ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «САУНДТРЕК» Мария Карпова: Необычное использование гвоздей. Максим Митченков: Да, ну так это же «Саундтрек» – спектакль мастерской театральных ремёсел Андрея Щукина, который учит своих студентов в Щуке работать с вещественной средой. Мария Карпова: Кому пришла в голову идея звучащих предметов? Максим Митченков: Режиссёру Александру Жигалкину, он много лет собирал всякие счёты, кастрюли, миски, молотки, пылесосы, в общем, всё, что пыхтит, трещит, шипит, звенит, лязгает, гремит, стучит и отдавал мастерам, а они делали из них необычные музыкальные инструменты. Мария Карпова: Так и с чего он начал? Максим Митченков: С клизмы. Мария Карпова: Партия клизм? Максим Митченков: Да. Мария Карпова: Круто и что играют, например? Максим Митченков: «Пер Гюнта» играют, например, и «Полёт валькирий» играют и всё это скоро можно услышать и увидеть уже на большой сцене Дома актёра, она недавно открылась после трёх лет реставрации. Мария Карпова: Об этом событии подробнее расспросим нашего гостя: Игоря Золотовицкого – ректора школы студии МХАТ и директора Центрального Дома актёра. Игорь, рады Вас видеть! Игорь Золотовицкий: Здравствуйте! Мария Карпова: Поздравляем Вас с открытием, наконец-то-таки, обновлённого здания! Александр Анатольевич Ширвиндт Вам на открытии сказал, что это многострадальный проект, правда он настолько многострадальный? Игорь Золотовицкий: Многострадальный, да, а у нас же в стране всё многострадальное, только иногда заканчивается со знаком минус, а иногда со знаком плюс. Мария Карпова: Ну, со знаком плюс у Вас, конечно. Игорь Золотовицкий: Конечно, я просто рад… во-первых, спасибо вам, что позвали, что я могу проанонсировать, прорекламировать, похвастаться, что постройка вот такой свободной площадки закончена. Мария Карпова: Да. Игорь Золотовицкий: И мне даже сон снился, когда мы построили всё, и вот это всё новенькое такое стоит, и я прихожу каждый день смотрю там по мелочам уже, и я думаю: «Вот хорошо бы, чтоб тут никто только не ходил, приходили люди и говорили так: «Вау!» – и уходили и всё, и я при них только хвастался». Мария Карпова: А во время открытия Вы говорили гостям: «Не трогай! Не прислоняйся! Не пачкай!» ? Игорь Золотовицкий: Нет-нет, я не говорил гостях, я ходил по полу, который из новосибирской лиственницы, и говорил: «Наследили уже, сволочи!». Максим Митченков: Всё, пошли все вон! Игорь Золотовицкий: Да-да-да, и когда Александр Анатольевич сказал многострадальный… ну как многострадальный… Максим Митченков: Ну всё-таки 3 года длился ремонт. Игорь Золотовицкий: Слушайте, знаете, стройку можно начать, а потом ее закончить нельзя, ее можно приостановить. Мария Карпова: Да. Игорь Золотовицкий: Но мы ее закончили действительно. Мария Карпова: Помимо того, что это просто красивое теперь здание, да?.. Игорь Золотовицкий: Да. Мария Карпова: Оно еще и очень современное: сцена трансформируется, зал трансформируется, что-то проваливается… Игорь Золотовицкий: Она замечательная и современная, мы так и хотели это сделать, потому что у нас же не репертуарный театр, мы не можем сделать сцену только для драматических театров, хотя мы не прочь, если будет какой-то интересный проект, это не просто прокатная сцена для антрепризы, нет, мне всё-таки хочется, чтобы это были в чем-то уникальные для меня и для Саши Жигалкина. Когда я говорю: «Мы построили», – я имею ввиду Сашу Жигалкина, моего содиректора, Владимира Владимировича Иванова, нашего режиссёра, художественного руководителя Дома актёра и нам надо, чтобы был многофункциональный не только по изменению пространства, но и многофункциональный для разных видов искусства, чтоб там мог быть концерт, чтоб там, извините меня, дефиле можно было провести, чтоб там можно было какую-то провести встречу неформальную за столами, чтоб там можно было в итальянском варианте сыграть, когда амфитеатр и сцена, а можно сыграть посередине, если вдруг у вас есть какие-то такие идеи кругового зрительского зала. Мария Карпова: Здорово! Максим Митченков: И сейчас это сцена всё позволяет делать? Игорь Золотовицкий: Да. Максим Митченков: Прямо она так трансформируется? Игорь Золотовицкий: Она не трансформируется, сцена сама, она стационарная, а зал весь трансформируется. Мария Карпова: Да. Игорь Золотовицкий: Почему я говорю, что нам в январе надо там еще чуть-чуть поделать, потому что немецкие станки, станки – это на чем стоят стулья такие специальные. Когда они привезли, я говорю: «Я хочу, чтобы был «Мерседес», а не «Жигули», – потому что там надо, чтобы точные соединения были. И он мне говорит, парень, а он русскоговорящий, бывший наш соотечественник: «Игорь Яковлевич, будет «Ламборджини». Ну вот, пока соединили, так и есть еще, но это не немцы делали. Максим Митченков: А коллеги по цеху как восприняли обновлённое здание, обновлённую сцену? Игорь Золотовицкий: Я-то получаю удовольствие от первой реакции, потом мне уже неинтересно, когда заходят и говорят: «Вау!» – еще богатый русский язык при этом присутствует эпитетами и мне так прямо… мы же сделали гримёрки, у нас туалет, душ, у нас всё по-взрослому, на втором и третьем этаже гримёрные и таблички, а стулья прекрасные, я увидел их во Франкфурте, мы были на выставке, специально ездили, театральной техники, и я увидел стулья очень простые, сделаны просто, но они невероятно многофункциональны, потому что мне нужно, чтобы и ряд они выстраивались и плотно стояли, потому что пожарные не разрешают, если между стульями есть люфт в театральных пространствах, вот если вы заметили в театре… Мария Карпова: Да. Игорь Золотовицкий: А в то же время мне нужно, чтоб в формате застолья они симпатично выглядели за столом, короче, мы увидели, и я думаю: «Вот я хочу это, я хочу такие стулья!». Максим Митченков: И Вы… Игорь Золотовицкий: Нет-нет-нет, я думаю: «Ну ладно, я сейчас…». Позвонили на завод, взяли чертежи, они дали, немцы, из чего сделано, как сделано, размеры, я нашел в интернете завод такой-то: «Мы изготавливаем стулья театральные». Максим Митченков: И Вы со своими чертежами уже… Игорь Золотовицкий: Да, звоню, говорю: «Ребята, здравствуйте, я, такой-то такой-то, можно я вам пришлю чертежи, мне надо срочно?». Говорят: «Конечно, присылайте, мы сделаем». Надо отдать им должное, что они отзвонились и сказали: «Мы так не сделаем». Мария Карпова: Это могут только немцы. Игорь Золотовицкий: Это только там, технологии другие. Говорят: «Можем постараться, но так мы точно не делаем». То есть будут «Жигули», надо, чтобы вот так был, а будет вот так чуть-чуть. Максим Митченков: Так вот почему чертежи Вам так просто дали. Игорь Золотовицкий: Конечно, они понимали, что это невозможно по чертежам. Мария Карпова: Да-да-да. Игорь Золотовицкий: Короче говоря, это очень красивые и удобные… а знаете, да, что когда Немирович-Данченко со Станиславским уже достраивали… Шехтель достраивал уже МХАТ, то специально, вот мне очень неудобно сидеть в моем родном театре, специально было чуть-чуть неудобно, чтоб не заснуть, чтоб было неудобно спать, да-да-да. Максим Митченков: У нас поэтому и диваны такие. Игорь Золотовицкий: Да, но у вас на диванах можно ночевать тут, понимаете, что по-моему, вы и делаете. Мария Карпова: Но у вас зрители точно не уснут, потому что уже распланированы постановки на следующий год, да? Игорь Золотовицкий: Распланированы, начинаем планировать. Мария Карпова: Да. Игорь Золотовицкий: Мы поговорили с ребятами музыкантами-джазистами очень хорошими и соединить джаз с поэзией и соединить джаз с какими-то монологами, условно говоря, шекспировско-чеховскими, что-то вот такое несоединимое и уже наметили это, на это будут продаваться билеты, ну вот «Заячий стон» у нас просто уже… потом у нас есть… Мария Карпова: «Красная шапочка», да, по-моему? Игорь Золотовицкий: «Красная шапочка», детский спектакль. Мария Карпова: Это мюзикл? Игорь Золотовицкий: Мюзикл, вот сейчас наш друг, замечательный талантливый человек Андрей Щукин, педагог Щукинского училища, хотя к Щукину не имеет никакого… к тому, к Борису, не имеет никакого отношения. У него свой театр, Мастерская театральных ремёсел, они потрясающие ребята, у них есть «Саундтрек», спектакль, я вам хочу сказать это на уровне «Дю солей», только оригинального жанра, не акробатика, а оригинального жанра музыкального: они на стуле играют, как на саксофоне, они на водосточных трубах гофрированных играют «Рапсодию», и все, кто смотрит там, говорят, что это, вообще-то, европейский уровень, мировой уровень. Мария Карпова: Да. Игорь Золотовицкий: Это, значит, Щукин, потом всё-таки я – ректор Школы-студии… Максим Митченков: Да. Мария Карпова: Да… Игорь Золотовицкий: И студенты-то тоже могут… у нас учебный театр помещает 100 человек, а у нас, допустим, есть музыкальные спектакли, вот у Виктора Рыжакова на курсе «Оттепель»… тоже я вас приглашаю, потрясающий музыкальный спектакль. Мария Карпова: Что желают, ни пуха ни пера? Игорь Золотовицкий: Ни пуха ни пера всегда желают, только новосибирскую лиственницу… осторожней с ней будьте. Максим Митченков: Ну что Вы переживаете, пускай топчут! Игорь Золотовицкий: Сейчас гвоздики начнут вбивать уже. Максим Митченков: Пускай людей, наоборот, будет много в театре на новой сцене, пускай она никогда не пустует! Игорь Золотовицкий: Да. Максим Митченков: И пускай всё будет, как в «Ламборджини»! Игорь Золотовицкий: Да, я этого жду. Максим Митченков: Всех приглашаем в Дом актёра, а Вас благодарим что заглянули в гости! Игорь Золотовицкий: Да, театр Дом актёра, прекрасно