Спецвыпуск в честь исторического Парада Победы 24 июня 1945 года

Спецвыпуск в честь исторического Парада Победы 24 июня 1945 года | Программа: Календарь | ОТР

календарь, Парад Победы, история, Великая Отечественная война

2020-06-23T15:14:00+03:00
Спецвыпуск в честь исторического Парада Победы 24 июня 1945 года
20 апреля: В 1942 году завершилась Битва за Москву. Открылся Большой концертный зал Московской консерватории. Был основан футбольный клуб «Рубин»
«Беспечный ангел»: два варианта песни, две философии и две судьбы
Выставка «Тату», Дон Жуан меняет жизнь и опера «Кавказский пленник». Web-афиша
Был или не был Уильям наш Шекспир?
«The Doors»: из-за экстравагантных выходок Джима Моррисона группу пытались запретить, но она становилась всё популярнее
Готовим куриные рулетики
Как снимали фильм «Айболит-66»
19 апреля: Основано спортивное общество «Спартак». Екатерина II присоединила Крым, Тамань и Кубань к Российской империи. В 1943 году началось восстание в Варшавском гетто
Архив Гостелерадиофонда пополнился песнями современных исполнителей. Кто первым попал в этот список?
На что способна человеческая фантазия. Подборка забавных видео
Гости
Юрий Вульф
автор проекта «Конная, 10. Память и имя»
Сергей Батаев
режиссёр
Максим Никулин
художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре
Диана Берлин
заслуженный журналист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ
Денис Майданов
певец, композитор, заслуженный артист РФ

События этого дня в истории:

75 лет назад – 24 июня 1945 г. - в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы.

24 июня 1941 - при Совнаркоме СССР было образовано «Совинформбюро».

24 июня 1941 - газета «Красная звезда» вышла со стихами Лебедева-Кумача «Священная война».

24 июня 1920 - столетний юбилей Владимира Харитонова, автора стихов песни «День Победы» (в 2020 году песне 45 лет – впервые прозвучала в 1975 г.)

Максим Митченков: Сергей, здравствуйте!

Сергей Батаев: Здравствуйте!

Максим Митченков: Хотим с Вами поговорить о том, как создавался фильм «Старый вояка», мы знаем, что это Ваша личная история, именно история Вашей семьи легла в основу этого фильма. Что это за история, это история Вашего прапрадеда, правильно?

Сергей Батаев: Да, совершенно верно, здравствуйте ещё раз. Сергей Семёнович Петрунин, мой прапрадед, вернулся с фронта в начале 1945 года в январе, в начале, был отозван с фронта, он был уже в достаточно приличном возрасте, и он говорил: «Только бы дожить, только бы услышать, что война закончилась, и можно спокойно умирать!». Это небольшая деревня и, к сожалению, весть о Победе, о всех событиях, которые происходили тогда в стране, доходили чуть позже, и на рассвете 9 мая он умирает, так и не услышав, что война закончилась – эта история и легла в основу фильма «Старый вояка».

Мария Карпова: Это правда очень трогательная история, мы нашим зрителям обещали у Вас выяснить: Вас, получается, назвали в честь Вашего прапрадедушки, да?

Сергей Батаев: Да-да-да.

Максим Митченков: Мы знаем, что Вы искали как раз главного героя в свой фильм, почему выбор пал именно на Этуша, и как вообще он согласился поучаствовать в Вашем проекте?

Сергей Батаев: Я написал в «Фейсбук» его супруге Елене Этуш и говорю: «Мне надо с Вами срочно встретиться, у меня есть замечательный материал», – и на таком амбициозном настроении я ворвался в Театр Вахтангова перед спектаклем, мы поговорили. Никогда не забуду эту первую сцену с Владимиром Абрамовичем, встречу, я подхожу говорю: «Владимир Абрамович, мне очень нужна Ваша помощь, только Вы и никто другой!». Он такой спокойный, я такой неуравновешенный на эмоциях прошу: «Пожалуйста, только Вы, помогите!». Он берёт мою руку, сверху кладёт свою и говорит: «Серёжа, я почитаю и отвечу». И всё, и ты такой остался в этом времени, и как будто всё остановилось, и ты ждёшь, секунды эти я никогда не забуду. Следующее утро: звонок от супруги Елены Этуш: «Сергей, мы согласны, давайте снимать».

ФРАГМЕНТ Х/Ф «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Сергей Батаев: Он шутил, конечно, и поддерживал, у нас юмор был постоянно на площадке, было весело и, конечно, было ответственно очень. У нас есть кадр, когда мы чуть не взорвали Владимира Абрамовича. Дело в том, что пиротехники – это особенный класс людей, которые хотят бомбануть так, чтобы были взрывы, и по задумке он должен сидеть на корнях деревьев, и вокруг должны быть взрывы, и они заложили взрывы очень близко, то есть взрывы вообще под ушами. Мы сначала провели беседу: «Владимир Абрамович, не бойтесь, Вы не пострадаете, будут взрывы, будет очень громко», – но это было напрасно.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О ФИЛЬМЕ «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Сергей Батаев: И он нас тогда разнёс: «Кто?! Кто разрешил?». И вы знаете, по мановению все моментально: «Кто разрешил?» – и все 20 человек голову так… А я понимаю, что вся ответственность лежит на мне.

Мария Карпова: На режиссёре, конечно.

Максим Митченков: Страшно было в этот момент?

Сергей Батаев: Очень, потому что я боялся, что он сейчас встанет, уйдёт и в кадр больше не войдёт.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О ФИЛЬМЕ «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Мария Карпова: Ольга, мы только что разговаривали с режиссёром, расскажите, как Вы согласились сниматься в фильме, в короткометражке всё-таки?

Ольга Тумайкина: Знаете, как говорил английский артист Питер Устинов: «Успех любого предприятия, особенно проекта, – он имел ввиду театральную постановку или кино, – это хороший сценарий, суперкрутой режиссёр и хорошая команда».

ФРАГМЕНТ Х/Ф «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Ольга Тумайкина: Почему-то Серёже захотелось наш тандем видеть, может быть, оттого, что мы с Владимиром Абрамовичем партнёрствовали в некоторых спектаклях, и я смею утверждать, что он нежно ко мне относился, Владимир Абрамович, любил меня по-настоящему, а заслужить такое чувство от него – это мало того, что дорого стоит, это невероятный труд. Я помню был такой случай, который… я не знаю, жизнь из меня ушла: в перерыве между репетициями он сказал: «Поедем ко мне, попьём чая, а потом вернёмся в театр». И мы приехали к нему домой, а это был май, и только-только прошёл его день рождения, и 9 мая уже состоялось, и была такая прекрасная жара, и мы сидели за столом, и он сказал: «Давай поднимем что ли наши чашки за Победу!». Я говорю: «Да, давайте». И мы подняли наши чашки за Победу, и вдруг я решила встать, на меня напал какой-то пафос, и я говорю: «Можно я скажу?». «Чтобы никогда не было войны!» – сказала я. И вдруг Владимир Абрамович как стукнет кулаком по столу – всё подпрыгнуло: чашки, эти блюдца, ложки, подпрыгнула я, и он своей железной тональностью сказал мне, глядя на меня, пронзительно просто: «Что ты знаешь о войне?!». Этот его выкрик, этот его всплеск… я поняла, что мы слишком в разных весовых категориях находимся, с тем чтобы я могла посметь взять на себя смелость толкать такой чайный тост.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Ольга Тумайкина: Я бы хотела, конечно же, не боясь уже, что Владимир Абрамович мне пригрозит пальцем, чтобы не было войны, но больше всего я бы хотела, чтобы не было войны вот здесь, вот здесь, в семьях, в домах наших, в наших отношения. Мира в душе, мира в мыслях, настроения, созидания, пусть будет надежда – вот я за это.

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА О ФИЛЬМЕ «СТАРЫЙ ВОЯКА»

Мария Карпова: Роль старого вояки – последняя в жизни фронтовика и народного артиста СССР Владимира Этуша. Владимира Абрамовича не стало 9 марта 2019, ему было 96.

Максим Митченков: А в 41-м – 19. Ранним утром 22 июня он возвращался с вечеринки и вдруг увидел проносящийся по московской улице автомобиль с флажком гитлеровской Германии.

Мария Карпова: И лишь потом понял, что стал свидетелем проезда немецкого посла Фридриха-Вернера фон дер Шуленбург, который в 5 часов 30 минут утра 22 июня 1941 года вручил наркому иностранных дел Вячеславу Молотову меморандум об объявлении войны Советскому Союзу.

Максим Митченков: И уже в сентябре первокурсник театрального училища Этуш явился в военный комиссариат добровольцем, как и многие известные сегодня актёры, а тогда мальчишки, надевшие солдатские шинели.

Мария Карпова: Максим Юрьевич, с праздником Вас, Днём Победы!

Максим Никулин: С праздником вас, с праздником всех, наверно, одним из самых главных праздников!

Мария Карпова: Самым важным, наверно, да?

Максим Никулин: Да, похоже.

Мария Карпова: Ваш отец как-то в интервью сказал, что война его никогда не покидала, что она осталась с ним навсегда, а вообще сам он часто рассказывал о фронте?

Максим Никулин: Крайне редко настоящие фронтовики очень неохотно делятся и воспоминаниями, и эмоциями, и чувствами, и вообще тем, что было – тема закрытая, я имею ввиду, настоящие, потому что были такие, знаете, у кого вся грудь в орденах, и он сразу с ходу начинает рассказывать, как он выиграл войну – тут сразу становится ясно, что человек на передовой, наверно, и не был никогда, хорошо, если… а так и в тылу сидел. У отца была такая черта: он не терпел совершенно, когда в доме нет хлеба, вот он приходил с работы, или они с мамой возвращались вечером, садились ужинать и хлеба не то что нет, мы же неголодно жили-то, но мало хлеба, он страшно раздражался, если зимой, хватал шапку и ехал или шёл, единственное местов Москве, где можно было купить хлеба ночью – это ресторан ВТО на улице Горького, он работал круглосуточно и оттуда гордый возвращался с буханкой, там его знали.

Мария Карпова: Да.

Максим Никулин: Но это абсолютно блокада, это «блокадный синдром».

Мария Карпова: Да.

Максим Никулин: Синдром тех, кто пережил блокаду, в том числе и Ленинграда, а он там как бы всю блокаду просидел.

Мария Карпова: Да, в самом начале оказался, получается, да.

Максим Никулин: У него фронт-то был гнилой, его как отправили в армию служить, как его взяли в армию, он же под Ленинград уехал, поэтому и Финская война их там накрыла, и там они остались и всю Отечественную и всю блокаду.

Мария Карпова: Какая самая ценная награда была для него?

Максим Никулин: Медаль «За отвагу». Он же был артиллерист, зенитчик, артиллерийский разведчик, и поэтому они в основном в такое прямое соприкосновение с врагом не приходили, ну, пуляли по самолётам, сбивали, не сбивали, там, как повезёт. А блокада – другая немножко вещь: они были на позиции, и был прорыв вражеских танков, и они зенитками артиллерийскими прямой наводкой лупили по эти танкам, но отбились. Он говорил: «Что самое страшное на войне, то, что для меня, – говорит, – было – это когда на тебя идут танки». Страшно, потому что ничего нельзя сделать, это такая сила, против которой очень трудно чисто психологически это всё воспринять, но этот страх длится меньше минуты, а потом приходит спокойствие, опять же, потому что ты понимаешь, что сделать ничего нельзя, значит нужно делать только то, что ты можешь.

Максим Митченков: Максим Юрьевич, а потом, когда Ваш отец снимался уже в фильмах о войне, не было тяжело уже заново переживать все эти события?

Максим Никулин: Наверно, самый лучший его фильм о войне – это «Двадцать дней без войны», это топ, я вообще считаю, что это его топ в актёрской роле, а он долгое время отказывался сниматься.

Мария Карпова: Да.

Максим Никулин: Его уговорили 2 человека: его уговорила мама моя и Константин Михайлович Симонов, но вот слова, которые его добили, то, что сказал Симонов Константин Михайлович, он сказал, уходя как-то сказал, не то что небрежно, но вскользь, он говорит: «Юрий Владимирович, я считаю, что Вы обязаны сняться в этом фильме хотя бы в память тех, кто были вместе с Вами и не вернулись», – и вот это отца подвигло.

ФРАГМЕНТ Х/Ф «ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ»

Максим Никулин: Я не видел войну, я из другого поколения, но я представляю себе, что это такое умозрительно и не дай бог, чтоб это повторилось, поэтому чистого неба, счастья и мира всем!

Максим Митченков: Денис Майданов с нами на прямой связи. Денис, здравствуйте, поздравляем Вас с праздником!

Денис Майданов: Здравствуйте, Маруся, здравствуйте, Максим! С удовольствием приветствую всю аудиторию, которая нас видит и слышит, с праздником!

Максим Митченков: Денис, понятно, что эта война затронула все семьи в нашей стране, вот для Вас лично, что вообще значит этот праздник?

Денис Майданов: Для нас с вами, для нашего поколения он значит многое, а для наших детей это постепенно превращается в абзац в учебнике истории, ну, не в абзац пока ещё, в дату, просто в дату в истории, вот наша с вами задача, чтобы этого не происходило, всячески рассказывать о Великой Отечественной войне, всячески создавать проекты, направленные на продление памяти.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ДЕНИСА МАЙДАНОВА

Денис Майданов: И могу рассказать о своём проекте: я и Наташа Майданова, моя жена, создали проект под названием «Дети войны» – это серия 3-4-минутных видеороликах, основанных на реальных события, мы собрали эти истории по всей стране и в этот Год памяти и славы много их будет выходить, это реальные, ещё раз говорю, истории, снятые в художественно-документальном стиле и направлены подросткам из настоящего, из нашего с вами времени от ровесников, на чьё детство выпала Великая Отечественная война. Дети войны – это дети, которые и партизанили, и сражались на фронте, и те, которые работали наравне со взрослыми в тылу в сложнейших условиях, это дети, которые умирали в блокадном Ленинграде, это ети, которые выживали, и таких историй много, и наши дети должны знать, что вот этот мир, в котором они живут, где они даже не представляют войны, может быть другим, и он был другим, и именно наши предки создали им эти условия, они отвоевали этот мир и их счастливое настоящее.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ДЕНИСА МАЙДАНОВА

Денис Майданов: Я поздравляю, в первую очередь, всех детей, подростков, всех, кто живёт в нынешнем времени: ребята, будьте счастливы, мы отвоевали нашу страну, отвоевали наше счастливое существование и, пожалуйста, берегите мир, берегите тишину!

ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ДЕНИСА МАЙДАНОВА

Максим Митченков: Диана Иосифовна, правда, что сначала появились стихи Владимира Харитонова, а потом уже музыка?

Диана Берлин: Вы знаете, мне очень приятно, что вы вообще в этот день вспомнили Владимира Гавриловича Харитонова, которому действительно мы все, страна, а теперь уже просто мир, обязаны появлению этой песни. Конечно, это были его стихи изначально, изначально он предложил это Тухманову, и потом родилась музыка. Тухманов, как вы знаете, всегда впереди своего времени, он – талантливейший композитор и музыкант, поэтому песня получилась непохожая на все предыдущие патриотические, скажем так, песни. Когда был Совет, об этом я уже очень много говорила, был композитор, большой композитор, его называть его я не буду, потому что в принципе это был очень хороший приятный человек, это он сказал: «Я положу свой партбилет, если эта песня хоть один раз прозвучит». Песня прозвучала и звучит, но партбилет он не положил. Стихи были не пафосные, понимаете? И это сразу отпугнуло и вообще, что значит «со слезами на глазах»? Какие слёзы, когда Победа? Вот в чём дело и плюс ещё, конечно, Давид Тухманов спел это своим голосом композиторским, и поэтому весь Совет просто пришёл в ужас. Когда он вышел из этой комнаты, мы стояли рядом с его женой в то время Татьяной Сашко, известным продюсером, поэтом, он вышел белого цвета, Тухманов, это было ужасно, и Таня казала: «Неважно, эта песня будет звучать», – взяла его за руку, и они ушли. А дальше песня зажила своей судьбой, как у каждого человека своя судьба, так и у песни. Понимаете, есть такие песни, которые рождаются, вспыхивают, как петарда, и всё, и потом о них забывают, и ничего уже не помнят. Песня «День Победы» появилась в 75-м году. Сегодня в этот год, год Победы, мы празднуем уже 75-летие, а нет такого праздника, Дня Победы, чтоб мы обошлись без этой песни.

Максим Митченков: Юрий Исаакович, здравствуйте, рады Вас видеть, поздравляем Вас с Днём Парада Победы!

Юрий Вульф: Спасибо-спасибо!

Мария Карпова: Юрий Исаакович, в основе Вашего очень важного, безусловно, начинания лежит история Вашей семьи, правильно мы понимаем? Как история одной семьи выросла в историю целого дома?

Юрий Вульф: Когда я искал о своей семье в домовых книгах записи, я, например, пока не открыл эту домовую книгу, не знал, что мой дед приехал 7 февраля 20-го года в квартиру №9 этого дома, но когда я там всё смотрел, я видел десятки других записей, сотни записей по этому дому, и я решил восстановить имена тех, кто погиб, и нашёл сайт, который называется «Возвращённые имена», по этому сайту открылись 109 имён всех, кто погиб в этом доме, и я сейчас всем говорю: «Вы хотите найти тех, кто жил в блокаду и погиб в вашем доме, если это дом в центре, а не новостройка? Всего-навсего надо набрать, скажем, улицу Марата, дом №6, и все имена выйдут». Я когда-то мечтал о том, что люди, которые живут в этих квартирах, когда-то будут вспоминать незнакомых людей, которые жили в этих стенах. В моей книге об этой памяти, об этом доме, места захоронения всех 16 человек Ленинградской области, ну, почему школьники из этого дома не могут сесть на машину и вместо пикника поехать на место захоронения того, кто жил в их квартире или хотя бы в этом доме?

Максим Митченков: Мы хотим понять, будет ли этот проект как-то расширяться на другие дома, на другие города, ведь война затронула действительно всю страну?

Юрий Вульф: Это зависит от нас, понимаете. Почему ещё возник проект? У меня какое-то было внутреннее ощущение обиды за своё поколение, я – послевоенный, о сохранении памяти об ушедших поколениях, отец ничего про войну не рассказывал, хотя провоевал 4 месяца, пока не был ранен и на всю жизнь инвалидом не остался, ведь никаких парадов 20 лет не проводилось, а это всё на моём поколении.

Максим Митченков: Да.

Юрий Вульф: И вот это ощущение того, что моё поколение как бы не смогло эту память хранить, хотя бы часть вины снять – ещё это меня сподвигло к тому, чтобы и эту книгу написать, и эту стену сделать, и имена эти восстановить, и, самое главное, показать, что это можно, ведь я с чего начинал? Не со стены, а с парадной: газету повесил, фотографии там повесил, списки там повесил – люди проходили, спускались по лестнице и видели, что идёт какая-то работа, и появилось 6 семей, наследники которых сейчас здесь живут, и их истории вошли в эту книгу. Не надо, может быть, это делать всё на стенах, это можно сделать в любой парадной, в любом садике, но надо сделать, память требует овеществления. Для чего эти списки? Зачем эта аудиозапись? Это овеществление памяти.

Максим Митченков: Юрий Исаакович, мы хотим Вам сказать огромное спасибо за эту работу, которую Вы делаете, она важна не только для жителей Петербурга, а важна для всей страны, за эту память, которую Вы помогаете сохранить, хотим Вам сказать огромное спасибо!

Мария Карпова: Спасибо!

Максим Митченков: И ещё раз поздравить Вас с Днём Парада Победы!

Юрий Вульф: Спасибо за поздравление, я тоже всех поздравляю с праздником и всем желаю здоровья и вместе нам эту память хранить, потому что мы как люди – единственный вид на Земле, у которого есть память, у остальных памяти, к сожалению, нет.

Максим Митченков: Да, спасибо!

Мария Карпова: Спасибо большое!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)