Виктор Зинчук: Звук гитары зависит от музыкальной культуры исполнителя, от того, как он любит этот инструмент и что умеет
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/viktor-zinchuk-53726.html
Дарья Шулик: Здравствуйте, Виктор!
Максим Митченков: Здравствуйте, Виктор!
Виктор Зинчук: Здравствуйте-здравствуйте!
Максим Митченков: Мы вас представили как человека, который всё знает о гитарах, но мы не будем спрашивать про какие-то технические тонкости. Ответьте нам на главный вопрос: почему гитара – самый популярный в мире музыкальный инструмент?
Виктор Зинчук: Это секрет не только ля меня, но, по-моему, и повод для зависти других музыкантов, играющих на других инструментах. Это действительно так, уже столетий 5 именно струнные инструменты – самые популярные на земле. Сначала это была арфа, лютня, но с тех пор… лютня имела такую бочкообразную, немного округлую форму, но в Испании придали лютне форму женщины, как им казалось.
Максим Митченков: Так вот он в чём секрет!
Виктор Зинчук: Да, и она зазвучала, этот инструмент зазвучала. Иногда шутят, что гитара – это женщина с маленькой изящной шеей, с маленькой головкой и с бигуди. Это колки.
Максим Митченков: Да.
Виктор Зинчук: Но действительно это инструмент необыкновенный, и он изменяется со временем, он изменяется. Акустическая гитара имела массу разновидностей – это и семиструнная гитара российская, о которой сейчас, к сожалению, мало…
Максим Митченков: Почти забыли, да.
Виктор Зинчук: Да, забывают. Все знают гитару фламенко, испанские различные стили, аргентинские, ирландские, шотландские – инструменты разные бывают.
Максим Митченков: Потом всё перешло к электрогитарам, бас-гитарам.
Виктор Зинчук: Да, конечно же, да. Потом появились электрогитары различных форм, различных временных отрезков и, следовательно, стилей. Есть гитары Stratocaster, Telecaster, Gibson – они действительно разные. Это радует и удовлетворяет продавцов этих инструментов, потому что настоящий любитель гитары становится уже фанатом и собирателем, и им обуревает страсть приобретательства.
Максим Митченков: Вы стали таким фанатом и приобретаем, собирателем?
Виктор Зинчук: Я стал, конечно же, да.
Дарья Шулик: Сколько в вашей коллекции гитар сейчас?
Виктор Зинчук: У меня было 40 различных инструментов, причём инструменты разные: гитара, сделанная из железа, у неё совершенно другое звучание…
Максим Митченков: Ничего себе!
Виктор Зинчук: Это гавайская гитара, это стил-гитара и так далее, 40 инструментов было. Но, скажу откровенно, к сожалению, в пандемию осталось только 20.
Дарья Шулик: А на гастроли сколько с собой берёте гитар?
Виктор Зинчук: На гастроли, наверно, инструментов 8, у меня коллектив большой и есть, конечно, даже техника и помогают переносить эти инсургенты. Это с той целью, чтобы показать на концерте красоту этого инструмента, разнообразие тембровое, стилистическое. Я же играю разную музыку: обработку классики, играю этническое и что-то своё. Я сейчас только вот заканчиваю новый альбом, он будет называться, по секрету скажу, «Секреты релакса». Сейчас такое время нервное и как раз и хочется…
Дарья Шулик: Очень не хватает этого самого релакса.
Виктор Зинчук: Да, и я всё это время, переболел тоже, но и играл потихонечку на студии, и больше полутора лет я записывал этот альбом.
ФРАГМЕНТ ВИДЕОКЛИПА ВИКТОРА ЗИНЧУКА
Виктор Зинчук: Самое главное и самое сложное – это музыка. Гитаристов много, инструментов много и подойти к гитаре извлечь несколько звуков можно, но сыграть музыку – это несоизмеримо труднее. Вот сейчас новая хохма появилась: рэпер подошёл к гитаре и оставил там свой автограф, гитара сразу упала в цене вдвое.
Дарья Шулик: Кто из музыкантов оказал наибольшее влияние на гитариста Виктора Зинчука?
Виктор Зинчук: Все, вы знаете, сначала это, конечно, были музыканты, которые были запрещены у нас, даже за прослушивание определённых стилей музыки, рок-н-ролла, и за переписывание пластинок этих можно было и в милицию угодить, и потом на собрании партийном, что вы слушаете чуждую музыку. Нас в школе встречали часто с десятью копейками, потому что десять копеек тогда стоила стрижка и отправляли в парикмахерскую стричься, у кого были более длинные волосы, физрук и военрук, я помню, встречали нас. И эту музыку нельзя было играть, нельзя было трясти головой, нас вызывали в обкомы партии в своё время: «Почему вы играет в таком стиле или в таком?». В общем, масса была всего, но хотелось на зло сыграть что-то такое, а была такая экспрессия, такая сила в этой гитаре – мощнейшая!
Максим Митченков: Вот и признавайтесь: как настоящий рок-идол гитары-то разбивали?
Виктор Зинчук: Да.
Максим Митченков: Как это было?
Виктор Зинчук: Нам было жалко, мы в советское время очень тяжело приобретали эти инструменты и порой приходилось работать целый год, чтобы заработать на одну единственную гитару, не меньше.
Максим Митченков: Да.
Виктор Зинчук: И было жалко, но потом появилась более дешёвые гитары и как-то даже, да, пытался разбить. На самом деле это очень нелегко, мне так это до конца и не удалось, но струны порвать можно было, он тоже это нелегко, нужно обладать силой.
Максим Митченков: Признайтесь, как это было: вы брали гитару, на которой играли концерт, прятали её за сцену, выносили подставную гитару?..
Виктор Зинчук: Естественно, это был один раз, и потом я понял, что это не моё. Органичнее мне – это любить этот инструмент, а не ломать его.
Дарья Шулик: Виктор, а качество звука зависит больше от гитары или всё-таки от исполнителя?
Виктор Зинчук: И от исполнителя, и от гитары, к сожалению, так. Но каждый исполнитель – это как… вы знаете в скрипичной музыке, все знают прекрасно, что когда ученик пиликает на скрипке…
Максим Митченков: Пилит, да?
Виктор Зинчук: Да, это вызывает заболевание ушей и так далее, но когда человек взрослеет, вместе с половым созреванием появляется звук. Да, вот так вот у некоторых. Однозначно сказать нельзя.
Максим Митченков: Потому что у некоторых не появляется.
Виктор Зинчук: Нет, появляется у всех, он для этого нужно учиться, понимаете? Во-первых, музыкальная культура – это наслушанность, то есть человек должен обязательно не избегать музыкальной литературы, сольфеджио, хоть сейчас это у многих брезгливость вызовет.
Максим Митченков: Слушайте, у меня мурашки побежали – я вспомнил своё сольфеджио!
Виктор Зинчук: Особенно среди гитаристов, сейчас в интернете целые сообщества, которые говорят, что учиться не нужно. Как это не нужно? Даже опять есть такая хохма, что для того, чтобы заставить пианиста играть, не останавливаясь, нужно поставить перед ним ноты, для того, чтобы гитариста заставить остановиться, нужно поставить перед ним ноты. Потому что нот сейчас никто не знает, очень мало, табулатура, но это поверхностное изучение. Да, долог путь этот, но звук от этого и зависит – от музыкальной культуры, от того, как человек любит этот инструмент, что он умеет, и совсем это неоднозначно, десятилетиями, десятилетиями, но воздействие на публику необыкновенное, гитару любят, знают, её не хватает, я очень переживаю порой, что это не формат, что она редко звучит, но всё равно гитара – это необыкновенный инструмент, который становится всё более и более популярным в каждой стране.
ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВИКТОРА ЗИНЧУКА
Дарья Шулик: А вот, чтобы так виртуозно играть, помимо образования, нужно делать какие-то упражнения специальные для рук, разрабатывать?
Виктор Зинчук: Да, к сожалению, да, и утро начинается порой с целой зарядки, и с возрастом, это не секрет, что пальцы ещё быстрее не становятся, он поддерживаю форму. Во-первых, я играю в футбол.
Максим Митченков: В футбол вы ж играете, да.
Виктор Зинчук: Да, у нас только позавчера был замечательный матч, Виктор Онопко за нас играл, Прудников и другие ветераны, Юрий Гаврилов.
Максим Митченков: Легенды.
Виктор Зинчук: Да-да-да, и вот с ним быть на поле – это радость, это сродни самому динамичному концерту, то есть это драматично, ты не можешь халтурить, ты видишь, как отдаются эти люди, и ты точно так же. Этим самым я уже я выгодно отличаюсь от своих сверстников. Активное долголетие у нас же сейчас, а о пенсии я и не думаю, чего там думать. Но на самом деле есть целые комплексы различных гимнастик, упражнений, которые приходится делать с утра, чтобы просто пальцы двигались. Очень многие музыканты – Эрик Клэптон, мне ещё Жанна Агузарова рассказывала, что он делает ванночки с морской солью обязательно, с водорослями определёнными. Гимнастика есть, целые комплексы, и я тоже этим занимался и порой приходится даже подкалывать чего-нибудь себе туда, чтобы всё это оставалось в замечательной форме, потому что, если ты выходишь на сцену, то всё – нет никаких оправданий, ты вышел, должен отработать так, как никто.
Максим Митченков: Хотим вам пожелать оставаться всегда в хорошей форме, ждём новой музыки и спасибо вам, что пришли к нам сегодня в гости!
Дарья Шулик: Спасибо!
Виктор Зинчук: Спасибо вам! И играйте на гитаре, и слушайте гитару – это замечательный инструмент.