Любовь Наливайко: Виктор Иванович, здравствуйте! Максим Привалов: Здравствуйте! Любовь Наливайко: Спасибо Вам большое, что Вы вышли с нами на связь, как приятно Вас видеть, поздравляем Вас с днём рождения! Виктор Мережко: Спасибо, мои дорогие, спасибо большое! Очень рад, что Вы поздравляете меня правда, канал замечательный, я люблю ваш канал. Любовь Наливайко: Спасибо! Виктор Мережко: Вы без пошлости, без грязи, вы – достойный канал, честное слово. Максим Привалов: Спасибо, это искренне и взаимно. Любовь Наливайко: Тогда надеемся, что Вы с удовольствием ответите нам на несколько вопросов. И первый, конечно, так немножко оглянуться назад хочется, Вы написали огромное количество сценариев, но вот какой всё-таки… Виктор Мережко: 72. Любовь Наливайко: 72, спасибо за точность, мы бы, наверно, даже не нашли бы такую информацию, но какой для Вас самый близкий? И вот сразу: правда ли, что сценарий «Родни» Вы писали для Нонны Мордюковой, и она передала его Михалкову? Виктор Мережко: Да, абсолютно правильно. Для мен картина знаковая – это «Здравствуй и прощай», наверно, «Трясина», которую снимал великий Чухрай Григорий Наумович, потом, конечно, «Родня», «Полёты во сне и наяву» могу назвать, «Сонька – Золотая ручка», которую я писал и снимал сам как режиссёр, есть у меня из многих картин, 70 с чем-то, есть мои любимые, желанные, моё счастье, смысл моей жизни. А насчёт «Родни»: да, я писал для Нонны Викторовны, мы с ней подружились после «Трясины», конечно, была великая актриса, личность фантастическая, очень интересная, мы стали друзьями, она часто приезжала ко мне в гости домой, когда была ещё моя жена Тамара, ростовчанка, кстати, жива ещё. С Нонной мы очень дружили, она говорит: «Слушай, я так устала от трагической роли, напиши что-нибудь для меня смешное». Вот и написал «Родню», она прочитала, был звонок, кричит: «Ты, сукин сын, хоть понимаешь, что ты написал?!». Я говорю: «Что? Нравится?». «Не то слово!». Мы встретились у метро «Киевский вокзал», метро внизу, я говорю: «Нонна, тебя ж там разорвут на части». «Да кто меня узнает, подумают, что тётка с Киевского вокзала приехала». ФРАГМЕНТ Х/Ф «РОДНЯ» Максим Привалов: Скажите, нам просто интересно, насколько тяжело бывает, понятно, что Ваши сценарии экранизировали великие режиссёры, отстоять свою позицию? То есть режиссёр берёт сценарий, сколько там от Вас остаётся? Или Вы всегда отстаиваете, чтобы так, как написано, было или всё-таки кому-то пришлось уступить, что называется, кто-то передал под себя? Любовь Наливайко: Компромиссы искать. Виктор Мережко: С Андроном Кончаловским мы писали «Курочку Рябу», я вначале свой вариант написал, потом он сказал: «Ты знаешь, я всё-таки буду какие-то вещи переписывать». Мне было немножко обидно, я говорю: «А что плохо?». «Нет, не плохо, просто я под себя». Он же снимал «Историю Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была» – такое длинное название, а этот «Курочка Ряба» мы назвали, он немножко переписал. Я чуть-чуть сопротивлялся с Чухраем, когда Чухрай немножко переписывал мой диалог, я говорю: «Григорий Наумович, зачем Вы переписываете? Вы пишите в такой манере псевдорусской». Он говорит: «Ты не мешай мне, я делаю то, что мне удобно». Вот и с Кончаловским «не мешай» и с Чухраем великим «не мешай» – было немножко. ФРАГМЕНТ Х/Ф «ТРЯСИНА» Максим Привалов: Хочется поговорить об ещё одной стороне Вашего таланта – о Вашей работе в качестве режиссёра. Любовь Наливайко: Да, Вы с нулевых заняли ещё и режиссёрское кресло. Максим Привалов: Как Вам было – переквалифицироваться? По какой причине? Это уже веление сердца от того, что уже невозможно, когда другие снимают твоё? Любовь Наливайко: «Хочу писать и снимать то, что пишу», – грубо говоря. Виктор Мережко: Вы знаете, это очень интересно, хороший вопрос, спасибо. В театре Моссовета в Москве шла моя пьеса «Мужчины по выходным», она шла, по-моему, 12 лет аншлаговая, и продюсер Юрий Мацюк пришёл на спектакль и говорит: «Слушай, какая классная! Это ж кино, давай мы её перенесём под Новый год». Я на написал сценарий по своей пьесе, он говорит: «А кто снимать будет?». Я говорю: «Кто снимать будет?». «Сними ты». И мне так понравилось сидеть в режиссёрском кресле, тем более состав был: Миша Боярский, Анатолий Васильев, Валера Гаркалин, в общем, классная такая была компания – я получил наслаждение. Понимаете, сидеть в режиссёрском кресле и твой текст: ты сам как хочешь меняешь в диалоге или в мизансцене, а потом работа с актёрами, с группой, с художником, с оператором, с гримёрами, с костюмерами, реквизитором – это особое удовольствие, ты начинаешь быть очень образованным господином. ФРАГМЕНТ Х/Ф «НОВОГОДНИЕ МУЖЧИНЫ» Любовь Наливайко: А вот сегодня Вы как раз, получается, больше режиссёр, сценарист? Это я как-то плавно подхожу к тому, чем сейчас занимаетесь, какие сейчас проекты, может быть, только закончили или в работе? Виктор Мережко: За это время пока я Питере я написал 3 сценария игровых, не телевизионных, написал для сына, у меня сын молодой режиссёр, про Великую Отечественную войну, 41-45 годы, и написал, вот сейчас заканчиваю… я же когда-то имел отношение к телевизору очень прямое: «Кинопанорама», «Моё кино»… Любовь Наливайко: Конечно, знаем-знаем! Максим Привалов: Да, мы об этом говорили сегодня. Виктор Мережко: Да, я сам в какой-то части телевизионщик. Я пишу сейчас историю, которая называется «Трудная дорога в ящик», ящик понимаете что-то такое, да? Любовь Наливайко: Конечно. Виктор Мережко: Я пишу немножко свои истории, конечно, это придуманное во многом. Один сценарий я почти закончил – это о наших великих артистах: Папанов, я дружил с Папановым, Юматов, который является крёстным отцом моей дочери Маши, Рыбников, Смоктуновский, Высоцкий Володя, я его Володей называю, потому что были дружны. Я их переношу в сегодняшний день, вот этот весь кошмар сегодняшнего дня они испытывают, и они всё-таки побеждают. Максим Привалов: Работаете всегда во второй половине дня, или, может быть, вдохновение придёт, и Вы в первой садитесь, или вообще как это у Вас бывает, как распорядок творческий? Виктор Мережко: Вот когда писал про «Ящик», я проснулся где-то в 5 утра от чего? Думаю: «Господи, какая фраза мне пришла в голову!». Я сел, записал, я открыл компьютер и стал писать дальше сцену, но это так нечасто бывает, обычно я работаю с 3 часов дня до 7-8, потом иду часов в 8-полдевятого на Неву, делаю кружок по Фонтанке, дохожу до улицы Пестеля, по Моховой – всё. Любочка, Вам знакомо всё, да? Любовь Наливайко: Очень хочется в Петербург, да. Виктор Мережко: Такая каждый день прогулка – я наслаждаюсь городом, люди здороваются, понимаете, иду, как в деревне, многие меня узнаю, здороваются и желают здоровья, я им желаю, спасибо, великий город. Я знаете чего боюсь? Не дай бог какой-то сумасшедший губернатор придёт и начнёт ломать великий старый город – не приведи господь! Москва ведь уничтожена, понимаете, вот эти идиотские небоскрёбы убили старую Москву, дворы убиваются, парки убиваются, Питер держится пока что, на окраине Питера строится много высоких домов, но не лезут, к счастью, в центр города, к счастью. Любовь Наливайко: Пока отстаивают, да, это хорошо. Максим Привалов: Не допустим реновацию! Любовь Наливайко: Да. Максим Привалов: Мы благодарим Вас за беседу, мы ещё раз поздравляем Вас с днём рождения, мы желаем, чтобы всё написанное, чтобы всё задуманное непременно случилось, здоровья, сил, вдохновения и спасибо за уделённое время! Виктор Мережко: Моя мечта – снять фильм по моему сценарию, который я давно написал, «Красный Дон», я же донской казак, «Красный Дон» – это 41-45 годы о том, как казачество воевало за страну, за Дон, за своих любимых, за свои семьи, но пока что денег нет. Максим Привалов: Инвестор – найдись! Вот что мы пожелаем… Любовь Наливайко: Да-да-да, посылаем. Максим Привалов: В этот прекрасный день. Виктор Мережко: Спасибо, мои дорогие! Максим Привалов: Спасибо, с днём рождения! Любовь Наливайко: Спасибо Вам огромное!