
Александр Бородянский: Интересное, но умное.
Мария Карпова: Да.
Александр Бородянский: Но многие такие подкованные, как вы, любят скучное кино, тогда они считают, что это настоящее кино.
Мария Карпова: Авторское кино, как это называют, да?
Александр Бородянский: Так называемое.
Мария Карпова: Почему тогда в отсутствии хороших фильмов нас часто винят в том, что у нас нет сценаристов?
Александр Бородянский: Они есть, сценаристы, такие
Мария Карпова: Куда они деваются после выпуска?
Александр Бородянский: Такие условия требуют продюсеры и компании.
Мария Карпова: Какие? Писать быстро и много?
Александр Бородянский: Не много, быстро, а вот так, чтоб было, так – вот так, потому что говорят, если для сериала, конечно, всё зависит индивидуально, какой продюсер, какая компания. «Зритель это не поймёт, мы делаем для домохозяек, Александр Эммануилович, имейте ввиду». Я говорю: «Это что значит? Домохозяйки разные тоже бывают, моя жена домохозяйка можно сказать, но она – библиограф с высшим образованием, любит Бергмана, которого я кроме одного ни одного фильма не мог досмотреть до конца, засыпал всегда, а она нет, – я говорю, – вот тоже же она домохозяйка, разные». «Нет, ну Вы понимаете, что мы имеем ввиду». Вот, если ориентир на такое кино – вот и всё.
Максим Митченков: Есть будущее у нашего кино?
Александр Бородянский: С моей точки зрения, кинематографии у нас нет, у нас есть отдельные хорошие интересные фильмы, я не очень люблю слово «хороший», у меня есть критерий – интересный, а хороший, плохой – это всё, знаете, через 100 лет рассудят.
Максим Митченков: Давайте мы тогда все вместе нам всем пожелаем хороших и интересных фильмов…
Мария Карпова: И интересных, да.
Максим Митченков: А Вам – талантливых учеников и новых сценариев и спасибо и еще раз с днем рождения!
Мария Карпова: С днем рождения!
Александр Бородянский: Давайте я пожелаю вам, чтоб эти фильмы снимались.
Мария Карпова: Спасибо!
Максим Митченков: Спасибо!
Мария Карпова: Я – да, Максиму необязательно.
Максим Митченков: Что ты опять начинаешь! Спасибо Вам огромное!
Мария Карпова: Спасибо!
Александр Бородянский: Спасибо вам!