Тереза Дурова о юбилее «Театриума»: Мы решили сделать открытые двери с билетами. Билет стоит 1 рубль

Гости
Тереза Дурова
Член Совета по Общественному телевидению. Художественный руководитель «Театра Терезы Дуровой»

Мария Карпова: Тереза, очень рады вас видеть в нашей студии. Сегодня 25 лет «Театриуму» на Серпуховке, мы вас поздравляем.

Тереза Дурова: Спасибо большое. Я тоже очень рада, что я опять у вас.

Мария Карпова: Да. Вообще, в дни рождения обычно принято юбилярам принимать подарки. Вы же наоборот, дарите большой подарок зрителям. Расскажите, что это за подарок? Может быть, придти посмотреть спектакли?

Тереза Дурова: Мы решили сделать такой вот, как бы открытые двери, но, все-таки с билетами. Для того чтобы те, кто очень хочет, те кто действительно нас любит, к нам пришли. Билет стоит 1 рубль. В принципе, это цена бумажки, которую мы даем для того, чтобы человек мог выбрать то место, на котором он хочет сидеть, и, чтобы не было, ну, откровенно говоря, единственно, чтобы не было столпотворения. Потому, что люди приходят с детьми, и, если у ребенка, непонятно, с ребенком ты идешь, попадешь или нет, это не очень корректно перед детьми. Поэтому, была выбрана такая схема.

Мария Карпова: Весь день, да, будет идти?

Тереза Дурова: Да, весь день. Мы играем с 11-ти утра, мы играем нашу «Великолепную семерку», которая есть вот у вас здесь в студии и вечерний спектакль на хит, который все очень сильно любят и, в общем, мы его с удовольствием презентуем на день рождения, это «Летучий корабль».

Мария Карпова: Вообще, мы уже зрителям немного рассказали, что театр родился после фестиваля клоунады, да?

Тереза Дурова: Да, да, да.

Мария Карпова: Который проходил в Москве, международный.

Тереза Дурова: Да.

Мария Карпова: А вы помните, как это происходило? Чья это вообще была идея?

Тереза Дурова: Я помню.

Мария Карпова: Расскажите!

Тереза Дурова: Поскольку идея была моя, и делала этот фестиваль я, то я это очень хорошо помню, да. Это был сумасшедший дом, очень положительное, так сказать…

Максим Митченков: В хорошем смысле.

Тереза Дурова: В хорошем смысле этого слова, да, который дал такие замечательные совершенно плоды. Вообще, я большой любитель устраивать фестивали, после которых что-то остается.

Максим Митченков: Ну, мы знаем про «Гаврош».

Тереза Дурова: И началось это вот с фестиваля клоунады. После фестиваля клоунады остался Театр клоунады, который перетрансформировался.

Мария Карпова: Да.

Тереза Дурова: Превратился в «Театриум» на Серпуховке. После каждого «Гавроша», как правило, у нас остается спектакль. Тот или иной.

Мария Карпова: В репертуаре?

Тереза Дурова: В репертуаре, да. Так что, жизнь вот так, как-то так, течет.

Мария Карпова: Ну, это было же начало 90-х, такое сложное время. Тем более, мне кажется…

Тереза Дурова: 91-й год.

Мария Карпова: 91-й. Кто помогал?

Максим Митченков: Вообще не пугала вас сама идея, что вот сейчас нужно, ну, буквально с нуля, создавать театр?

Тереза Дурова: Вы знаете, я испугалась потом. Вот когда закончился фестиваль. Когда 380 человек приехало в Москву, когда зал был битком забит, когда были уже распределены уже все награды, и потрачены все деньги, которых оказалось, тогда, представляете, нам хватило миллиона. По тем временам это были огромные деньги. Мы потратили 999 000, но тогда еще был Советский Союз.

Максим Митченков: Так, дайте догадаюсь, вы испугались, что сейчас все разъедутся и ничего не останется?

Тереза Дурова: Нет. Я повернулась как бы назад, развернулась, посмотрела и испугалась. Боже, что же я натворила и как это у меня получилось?! И я вам должна сказать, что сейчас вот на этих днях, со мной происходит приблизительно то же самое. Я огладываюсь назад и думаю, боже!

Мария Карпова: На эти 25 лет.

Тереза Дурова: Да, на эти 25 лет, смотрю на свои спектакли, а я смотрю все спектакли своего театра, всегда. И я прихожу, смотрю и думаю, а кто это сделал? А как это получилось? А как это произошло? У меня нет ощущения, что вот я устала, я помню, как я страдала, я помню, как я работала.

Максим Митченков: Да.

Тереза Дурова: Я помню, как я не спала. У меня есть ощущение просто радости, что вот сегодня такой вот, такой продукт есть.

Мария Карпова: А в каком году перестал существовать Театр клоунады и вот образовался вот «Театриум» на Серпуховке?

Тереза Дурова: А я вам сейчас должна сказать, что я точно вам сказать не могу.

Мария Карпова: Это само собой получилось?

Тереза Дурова: Да, это так получилось очень само собой, по-моему, это было лет 7-8 тому назад. И это был запрос наших зрителей. Вернее так, это было отторжение наших зрителей. А наши зрители – это дети. А наши дети устали от клоунады. Видите, вы говорите очень правильную вещь, вы говорите, Театр клоунады, не театр клоунов. Нам сложно было объяснить публике разницу между клоунадой и клоуном как таковым.

Максим Митченков: А нам можете объяснить?

Тереза Дурова: Клоунадой, как жанром театральным, да? И клоуном, как просто…

Максим Митченков: Персонаж.

Тереза Дурова: Персонажем, который может быть разным. Может быть, и не очень корректным, и не очень профессиональным. И очень даже ненужным ребенку, который его испугается. И пошла целая волна людей, которые решили, что если купить ботинки и носик в магазине, даже просто на базаре.

Мария Карпова: То я уже клоун.

Тереза Дурова: То можно уже писать, что я – клоун. Выезжать на детские какие-то праздники, и так далее. Все это закончилось тем, что дети начали говорить, если у меня будет день рождения, клоунов не приглашайте. И мы практически полностью изменили репертуар, не изменив труппы.

Мария Карпова: Смело.

Тереза Дурова: И не изменив сути нашей работы, и приемов, с которыми мы существуем до сих пор.

Максим Митченков: В каком состоянии находится сейчас театр?

Тереза Дурова: Ну, я думаю, у нас такая сейчас молодая крепость. Мы окрепшие, очень молоды. У нас молодая труппа, независимо от того, что у нас в паспорте, у всех по-разному. Но постольку, поскольку мы в тренинге каждый день, и каждый день мы, в общем, держим себя в очень хорошей форме, то…

Максим Митченков: То всем по 18.

Тереза Дурова: Всем по 18, да. Публика нас, в общем, любит ,мы не можем пожаловаться на отсутствие наших зрителей.

Максим Митченков: Еще по поводу популярности театра.

Тереза Дурова: Да, пожалуйста.

Максим Митченков: Насколько я знаю, когда снимали ваши спектакли на видео, и показывали…

Тереза Дурова: Да.

Максим Митченков: По телевидению. Правда, что было такое, что в некоторых городах прям, ну, буквально улицы пустели?

Тереза Дурова: Да. Насчет улиц я не знаю, но, то, что дети не ходили в школу и родители им это разрешали, да. Мы получали такие отзывы, такие письма из разных городов нашей страны, России, о том, что если показывают у нас ваш спектакль, постольку поскольку мы такого не видели никогда, и скорее всего, не увидим, обидно очень это слышать, но труппа слишком большая и я не сторонник выезжать куда-то. Меняя…

Максим Митченков: То есть, гастрольная, да, вот эта работа?

Тереза Дурова: Меняя, да, меняя какой-то уровень спектакля. Вот мы сейчас, только что вернулись из Воронежа, не так давно мы там были на фестивале «Маршак». Мы вывозили 2 спектакля, с оркестром, естественно, и так далее, нас выезжало 116 человек.

Мария Карпова: Ничего себе!

Максим Митченков: Ух, ты!

Тереза Дурова: Для того чтобы мы могли привезти в Воронеж то, что мы играем здесь. И именно так, как мы играем здесь. То есть, без всяких абсолютно купюр.

Мария Карпова: Да, но это достаточно сложно каждый раз, да?

Тереза Дурова: Да, это было сложно, но это был, я могу похвастаться, что это был успех. И большой успех. Но огромная радость от того, что мы привозим и я вижу, как люди на это реагируют. Для них это был великий подарок. Они были очень рады нашему приезду. И они действительно получили, так сказать, то, о чем, зрители ведь просто говорят, они говорят, вот сегодня мы покупали дорогой билет, и нам ни капельки не жалко денег. И мы готовы заплатить еще больше, для того, чтобы этот театр возвращался к нам все, чаще, чаще и чаще.

Максим Митченков: Слушайте, это прекрасно.

Тереза Дурова: Для нас это очень важно.

Максим Митченков: Ну, мы хотим пожелать, чтобы и следующие 25 было так же. И дальше и больше, чтобы люди так же вас любили.

Тереза Дурова: Спасибо большое.

Максим Митченков: Ждите нас обязательно в гости. Еще раз с днем рождения «Театриум».

Мария Карпова: Спасибо.

Максим Митченков: И спасибо вам за интервью.

Тереза Дурова: Спасибо!

Театру исполняется 25 лет