Мария Карпова: Вчера в Калининграде начались финальные туры XI международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Максим Митченков: Все мы знаем Микаэла Леоновича, как выдающегося кинокомпозитора, но он еще и автор многих симфонических сочинений и произведений для органа. Мария Карпова: У нас в гостях супруга композитора и арт-директор конкурса Вера Таривердиева. Вера, рады Вас видеть! Вера Таривердиева: Добрый день! Мария Карпова: Конечно, в первую очередь, хотим Вас поздравить с открытием конкурса, буквально вчера это состоялось, одиннадцатый год проходит конкурс… Вера Таривердиева: Нет. Мария Карпова: Десятый?.. Вера Таривердиева: Одиннадцатый раз. Мария Карпова: Одиннадцатый раз, то есть… Вера Таривердиева: Просто конкурс проходит раз в 2 года. Мария Карпова: Раз в 2 года… Вера Таривердиева: В этом году конкурсу 20 лет и это одиннадцатый конкурс. Максим Митченков: Сейчас Вы из Калининграда прилетели, да? Буквально одним днем… Вера Таривердиева: Да. Максим Митченков: Вчера были на открытии?.. Вера Таривердиева: Да. Максим Митченков: И опять улетаете на конкурс?.. Вера Таривердиева: И опять улетаю, я прилетела специально, чтобы встретиться с вами… Мария Карпова: Как приятно! Вера Таривердиева: В этой чудесной, совершенно необыкновенной студии. Максим Митченков: Калининграду обязательно привет передайте от меня, это моя родина как раз… Вера Таривердиева: Да. Мария Карпова: Вы в одном интервью сказали, что конкурс изменил даже жизнь всего города… Вера Таривердиева: Вы знаете, в общем, в каком-то смысле, да. Максим Митченков: Ну, по крайней мере, повлиял на нее сильно. Вера Таривердиева: По крайней мере, повлиял, почему-потому что, например, появился орган в кафедральном соборе, который в 99-м году еще только-только был восстановлен как такая как бы конструкция, как здание, а уже с 2007 года мы проводим финал в кафедральном соборе, а второй тур, полуфинал мы традиционно проводим в калининградской филармонии – это тоже старая кирха, там, конечно, не очень старый орган, он начала 80-х, но тоже уже исторический, а открытие, закрытие мы проводим, естественно, в кафедральном соборе – это уникальное место и благодаря конкурсу собор и, в общем-то, город стали известны органному миру через органистов и миру в принципе. Мария Карпова: А что участникам дает участие в Вашем конкурсе? Вера Таривердиева: В нашем конкурсе? Ну, во-первых, звание лауреата и это сразу же профессиональное продвижение, профессиональное выдвижение, это большое количество… ну, все получают премии денежные, те, кто прошли в финал, премии разные, в зависимости от места, первое, второе, третье – это разные премии, еще большое количество у нас, около 30-ти, если не больше специальных премий, это сольные концерты в Томске, Красноярске, Москве, Петербурге, Краснодаре, Канзасе, Гамбурге… Максим Митченков: То есть настоящие гастроли… Вера Таривердиева: Да, и поэтому к нам едут, у нас отбоя нет, дай бог, чтоб так было всегда, от участников, это, знаете, как мне сказал человек, который представитель органостроительной фирмы крупнейшей, который сейчас помогает ухаживать, что называется, за органом, он сказал, что Ваш конкурс – дело будущего органного искусства. Максим Митченков: Круто! Вера Таривердиева: Это правда, круто! Ну, скажем, солистка Эльбской филармонии – это самый крутой сегодня концертный зал в мире или один из них, Ивета Апкална, кстати говоря, из Латвии. Мария Карпова: Да-да, из Риги, да. Вера Таривердиева: Она лауреат первой премии третьего конкурса. Сейчас строится новый орган, он уже установлен, сейчас идет интонировка в Зарядье, а главный органист, то ли органист Зарядье, то ли… Максим Митченков: Зарядье в Москве? Вера Таривердиева: Зарядье в Москве, да. Мария Карпова: То есть ни в коем случае нельзя сказать, что органная музыка – это архаичная музыка? Вера Таривердиева: Нет, особенно в России, в том числе благодаря конкурсу. Мария Карпова: Конкурс имени Микаэла Таривердиева… Вера Таривердиева: Да. Мария Карпова: Я думаю, для многих наших зрителей это сейчас будет открытием, что он писал не только музыку ко многим всеми любимым фильмам, но и классическую, симфоническую… Вера Таривердиева: Оперы, балеты, в том числе органную музыку. Мария Карпова: Да-да. Вера Таривердиева: Но я вам скажу, что когда зарубежные органисты, а теперь, скажем, все органисты мира знают, что есть музыка Таривердиева для органа, когда они узнают, что он писал музыку кино, они говорят: «Правда?». Максим Митченков: А кстати, эту музыку можно ли где-то найти, скачать, купить, она где-то издается? Вера Таривердиева: Вот, пожалуйста, я принесла один из десяти изданных винилов, это только винил, а диск… Максим Митченков: Это вот новый, только-только изданный? Вера Таривердиева: Он периодически переиздается, самый последний диск вышел в Лондоне, винил, имею ввиду, вышел в Лондоне в прошлом году в сентябре, это был 7-й винил, изданный американским издательством, и он посвящен целиком музыке из «Семнадцати мгновений весны». Мария Карпова: А вообще на органе исполняют музыку Микаэла Леоновича, которая именно из кино? Вера Таривердиева: Исполняют. Мария Карпова: Да, и как это звучит? Вера Таривердиева: Звучит отлично, Микаэл Леонович использовал и клавесин, и орган в своих партитурах, поэтому для него это инструмент очень родной, очень естественный. Мария Карпова: А правда, что он не мучительно создавал музыку, а как Вы однажды сказали: «Она буквально к нему приходила»? Вера Таривердиева: Да, она падала. Мария Карпова: Как это? Вера Таривердиева: Как это? Вот мы были, например, в Чернобыле, оттуда симфония для органа «Чернобыль», этот инструмент для этой темы феерически подходит, вот мы были там в сентябре 86-го года, а весной 87-го у Микаэла Леоновича был тяжелый период, была эта история с Большим театром, когда сняли балет перед премьерой и так далее и вот в какой-то момент, вот просто он идет, садится за свои инструменты, а у него тоже как орган, синтезаторы, сэмплеры, они выстроены, как… Максим Митченков: Лесенкой, да? Вера Таривердиева: Лесенка – это клавиатура органа, и вот он работал в этот момент над музыкой кино, и потом вдруг что-то щёлкнуло, и он сел и сыграл от и до симфонии для органа «Чернобыль». Максим Митченков: Прямо сразу?.. Вера Таривердиева: И записал себя, потом летом он писал партитуру симфонии, у него с собой была эта пленка, но он ее даже не слушал, он писал ее по памяти… Максим Митченков: Потрясающе! Вера Таривердиева: Это правда потрясающе, это как чудо. Максим Митченков: И так было каждый раз? Вера Таривердиева: Так было всегда. Максим Митченков: До 9-го числа будет идти конкурс правильно? Вера Таривердиева: 8-го закрытие. Максим Митченков: 8-го закрытие? Вера Таривердиева: Да. Максим Митченков: Что будет на закрытии? Вера Таривердиева: На закрытии будут объявлены результаты, кто победил, и победители дадут концерт. Максим Митченков: Давайте мы сейчас, правда, пригласим всех, кто заинтересован, но, прежде всего, жителей Калининграда и области. Вера Таривердиева: Не только жителей Калининграда, а вот я, например, летела с человеком, который специально приезжал на открытие конкурса в Калининград. Максим Митченков: Класс! Мария Карпова: Вот, видите. Максим Митченков: Поклонники. Вера Таривердиева: Поэтому прилетайте на закрытие конкурса в Калининград. Мария Карпова: И пожелаем ни пуха ни пера всем участникам! Вера Таривердиева: Да. Максим Митченков: А Вам спасибо за это интервью, были рады вас видеть у нас в гостях! Мария Карпова: Спасибо! Вера Таривердиева: Ну, вы поклонники органной музыки? Мария Карпова: Теперь – да. Максим Митченков: Теперь – да.