Создатели фильма про Анатолия Крупнова рассказали о легендарном рокере, его жизни и музыке

Гости
Дарья Иванкова
режиссёр

Мария Карпова: Он поработал сварщиком, плотником, фотографом, шутил, что мог бы полететь в космос или спуститься в шахту, но состоялся как музыкант, поэт и уникальный бас-гитарист.

Максим Митченков: «То, что со мной произошло, и я стал музыкантом – это побочный продукт спонтанной жизнедеятельности» – так говорил в одном из последних интервью создатель и одной из лучших отечественных рок-групп «Чёрный обелиск» Анатолий Крупнов.

Мария Карпова: «Русский Джим Моррисон» ушел из жизни в 1997 году, и вот сейчас в прокат выходит документальная картина о жизни легендарного рокера «Анатолий Крупнов. Он был». И в нашей студии создатели ленты: режиссёр Дарья Иванкова и продюсер Александр Юрасов.

ФРАГМЕНТ Д/Ф «АНАТОЛИЙ КРУПНОВ. ОН БЫЛ»

Максим Митченков: Дарья и Александр, рады вас видеть у нас в гостях, здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста.

Мария Карпова: Рады видеть, здравствуйте!

Дарья Иванкова: Здравствуйте!

Максим Митченков: Давайте, конечно, простите. Поздравляем вас с тем, что фильм вышел в прокат, вообще, расскажите, как возникла идея создать фильм про Анатолия Крупного? Это у Вас возникла идея, Дарья?

Дарья Иванкова: Да, у меня возникла идея: я училась во ВГИКе и придумывала тему диплома, и так как я всегда хотела сделать фильм о наших рок-музыкантах, о нашей рок-музыке, я сидела на берегу моря в Абхазии и думала, кто бы мог стать этим героем и решила, что хочу сделать фильм про Крупнова.

Максим Митченков: И чем он Вас заинтересовал, почему именно Крупнов?

Дарья Иванкова: Потому что человек – личность, я посмотрела интервью в «Акулах пера» его последнее.

ФРАГМЕНТ Д/Ф «АНАТОЛИЙ КРУПНОВ. ОН БЫЛ»

Дарья Иванкова: Я слышала его акустические записи, то, что он делал с «Неприкасаемыми» и потом уже, когда я начала делать фильм, стала слушать «Чёрный обелиск» и все остальные группы: «Ария», «Мастер», «Шах» для общего развития…

Максим Митченков: Окунулись.

Дарья Иванкова: Чтобы понимать, насколько был высокий уровень как бас-гитариста, музыканта и что это не просто металлюги с длинным хаером.

ФРАГМЕНТ Д/Ф «АНАТОЛИЙ КРУПНОВ. ОН БЫЛ»

Максим Митченков: Александр, это Ваша тусовка как раз?..

Александр Юрасов: Конечно, это мой рок-н-ролл, я пришел к Толе на концерт будучи еще, скажем, школьником, это был 86-й год, я собирался поступать в институт и так случилось, что… вот как-то так судьба повернулась, что это стало частью моей жизни, и Толя для меня жив абсолютно, он ни в коем случае не… в 31 год как бы произошло некое изменение, но тем не менее он какой-то такой для меня определенный камертон в этой жизни. Я на тот момент не сталкивался с людьми такого и уровня разговора и такой энергии, потому что он входил и заполнял собой всё пространство, и эта встреча, конечно, для меня была знаковой, когда я пришел, скажем так, я появился, там был такой железный марш, там «Коррозия металла» правила, и я пришел, думаю: «Что я здесь делаю вообще? Кто эти люди? Это ужасно! Это кошмар!». И вдруг я встречаю Крупнова и всё, и я – там.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА РОК-ГРУППЫ «ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК»

Александр Юрасов: Он не был металлистом, он был, в первую очередь, музыкантом, он окончил школу по скрипке, он мог в любой группе играть, я вам так скажу, но кроме того, что он был музыкант, он еще очень разносторонней был личностью, то есть это была жизнь… скажем так, он ставил эксперименты, он ничего не боялся, он исследовал жизнь на практике, он был любознательный, он был глубокий, понимаете?

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА РОК-ГРУППЫ «КРУПСКИЙ СОТОВАРИЩИ»

Мария Карпова: А, кажется, Гарик Сукачёв сказал, что для этого фильма еще не пришло время?

Дарья Иванкова: Ну да, он как-то так отреагировал, что…

Мария Карпова: А почему?

Дарья Иванкова: Ну, потому что… погружаться надо, скажем так…

Александр Юрасов: Во!

Дарья Иванкова: Это не развлекательное кино, то есть там, конечно…

Мария Карпова: То есть зрители не готовы еще погружаться?..

Дарья Иванкова: У нас очень быстрый монтаж, музыка, всё, но это первый слой фильма, а вещи, о которых я там говорю, они чуть-чуть поглубже, и он поэтому сказал, что время не пришло и дальше объяснил, что зритель не воткнётся в те духовные штуки, о которых ты говоришь.

Максим Митченков: Но в итоге зритель-то воткнулся?

Дарья Иванкова: Зритель воткнулся.

Максим Митченков: Александр, тогда расскажите, что у нас столе, это винил будет?

Александр Юрасов: Да, это помимо фильма подготовлена антология, первая часть, выходит вот такой вот бокс, куда вошли 3 альбома Анатолия Крупнова – это пересведённая сессия 94-го года, в современном качестве это всё и это первая из 4-х коробок, которые мы запланировали, потому что вторая будет – это его андеграунд, третья, можно сказать, мейнстрим, четвёртая будет трибьют, там уже приняли участие такие музыканты, как Юрий Шевчук, Костя Кинчев, но и молодые, например, «25/17» группа…

Максим Митченков: Да, очень популярная сейчас.

Александр Юрасов: Например, «The Hatters», имён очень много: Дмитрий Ревякин, «Здоб ши Здуб»…

Дарья Иванкова: «Калинов мост»…

Александр Юрасов: Да, даже всех могу не перечислить сейчас, то есть это будет очень знаковая вещь, все думали, например, Юра Шевчук думал полтора года, хотя он знал Толя очень хорошо, какую вещь он исполнит…

Максим Митченков: Он же и в фильме про него говорил, да.

Александр Юрасов: И потрясающая вещь получилась, я так скажу, я услышал, честно говоря, я так растрогался ужасно, потому что Толя помогал «ДДТ» сделать один альбом, «Это всё», это был такой переломный для «ДДТ», с точки зрения музыкального настроения, период, и тогда он не остался, хотя его уговаривали в группе «ДДТ», уехал в Москву, и вот на этой как раз сессии 94-го года он спел: «Меня ты понял не так, я точно знаю, что моя душа в Москве», – обращаясь к Юрию Шевчуку с песней, а вот спустя много лет Юра тоже чуть изменил текст в ответ Толе и вот эти вещи, диалог через время, диалог через какие-то, казалось бы, непреодолимые обстоятельства, которые уже там… что-то не вернуть, да?

Максим Митченков: Да, но диалог это всё равно существует.

Александр Юрасов: Казалось бы, на самом деле, этот диалог существует, он не прекращается и вообще проект Толи – это диалог не только с ним, но и с самим собой, в первую очередь, и фильм такой же, то есть ты смотришь фильм про себя.

Дарья Иванкова: После фильма все рыдают и не из-за судьбы героя, а из-за того, что это правда такой человек, с которым ты соприкасаешься и тебе и больно, и тепло, и хорошо, и всё сразу, и люди плачут и ко мне подходят и не могут объяснить, то есть это всегда одна и та же картина, и они говорят: «Спасибо! Спасибо! Спасибо!».

Максим Митченков: Тогда и мы вам скажем спасибо, мы всех приглашаем в кинотеатры обязательно посмотреть этот фильм и спасибо, что заглянули к нам в гости!

Александр Юрасов: Маруся, Максим, огромное спасибо!

Дарья Иванкова: Мы не будем плакать, спасибо!

Александр Юрасов: Дорогие зрители, мы вас ждем в кинотеатрах!

Максим Митченков: Спасибо!

Мария Карпова: Спасибо!