Максим Митченков: «Смотреть сейчас спектакли в подлиннике – это как смотреть старое кино: надо что-то совершенствовать, но оставить главное – душу автора», – это один из принципов художественного руководителя «Кремлёвского балета», хореографа Андрея Петрова. Мария Карпова: В портфеле прославленной труппы около 20 постановок как классического, так и современного танца, в этом году коллективу 30 лет. Чем «Кремлёвский балет» удивит своих преданных поклонников в юбилейном сезоне, узнаем у наших гостей. ФРАГМЕНТЫ БАЛЕТА «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» Мария Карпова: Рады вас видеть в нашей студии! Максим Митченков: Здравствуйте! Мария Карпова: Спасибо, что пришли! Екатерина Первушина: Здравствуйте! Николай Троицкий: Здравствуйте! Мария Карпова: 30 лет театру – большой юбилей в этом году, а вообще 30 лет для балетных – это такой уже почтенный возраст, нет? Николай Троицкий: Для нашего балета – это почтенный, потому что коллектив же создан с нуля практически, это не есть какое-то продолжение 200-летней и так далее, 150-летней… Мария Карпова: Да-да-да. Николай Троицкий: А Государственный Кремлёвский Дворец имеет такой мощный коллектив, который 30 лет назад действительно был создан и был новый набор, то есть полностью и сейчас есть люди, которые проработали 30 лет в балете, не танцуют уже, это правда. Мария Карпова: Репетиторами, наверно, работают? Николай Троицкий: Либо педагоги. Мария Карпова: Педагоги, репетиторы, в административной части, конечно. Максим Митченков: Получается, создавался он в 90-е – довольно суровые и сложные годы, как вообще решились на создание этого театра тогда? Николай Троицкий: Это была большая авантюра, но поддержанная правительством нашей страны, как ни странно, и президентом и руководителем Администрации президента это было поддержано, потому что после разделения площадок между Большим театрам и Государственным Кремлёвским Дворцом было всё-таки принято решение, что в Государственном Кремлёвском Дворце должен быть свой коллектив, именно творческий коллектив. Максим Митченков: Подождите, а про разделение площадок Вы говорите, что раньше артисты Большого выступали в том числе и в Кремлёвском Дворце? Николай Троицкий: Конечно, это же была вторая площадка Большого театра, и многие балеты были поставлены и оперы на сцене Кремлёвского Дворца, а потом всё-таки Большой театр полностью ушел к себе, и осталась эта роскошная площадка, она была долгое время прокатной, просто прокатной и сейчас это прокатная площадка мирового уровня, но тем не менее уникальная ситуация в этой стране, это точно, что Государственный Кремлёвский Дворец, вообще какое-то учреждение культуры вот такое имеет подразделение – театр «Кремлёвский балет». ФРАГМЕНТЫ БАЛЕТА «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» Мария Карпова: Катя, расскажите, когда Вы пришли в театр? Екатерина Первушина: Для меня это четвёртый сезон, поэтому получается, что 3 года назад, четвёртый начался только, и, конечно, я сначала не могла поверить, что я вступила в ряды этой труппы, для меня это большая честь, и вообще я очень хотела, очень надеялась, что всё получится. Максим Митченков: Именно сюда хотели, именно в «Кремлёвский балет»? Екатерина Первушина: Да, именно сюда хотела, именно в «Кремлёвский балет». Мария Карпова: А почему не могли поверить? Это, наверно, очень сложно поступить в такой театр, какие-то долгие прослушивания, просмотры, да? Екатерина Первушина: Ранее я работала в Самарском театре и для меня там в какой-то период настал потолок и, конечно, мне хотелось двигаться вперёд и столица для меня казалась чем-то, что я не потяну, что я не смогу. Максим Митченков: Недосягаемой. Екатерина Первушина: Да-да-да, поэтому мне, конечно, было сложно первое время, очень сложно было привыкнуть, свыкнуться с мыслью, что я теперь часть этого коллектива, что я должна вылезти на уровень какой-то. Николай Троицкий: Первый день очень хорошо помню, когда Катя… я не знал ее вовсе, потому что она была приглашена художественным руководителем театра Андреем Борисовичем Петровым, он много ездит, ставит, видит и иногда «оголяет» какие-то театры, конечно, и вот я слышу какой-то голос, резкий голос, стук, грохот чемоданов, крик нашей службы безопасности – вот это было явление просто бурлаков, я вам клянусь. Максим Митченков: Вы такая маленькая хрупкая и устроили грохот? Николай Троицкий: Да, с огромным чемоданом по этим ступенькам, там же трясутся над каждой в Кремлёвском дворце, а она с этим чемоданом… Екатерина Первушина: Я приехала в театр. Николай Троицкий: «Я приехала». ФРАГМЕНТЫ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК» Николай Троицкий: Вообще, знаете, просветительская сторона существования «Кремлёвского балета» очень велика, и мы, может быть, меньше стали ездить, потому что руководство Кремлёвский дворца – уважаемый генеральный директор Пётр Михайлович Шаболтай говорит… Мария Карпова: Не отпускает. Николай Троицкий: Да. «А зачем? Нечего!». Мария Карпова: Пусть сами приезжают, как например, на фестиваль «Звёзды мирового балета», правильно? Николай Троицкий: Так оно и есть, да. Мария Карпова: Расскажите про этот фестиваль: как он родился, и какие звёзды туда приезжают и приедут в этом году? Николай Троицкий: Это уже будет IX фестиваль, в это трудно поверить, но 9 лет подряд к нам приезжают звёзды мирового балета, действительно, представляя всю палитру мирового балетного искусства. Максим Митченков: Но в это году фестиваль же будет особенный? Николай Троицкий: Да, дело в том, что в последнее время появились претензии опять-таки у нашего замечательного генерального директора, что это фестиваль международный, почему у вас приезжают одни русские, русские фамилии, и мы ему объясняем: «Пётр Михайлович, просто мировой балет создается сейчас в мире нашими балетными танцовщиками, ну что делать, если в ABT, Американском театре балета, если в Баварском театре, в Нидерландском театре балета…». Максим Митченков: Везде наши? Николай Троицкий: Везде наши и в этом году было принято решение, оно поддержано опять-таки руководством высшим, высоким руководством, чтобы были звёзды мирового, но работающие в российских театрах: Мариинских театр, Михайловский, Большой театр, Казанский театр. Максим Митченков: То есть собрать сливки, получается, нужно, да? Николай Троицкий: Да, собрать сливки, но эти ребята, причем там уже иностранцы работают, где-то Кимин Ким из Кореи, где-то работает… Екатерина Первушина: Джулиан Маккей. Николай Троицкий: Маккей, работает Тисси в Большом театре, то есть, получается, что эти звёзды вдруг оседают в России, поэтому это будет фестиваль театров российских, но звёзды будут мировые. Максим Митченков: А после такого фестиваля были звёзды, которые, например, захотели именно… Мария Карпова: Остаться в Вашем театре? Максим Митченков: В Вашем коллективе, да. Мария Карпова: Так им понравилась площадка, вообще Москва. Николай Троицкий: Площадка, по-моему, их шокирует, потрясает… Мария Карпова: Они не готовы к такому, да? Николай Троицкий: У них уходит время на то, чтобы освоить ее, чтоб добежать из одного конца в другой, не устать, но таких вопросов не стоит, потому что Кремлёвский дворец – всё-таки это зона президентская и у нас иностранцы только в качестве гостей. Максим Митченков: У Вас особые с ними отношения. Николай Троицкий: Да. Максим Митченков: И, получается, что в этом году этот фестиваль будет посвящен 30-летию балета правильно? Николай Троицкий: Конечно. Мария Карпова: Будет гала-концерт? Николай Троицкий: И будет гала-концерт на следующий день после этих спектаклей, которые пройдут, причем танцуются же спектакли наши, это не приезжают ребята с какими-то дивертисментами, это наши спектакли, в которых они танцуют. Максим Митченков: И Вы их вводите, получатся, в эти спектакли? Николай Троицкий: Да, они знают эти редакции, им заранее посылаются материалы видео, они готовятся, приезжают и за день-за два входят в наши спектакли – это очень важно. Мария Карпова: Катя, вот Николай Сергеевич так всё рассказывает, всё так безоблачно, хорошо, а ведь балетная труппа, мне кажется, славится своей какой-то завистью, конкуренцией, есть такое в труппе? Екатерина Первушина: Знаете, в нашем коллективе, мне кажется, такого нет. Максим Митченков: Конечно… Мария Карпова: Стёкла не насыпают в пуанты? Екатерина Первушина: Нет, на самом деле, у нас… как сказать, мы друг на друга просто молимся: «Пожалуйста, только не свались, чтобы с тобой ничего не случилось, береги свое здоровье, свои ноги, себя, свои ноги, следи за этим», – потому что если кто-то выпадает не дай бог, это такая коллаборация случается в составе. Мария Карпова: Так у вас же большая труппа, ну заменили одного танцора… Николай Троицкий: Она небольшая. Мария Карпова: Небольшая? Николай Троицкий: Нет. Екатерина Первушина: Большая, но не танцуют те же партии, есть балерины, которые танцуют… только одна балерина танцует какой-то один спектакль, поэтому не дай бог, мы друг друга очень любим, бережем и правда у нас нет такого. Мария Карпова: В юбилей что хотели бы сами пожелать своему театру? Екатерина Первушина: Здоровья и процветания, новых постановок, чтобы зрители помнили о наших спектаклях, приходили, звали своих родных, гостей. Максим Митченков: А Вы прямо можете сказать: «Зрители, зовите своих гостей, родных, приходите в театр!». Екатерина Первушина: Приходите, да, приходите на наши спектакли, мы всем рады, мы всегда с распростертыми объятьями ждем всех желающих и не только гостей столицы, всех подряд, так что у нас места много, все влезем! Николай Троицкий: Да, все разместятся. Максим Митченков: Николай, добавите? Николай Троицкий: Кремлёвский дворец – это серьезное место даже не отдыха, а посещения и некоего открытия, потому что когда начинает звуча живой оркестр, а мы работаем очень долгие годы с симфоническим оркестром радио «Орфей», они хорошо знают наших артистов, наших балерин, всё очень чутко, дирижёры очень чуткие, когда начинает звучать эта музыка, потом распахивается этот гигантский занавес и эта гигантская сцена и там же декорации всегда делаются под это – это фантастическое явление, фантастическое зрелище. Максим Митченков: Слушайте, ну меня вы точно уже заманили. Екатерина Первушина: Отлично! Мария Карпова: Не танцевать, не танцевать – в зал. Николай Троицкий: Знаете, у нас есть много очень кандидатур на то, чтобы там походить, посидеть королём и так далее. Максим Митченков: Дерево поиграть – вот это я могу. Вам огромное спасибо, что зашли к нам в гости и еще раз поздравляем театр с 30-летием! Екатерина Первушина: Спасибо большое! Николай Троицкий: Спасибо!