Сергей Урсуляк: ТВ смотрят люди, способные понимать. Они не ходят в кино. Я работаю для тех, кто способен понимать

Гости
Сергей Урсуляк
режиссёр

Мария Карпова: Макс, вот как ты думаешь, какая кинематографичная лестница больше всего собирает туристов?

Максим Митченков: Кинематографическая? В смысле, которая засветилась в кино?

Мария Карпова: Да, какая?

Максим Митченков: Это же очевидно, Потёмкинская в Одессе, фильм Эйзенштейна – настоящая классика.

Мария Карпова: Это да, но говорят, что в Одессе больше всего туристов собирает другая достопримечательность: после фильма «Ликвидация» киноманы толпами ходят смотреть на лестницу в доме Давида Гоцмана, а таксисты непременно сделают крюк и сообщать, где и что снимали, а еще расскажут обо всех родственных связях прототипов картины.

Максим Митченков: Думаю режиссёр Сергей Урсуляк даже не ожидал такого зрительского успеха, ведь фильм, действительно, разобрали на цитаты.

Мария Карпова: Сейчас и узнаем и об этой картине, и о новых проектах – в свой день рождения Сергей Владимирович у нас в гостях.

Максим Митченков: Сергей рады Вас видеть в нашей студии, сразу хотим поздравить Вас с днем рождения!

Мария Карпова: С днем рождения!

Сергей Урсуляк: Спасибо большое!

Максим Митченков: Спасибо, что пришли к нам!

Сергей Урсуляк: Вам спасибо огромное!

Максим Митченков: Присаживайтесь, так получилось, мы Вам сразу откроем карты, что Вы – самый упоминаемый человек среди наших гостей, о Вас говорят чаще всех…

Мария Карпова: Как Вы думаете, почему?

Максим Митченков: Да, как Вы думаете?

Сергей Урсуляк: Я думаю, что это случайно, или вы меня принимаете не за того.

Максим Митченков: Нет, за того как раз.

Мария Карпова: За того.

Максим Митченков: У нас есть свое объяснение, потому к нам приходила и Ваша дочь, и Ваша жена, и многие актёры из сериала «Ликвидация».

Сергей Урсуляк: Ах, поэтому?

Максим Митченков: Да, давайте тогда с самого начала: как Вы, вообще, окунулись в актёрскую профессию, в режиссуру, мы знаем, что Вы, когда в Магадане жили, частенько же ходили в театр, вот это повлияло на Вас, постоянно были какие-то гастроли?

Сергей Урсуляк: Больше в кино, в театр я пошёл просто потому, что больше идти было некуда, и я очень плохо учился, а туда брали всех.

Мария Карпова: Получается, что и Ваш первый режиссерский опыт состоялся именно в Магадане: Вы зачем пони выписывали из зоопарка Московского?

Сергей Урсуляк: Да, такая история была, действительно, я подумал, что хорошо бы сделать еще раз «Гусарскую балладу» Эльдара Рязанова…

Максим Митченков: Это была «Гусарская баллада-2», да?

Сергей Урсуляк: Да, совершенно верно и попросил Московский зоопарки прислать пони в Магадан, потому что мы были маленькими.

Мария Карпова: Какой-то ответ Вам пришел из Москвы?

Сергей Урсуляк: Нет, к сожалению, до сих пор жду.

Максим Митченков: Один из Ваших любимых актёров – это, наверно, Сергей Маковецкий, мы прямо видим, он чуть ли не каждой второй фотографии, у Вас прямо эволюция Маковецкого…

Сергей Урсуляк: Я думаю, он уже договорился здесь, чтоб поставили только его…

Мария Карпова: Наверно, да.

Сергей Урсуляк: Да, здесь можно посмотреть, как он и ребенка стал тем, кем он стал. Он замечательный артист, и я его знаю 200 лет и, если не знаешь, как сыграть роль, то дай ее Маковецкому и всё получится.

Мария Карпова: Но не всегда же замечательные артисты – замечательные люди, это я, безусловно, не про Маковецкого говорю…

Сергей Урсуляк: Это, безусловно, не про Маковецкого.

Мария Карпова: Но на съемочной площадке кого Вы выберете: замечательного артиста или замечательного человека?

Сергей Урсуляк: Желательно, конечно, совместить, я Вам так скажу: я точно не выберу плохого человека, потому что это товарищеская затея: и кино, и театр и здесь крайне важно иметь рядом человека порядочного и доброжелательного, как минимум, так что я предпочту просто не связываться с плохими людьми.

Максим Митченков: Сергей, интересно, а Вы в Одессе были уже после выхода «Ликвидации» на экраны?

Сергей Урсуляк: Да, я был в Одессе после выхода «Ликвидации».

Максим Митченков: Как к Вам там относятся?

Сергей Урсуляк: Хорошо, но я хочу Вам сказать, что это не то, что меня в остальных городах меня гоняют скалкой…

Максим Митченков: Я просто думал, что в Одессе Вас должны на руках носить, я просто знаю, что там даже экскурсии проводят по местам, где снимали фильм.

Сергей Урсуляк: Это правда, действительно, так, и если мы какой-то маленький кирпичик в эту легенду сумели вложить, то прекрасно.

ФРАГМЕНТ Т/С «ЛИКВИДАЦИЯ»

Мария Карпова: Хорошо, как тогда решили снимать, например, «Тихий Дон», потому что изначально было понятно, что на Вас спустят всех собак критики, что Вы посягнули на святое и так далее и так далее, как Вы на это решились?

Сергей Урсуляк: Очень просто, ребята, тут преувеличивать не надо, это же не полёт в космос, не Юрий Гагарин, понимаете, а давайте сделаем – давайте, мне нравится эта вещь шолоховская – нравится, я хочу – хочу, а дальше это всё уже попутные песни, что, кто сказал и так далее.

ФРАГМЕНТ Т/С «ТИХИЙ ДОН»

Максим Митченков: А еще мы знаем, что Вы очень трепетно относитесь к музыке в своих картинах, с чем это связано, Ваш взгляд: Вы считаете, что хорошая музыка – это 50 % успеха ил просто так совпало, что Вы любите музыку и любите композиторов?

Сергей Урсуляк: Во-первых, я люблю музыку, действительно, люблю музыку, я бы сказал даже, в кино у меня ее чрезмерно много, каждый раз даю себе слово, что вот в этот раз… вот, в «Ненастье» я подумал: «А здесь, вообще, я даже композитора брать не буду, я даже не привлеку никакого композитора». И тем не менее просто из музыки в музыку я перехожу в этом «Ненастье» несчастном, а музыка вроде как фоновая, музыка времени, музыка откуда-то, не моя, не для меня написана и так далее – я такой музыкальный, что ужас, музыка должна что-то добавлять к картине, понимаете.

Максим Митченков: Но она должна выделяться, чтобы именно на нее обращали внимание или нет? Или она просто должна сопровождать то, что происходит?

Сергей Урсуляк: Нет, просто сопровождать… это же не проводница в поезде – просто сопровождать, нет, музыка – это часть драматургии, это средство выражения и выразительности, эмоционального воздействия, нельзя подменять одно другим, что тоже часто бывает, когда актёры не сыграли, а музыку поставили, музыка доведёт это дело, такое бывает – бывает, конечно, бывает, он я надеюсь, что это не мой случай.

ФРАГМЕНТ Т/С «НЕНАСТЬЕ»

Максим Митченков: А зритель, который сегодня смотрит Ваши картины изменился?

Мария Карпова: Можно я добавлю: Вы как-то сказали, что зритель сегодня превратился в полуживотное.

Сергей Урсуляк: Что Вы говорите, я такое сказал?

Мария Карпова: Да, Вы такое сказали.

Сергей Урсуляк: Наверное, я был прав, когда это говорил, я имел ввиду кинозрителя, конечно, в первую очередь, потому что, конечно же, уровень понимания то, что ты видишь на экране очень снизился, и я предполагаю, что многие фильмы, которыми мы восхищались в 1970-1980-ые годы, сейчас просто не будут понятны, как слова не будут понятно, именно поэтому я работаю на телевидении, телевидение смотрят еще люди, которые способны еще что-то понимать, они, как правило, не ходят в кино, потому что они прикованы к постели, это была шутка, поэтому я работаю для телевидения для тех, кто способен понимать, на телевидении этих людей больше.

Максим Митченков: Сергей, мы еще раз хотим Вас поздравить с днем рождения!

Сергей Урсуляк: Спасибо!

Максим Митченков: Спасибо, что зашли к нам в гости, это было очень интересно.

Сергей Урсуляк: Да, я просто шел мимо, думаю: «Дай, зайду».

Максим Митченков: Спасибо!

Мария Карпова: Спасибо!