Татьяна Визбор: Почитают больше Окуджаву, Высоцкого, Галича, - а поют больше всего Визбора

Татьяна Визбор: Почитают больше Окуджаву, Высоцкого, Галича, - а поют больше всего Визбора
28 июня: подписан Версальский договор, на заводе ГАЗ собрали первую «Победу», 70 лет Александру Панкратову-Чёрному
Фильм про 90-е «Бык» получил Гран-при «Кинотавра». Благодаря чему картина победила, рассказывают режиссёры Фёдор Попов и Борис Акопов
27 июня: Всемирный день рыболовства. Восстание на броненосце «Потёмкин». Первый в мире банкомат
Ирина Тонева: «Фабрика» – это девочки, близкие к народу. А моё сольное – это что-то странное, с другой планеты
Глеб Матвейчук: Я надеюсь, что дойду до того этапа, когда мой сольный концерт будет полностью из авторских песен
26 июня: в Обнинске заработала первая в мире атомная электростанция, подписан Устав ООН, день рождения Владимира Мотыля
Михаил Южный - о том, почему закончил карьеру на 499 победе, как впервые прочел на публике собственные стихи и можно ли разбить ракетку о голову
25 июня: Екатерина II запретила продажу французских товаров. Состоялся первый международный прямой эфир
Елена Перова: Сейчас я работаю над необычным проектом, который связан с жизнью российских немцев
24 июня: начало Отечественной войны 1812 года, первая выставка Пабло Пикассо и последний концерт Виктора Цоя в Лужниках
Гости
Татьяна Визбор
журналист, теле- и радиоведущая

Максим Митченков: «В халатике бесполая фигура запела, оголившись без причин, противно это. Спой нам, Юра, о женской теплоте и мужестве мужчин». Узнаёшь, чьи строки?

Мария Карпова: Признаюсь, не помню, но что-то очень знакомое…

Максим Митченков: Это часть стихотворения Валентина Гафта, посвященного Юрию Визбору.

ФРАГМЕНТ Д/Ф «МУРМАНСК 198»

Мария Карпова: Юрий Визбор родился в этот день, 20 июня, в 1934 году.

Максим Митченков: И мы идем в соседнюю студию, где уже ждет дочь Юрия Иосифовича Татьяна Визбор.

Мария Карпова: Татьяна, рады Вас видеть!

Татьяна Визбор: Здравствуйте!

Мария Карпова: Татьяна, Ваш отец Юрий Визбор – поэт, сценарист, бард, документалист, журналист, актер… я, наверно, всё не перечислила, я что-нибудь обязательно забыла, да?..

Максим Митченков: Ну, там очень много всего.

Мария Карпова: Да, а кем он сам себя ощущал?

Татьяна Визбор: Если взять спорт еще, то горнолыжник, альпинист и так далее и так далее, байдарочник…

Мария Карпова: Какое направление он считал самым главным?

Татьяна Визбор: Он считал своей профессией документальное кино, конечно, «журналистика – моя единственная профессия» – писал он у себя в дневниках. Но, понимаете, журналистика тогда отличалась от журналистики сегодня тем, что мы с вами сидим такие замечательные нарядные, накрашенные, а тогда считалось, и отец считал именно так, что если ты вместе с нефтяником, допустим, Каспия не поработал на нефтяных камнях, не бурил там скважины какие-то, не добывал…

Максим Митченков: Что называется в полях, да?

Татьяна Визбор: Да-да-да, то есть, если ты… ну, хорошо, что он в космос не летал, а всё остальное делал, он считал, что человек, который знает о профессии всё – только тогда он имеет право о ней писать.

ФРАГМЕНТ Д/Ф «МУРМАНСК 198»

Мария Карпова: И всё Ваш отец изнутри изучал, когда готовился, да?

Татьяна Визбор: Конечно, да.

Мария Карпова: Но мы знаем, что и Вас тоже постоянно брали в походы и даже, когда Вы были совсем маленькая, Вам было 3 года, Вас даже носили в рюкзаке…

Татьяна Визбор: Я захребетником была, меня в рюкзак сажал папа и спускался со мной с гор в «Туристе» том же самом под Москвой, а в байдарочные походы я ходила с ним 11 лет и это были одни из самых ярких впечатлений, это даже квестом не назовешь, потому что это было на самом деле и были большие сложности, и переворачивались мы в этих байдарках, несмотря на то, что это были реки подмосковные, мёрзли, и байдарки примерзали ко льду и ночевали на снегу на лапнике – это было спартанское воспитание.

Максим Митченков: А гитару брал отец в походы с собой?

Татьяна Визбор: Он всегда брал с собой гитару, это даже не обсуждалось.

Максим Митченков: А как это, вообще, всё происходило: вы вечером у костра собирались, пели песни, да?

Татьяна Визбор: Вы знаете, вот смешно, будете смеяться: мы вечером у костра собирались и пели песни, причем дети радовались больше всех, всегда в походах было очень много детей, мы когда сплавлялись, если река позволяла нам сплачивать лодки, допустим 8 лодок, вёсла кладутся вот так, и мы движемся по течению, тут же появлялась дощечка, на этой дощечке – бутербродики, какая-то выпивка незамысловатая, обычно это был самогон «Капитанский», папа всегда делал на дубовом листе, брал с собой для особого случая, тут же появлялась гитара и, надо сказать, что в эти байдарочные походы ходил не только мой отец, а ходил Сергей Иванович Никитин частенько и Виктор Семёнович Берковский, поэтому там было что петь и было что слушать…

Мария Карпова: И о чем поговорить…

Татьяна Визбор: Да, о чем поговорить – это же был потрясающий заряд на год.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОЗАПИСИ

Максим Митченков: Татьяна, а в целом, фамилия Визбор Вам по жизни помогала или мешала, с чем сталкивались обычно?

Татьяна Визбор: По началу несомненно мешала, дело в том, что когда я училась на 3-ем курсе, отца пытались выгнать из партии, поэтому, когда я пришла со своим официальным распределением в молодёжную редакцию «Центрального телевидения», у меня было официальное распределение, мало того, меня хотели там видеть, потому что я там уже с 3-го курса работала, и сначала я услышала, что есть негласное указание товарища Лапина – это тогда был писатель Гостелерадио СССР, а потом мне расшифровали это негласное указание, вообще, это замечательный афоризм: «У нас не завод Красный пролетарий, нам не нужны трудовые династии».

Максим Митченков: Вот как!

Татьяна Визбор: И с этой фразой я не могла работать нигде в средствах массовой информации, потому что или там, или там, или там работали все родственники…

Максим Митченков: А интервью Вы когда брали у отца, у Вас же был такой момент, когда Вы брали у него интервью и…

Мария Карпова: Когда он Вам преподал главный журналистский урок, как Вы сказали…

Татьяна Визбор: Когда я работала в молодежной редакции «Центрального телевидения», я была еще студенткой, правильно…

Мария Карпова: Так что это был за урок, который отец Вам преподнес?

Татьяна Визбор: У папы песня-репортаж есть о подвиге Павла Шклярука, режиссер, я помню, Олег Корвяков предложил мне снять сюжет по этой песне-репортажу, ну, я и подумала: «Папа всё расскажет».

Максим Митченков: Сам всё расскажет, можно не готовиться, да?

Татьяна Визбор: Конечно, а что готовиться. И вот мы в кадре сидим, и папа сидит за своим столом рабочим, я говорю: «Бам-бам-бам-бам…». Он мне говорит: «Да» – и улыбается, я говорю: «А вот дым-дым-дым-дым-дым?..». Он говорит: «Нет». Я говорю: «Так…». Потом после таких пикировок я на него смотрю и думаю: «Всё, сейчас разрыдаюсь в кадре, как-то неловко». Я говорю: «Пойдем выйдем». Мы пошли в ванную, потому что однокомнатная квартира, деваться некуда, я спрашиваю: «А что происходит?». Он мне говорит, вот до сих пор помню: «Готовиться надо, дорогая». Никогда так не называл, говорит: «Готовиться надо, дорогая». И потом сел в кадр и рассказал всё сам, с тех пор я не могу зайти в студию, если я чего-то не знаю, для меня это невозможно.

Мария Карпова: Как раз, когда мы готовились к интервью, мы с большим удивлением для себя открыли, что, оказывается, первая пластинка Вашего отца вышла уже после его смерти.

Татьяна Визбор: Да.

Мария Карпова: Как так получилось?

Татьяна Визбор: У него в песне есть, которая посвящена Владимиру Высоцкому, его уходу, «Пишу тебе, Володя, с Садового кольца»: «Сейчас никто не хочет хотя бы умереть лишь для того, чтоб вышел первый сборник» – тогда было так, предполагалось, что у нас в стране любят покойников значительно больше, чем живых людей, а Визбор был очень… его было не поймать ни за что его не интересовала борьба человека с человеком, его интересовала борьба человека со стихией, поэтому его поймать ха что-то было… его поймали в результате на песне, которая того не стоила: «Сижу я как-то, братцы, с африканцем… зато, говорю, мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей…».

Мария Карпова: Да.

Татьяна Визбор: За эту песню он на 10 лет вылетел… его скрывали на Тихоокеанском флоте в командировках, чтобы, не дай Бог, что не вышло.

Максим Митченков: А что сейчас с песнями Визбора, кто сейчас их поет?

Татьяна Визбор: Все.

Мария Карпова: От мала до велика.

Татьяна Визбор: Да, вы знаете, почитают больше, конечно, несомненно, Булата Шалвовича Окуджаву, Владимира Семёновича Высоцкого, Александра Аркадьевича Галича, а поют больше всего Визбора.

Мария Карпова: В чем секрет тогда этих песен?

Татьяна Визбор: Секрет в том, что они о вечном: любовь, дружба и все остальные банальности, как мы их сейчас назовем, на самом деле, это вечные чувства, они всегда будут, правда, всегда, потому что их объяснять н надо.

ФРАГМЕНТ ВИДЕОЗАПИСИ

Мария Карпова: 22-го числа, послезавтра, состоится концерт, посвящённый творчеству Юрия Иосифовича…

Татьяна Визбор: Да, к сожалению, не 20-го июня, но так получилось, 22-го, это в зале Соборов Храма Христа Спасителя будет большой концерт, там очень хороший зал, из-за переноса мы, боюсь, некоторых зрителей потеряем, а возможно, они нас услышат сейчас.

Максим Митченков: Давайте мы прямо сейчас к ним обратимся: люди, которые купили билеты на 20-е число, да?

Татьяна Визбор: Да, на 20-е число: состоится вся программа концертная, она немножко будет даже другая, возможно, в некоторых местах даже лучше, чем предполагалось, но она будет 22-го июня.

Мария Карпова: Всех приглашаем!

Максим Митченков: Мы Вас тогда еще раз поздравляем с днем рождения отца!

Татьяна Визбор: Спасибо.

Максим Митченков: Спасибо, что зашли к нам в гости в этот день.

Татьяна Визбор: С удовольствием это сделала.

Максим Митченков: И спасибо за этот разговор!

Мария Карпова: Спасибо!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски