В постановке театра Et Cetera зрители с порога попадают в спектакль по пьесе Пиранделло «Это так (если вам так кажется)»

Гости
Адольф Шапиро
театральный режиссер, педагог, драматург, профессор. Народный артист Латвийской ССР. Лауреат Государственной премии Латвийской ССР

Максим Митченков: «Театр начинается с вешалки», – утверждал Станиславский.

Мария Карпова: Да ничего подобного он не утверждал! Просто один раз заметил, что театр начинается с момента входа в здание театра. В общем, любимая миллионами фраза, и, видимо, тобой тоже любимая, – фейк!

Максим Митченков: Как бы там ни было, но в новой постановке театра «Et cetera» спектакль действительно начинается практически с вешалки. Как только зрители входят – так тут же и попадают в необычную атмосферу театра в театре.

Мария Карпова: Как пришла идея поставить пьесу Луиджи Пиранделло «Это так (если вам так кажется)»? Насколько должен быть безумен зритель, чтобы участвовать в этом спектакле? Что есть норма, а что есть безумие? Узнаем у режиссера Адольфа Шапиро и актеров Антона Пахомова и Наталии Житковой.

Рады вас видеть в нашей студии! Мы зрителям сказали, что, приходя на ваш спектакль, они погружаются сразу в какой-то абстрактный мир. Это так? Какими методами этого достигаете? Адольф Яковлевич, наверное, к вам вопрос.

Адольф Шапиро: Абстрактный? Ну нет, он не такой абстрактный, он имеет отношение к нашей жизни – просто формы, ну, не реалистические, а несколько гротесковые, парадоксальные.

Максим Митченков: Несколько абсурдные такие, да?

Адольф Шапиро: Абсурдистские в некоторой степени, потому что автор – Пиранделло, а он проложил дорогу абсурдистам. Впрочем, наверное, как и Чехов.

Максим Митченков: А расскажите, почему выбрали именно этого автора? Пиранделло – такая довольно скандальная…

Мария Карпова: Неоднозначная фигура, да?

Максим Митченков: Да, неоднозначная фигура.

Адольф Шапиро: Ну, вы знаете, по любви, по любви. Неоднозначная? А кто однозначная? Однозначных неинтересно ставить. Однозначные – это всегда скучно. А многозначный – это значит многосмысловой, и есть о чем думать, есть что изобретать и что разгадывать. Всегда интересно ставить те пьесы, в которых есть загадка для тебя.

Мария Карпова: Давайте немножечко поговорим о сюжете. Антон, вот вы играете актера, который играет актера, да? Или как?

Максим Митченков: Я так понимаю, все играют актеров, которые играют актеров. Так, да?

Антон Пахомов: Это театр, да, изначально…

Максим Митченков: Ну да, мы о театре говорим.

Антон Пахомов: По сюжету пьесы в город приезжает новое лицо, в небольшой город приезжает молодой чиновник, который вызывает бурю эмоций у всех своей загадочностью, так скажем. Все хотят узнать про него, про его тещу, про его жену. У них всех очень странные отношения, они ходят все в черных костюмах. И все хотят узнать, кто эти люди.

Мария Карпова: А в чем тогда интрига спектакля, Адольф Яковлевич?

Адольф Шапиро: Вы знаете, мне даже трудно было бы пересказать сюжет. У Пиранделло все парадоксально, одна сцена опровергает другую. И поэтому, может быть, это тот редкий спектакль, когда зритель до конца не разгадывает сюжета. И когда я читал первый раз пьесу, я не отгадал его. Я прочитал половину пьесы… Да дело же не в сюжете, дело не в сюжете.

Максим Митченков: Ну, если, например, в двух предложениях, то вы бы могли сформулировать, о чем спектакль?

Адольф Шапиро: О чем?

Максим Митченков: Да.

Адольф Шапиро: Это сформулировано в названии – «Это так (если вам так кажется)». То есть – право каждого человека на свое индивидуальное видение, понимание жизни и защита права человека на индивидуальное мышление, потому что очень часто как бы большинство подавляет индивидуальность. Вот об этом, об этом.

Мария Карпова: Антон, Наталия, скажите, а Адольф Яковлевич – строгий режиссер?

Адольф Шапиро: Только честно.

Наталия Житкова: Честно?

Адольф Шапиро: Абсолютно!

Наталия Житкова: Вы знаете, терпеливее режиссера я, наверное, не видела, чем Адольф Яковлевич, правда.

Максим Митченков: Что, он вообще не ругает вас? То есть делаете, что хотите? Или как?

Антон Пахомов: Вчера очень жестко нас поругал.

Мария Карпова: За что? За что?

Антон Пахомов: Мы вчера как раз сыграли спектакль. Сейчас он рождается в течение первого сезона, то есть он все равно только вот сейчас начинает оформляться в то, что с ним будет.

Максим Митченков: А как спектакль меняется от одного спектакля к другому? Где, в какие моменты вы чувствуете, что здесь нужно изменить? Как это все происходит?

Антон Пахомов: Зависит от зрителя, зависит от дня недели, зависит от повестки новостной. Спектакль – живой организм.

Максим Митченков: Слушайте, ну перестаньте! Вы посмотрели новости – и вы сыграли по-другому спектакль?

Антон Пахомов: Абсолютно.

Максим Митченков: Ну не так же это.

Антон Пахомов: Да, именно так.

Максим Митченков: Ну не может так быть!

Антон Пахомов: Именно так. Потому что все в связи, все происходит в связи.

Максим Митченков: Совсем запутали меня! Как это может влиять? У вас есть роль, вы ее долго-долго репетировали – и каждый раз играете по-разному?

Антон Пахомов: Мы пробуем разные приспособления, мы пробуем разные подходы друг к другу, к партнерам, к зрительному залу, к атмосфере.

Наталия Житкова: Нет, ну в любом случае, если в спектакле есть темы, которые связаны с чем-то… ну, грубо говоря, я не знаю, политические, социальные, а здесь они присутствуют так или иначе, то все равно ситуация в стране, в мире наверняка как-то влияет на то, о чем ты рассказываешь в данный момент. И даже, может быть, не то, что ты имеешь в виду, а зритель, который посмотрел новости и пришел с этими новостями в голове сегодня посмотреть вечером спектакль. И зная, что существует в мире, он все равно через призму этого, наверное, воспринимает. Это есть, хотим мы этого или нет. Оно же все равно под корку как-то…

Максим Митченков: Но ваш спектакль даже не про Россию, а про итальянский городок, маленький городок, который далеко от наших зрителей.

Адольф Шапиро: Да ну! Ну как? Про какую Италию? Что мы знаем о ней по-настоящему? Мы про Россию, про нас ставим, про то, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни. Какая Италия?

Мария Карпова: Так какие тогда вопросы?

Адольф Шапиро: А?

Мария Карпова: Спектакль должен же какие-то вопросы задавать, отвечать на эти вопросы. Какие вопросы ставятся в вашем спектакле, если это про Россию, то есть это про нашу жизнь?

Адольф Шапиро: Вы понимаете… Я понимаю, вы ищете некоторый такой момент сенсационный, да? А вся сенсация – сам спектакль. Пусть зрители придут и посмотрят.

Максим Митченков: Адольф Яковлевич, мы просто пытаемся понять.

Мария Карпова: Мы не ищем. Мы хотим понять, о чем спектакль.

Адольф Шапиро: Есть такой анекдот. Берут интервью у одного человека, который 40 лет водил свой народ по пустыне, и говорят: «Ну, это правда, что вы 40 лет водили свой народ по пустыне?» Он говорит: «Да, это правда». – «Скажите, а что было интересного?»

Наталия Житкова: Да-да-да, смешно.

Адольф Шапиро: «Что было интересного?» Ну какая разница – строгий, нестрогий режиссер? Что значит – строгий? Надо быть строгим по отношению к себе. Я вчера артистам сказал, когда я старался говорить строго, я им сказал: «Я вас не критикую, я себя критикую». Когда я делаю замечание артисту – значит, я что-то не до конца объяснил или я не нашел ход и так далее. Сейчас строгим к другим легко быть.

Максим Митченков: Адольф Яковлевич, а провокативное что в спектакле?

Адольф Шапиро: Все, все.

Максим Митченков: От начала до конца? Или что-то выделяется? Не знаю, матом не ругаются актеры?

Адольф Шапиро: Ну, это не провокативно. Что вы? Я еще вам могу рассказать анекдот. Два актера за кулисами ненормативной лексикой разговаривают друг с другом. Третий проходит и говорит: «Вы же не на сцене. Чего вы так разговариваете-то?»

Максим Митченков: Когда ближайшие спектакли будут?

Адольф Шапиро: Я должен проверить, помнят ли это артисты. Когда будут ближайшие спектакли?

Наталия Житкова: В январе, 4 и 5 января.

Максим Митченков: Приглашаем всех зрителей?

Наталия Житкова: Да, мы с удовольствием приглашаем.

Максим Митченков: Вам огромное спасибо за это интервью. И с наступающим Новым годом вас!

Наталия Житкова: И вас с наступающими праздниками!

Адольф Шапиро: И вам всего доброго!

постановка пьесы Луиджи Пиранделло «Это так (если вам так кажется)»