Виталий Егоров: Проблема «Бурана» была в том, что его технические возможности позволяли сделать то, что в СССР можно было решить без «Бурана»
https://otr-online.ru/programmy/kalendar/vitaliy-egorov-problema-burana-byla-v-tom-chto-ego-tehnicheskie-vozmozhnosti-pozvolyali-sdelat-to-chto-v-sssr-mozhno-bylo-reshit-bez-burana-54780.html
Виталий Егоров: Здравствуйте!
Иван Гостев: Виталий, здравствуйте! Спасибо большое, что к нам пришли.
Анастасия Бородина: Почему вообще для нашей страны было важно построить эту систему? Престиж или какие-то соображения безопасности в первую очередь?
Виталий Егоров: И то и другое. В начале 80-х американцы запустили такую, по сути, пиар-акцию проекта СОИ – стратегическая оборонная инициатива. Суть этой идеи была в том, чтобы создать техническую систему над США, способную практически на 100% защитить её от ядерного улара. Для этого требовалось выведение большого количества космических аппаратов: ударных, с ракетами, с лазерами, в общем, много всего, и «Шаттл» был очень важной частью этой программы. И самое главное, в отличие от всей программы, то, что «Шаттл» был реальным, а вся программа эта – СОИ – была на уровне таких ранних концептов и до реализации не дошло, просто технических возможностей реальных таких не было. И Советский Союз решил, что если американцы делают это, то и мы должны обеспечить паритет. То есть в данном случае паритет был и техническим, чтобы сделать и иметь те же самые возможности, и политическим в демонстрации того, что, а мы можем, мы не хуже.
Иван Гостев: Виталий, скажите, а почему «Буран» всё-таки всего лишь один раз слетал в космос, и это был его, в общем, последний опыт? Почему он взлетел снова? Может быть, как-то политическая обстановка повлияла на это?
Виталий Егоров: Проблема «Бурана» была в том, что его технические возможности в Советском Союзе можно было сделать и решить без «Бурана»: запустить 25 тонн – ракета «Протон», запустить людей в космос – ракета «Союз», корабль «Союз», грузы в космос – корабли грузовые «Прогресс».
Иван Гостев: Каково же тогда было его практическое значение?
Виталий Егоров: Практического значения, получается… он мог бы делать то же самое, но он получился очень дорогой, очень сложный, то есть для запуска нескольких человек в космос сверхтяжёлая ракета не нужна, на низкую околоземную орбиту можно взять несколько «Союзов» лёгких, точнее, они средние ракеты, но всё равно они намного легче, намного меньше требуют энергии, и Советский Союз тогда их десятками в год запускал, а «Энергию» получилось 2 раза – один раз с «Бураном», второй раз без. Единственное, что его уникальная возможность была – это какой-нибудь спутник снять с орбиты, то есть догнать его, погрузить в корабль и увезти в атмосферу. «Шаттлы» несколько раз так делали, но даже на их примере уже стало понятно, что это просто экономически невыгодно, то есть проще сделать ещё один спутник и запустить его, чем гонять такую махину только ради того, чтоб его свести с орбиты.
Анастасия Бородина: А где сейчас эта махина?
Виталий Егоров: В памяти, в музеях. Собственно, тот самый «Буран», который однажды слетал, разрушен. После полёта его поставили в монтажно-испытательный корпус, в 2002-м, по-моему, году там решили перекрыть крышу, потому что всё текло, рабочие неудачно сложили в одном месте рубероид, в одной точке упора, точнее, перекрытие подломилось и… в общем, вместе с рабочими… Вот всё, что с ним стало, вот там справа как раз тот самый «Буран», который летал в космос.
Анастасия Бородина: На фотографии это заметно.
Виталий Егоров: Потом всё это просто попили на металлолом и уехало в неизвестном направлении. Есть макеты, вот тоже они у вас на слайдах мелькают, в разной степени готовности, был один, вот здесь их два, вот смотрите: один из них – наверно, это макет, а вот второй в этом же монтажно-заправочном корпусе должен был полететь в космос, он был готов где-то на 90-95%, но его так уже и оставили после первого полёта второго уже не потребовалось.
Иван Гостев: Скажите, какие сейчас проекты, которые могут быть сравнимы по масштабу с проектом «Энергия» – «Буран»?
Виталий Егоров: В России таких нет, масштабы не те уже и страны, и экономики, и амбиций. В США сейчас разрабатывается в частном режиме проект «Starship». Это должен быть полностью многоразовый корабль, там должна быть многоразовая первая ступень и многоразовый ракетоплан. И по масштабам он сравним с «Шаттлом» или с «Бурном», даже с «Бураном», наверно, побольше. Это такая попытка сделать систему на будущее и для неё предлагают массу вариантов: и туристические полёты к Луне, и пассажирские полёты на Марс, и пассажирские перелёты между континентами. Но его такая возможность будет, только если он будет достаточно дёшев, то есть, если здесь один запуск по стоимости приравнивался к запуску 20 ракет, то в идее этого «Starship» – что его многоразовость обеспечит то, что он будет дешевле. Запуски ракеты, способной вывести больше 100 тонн, должны стать дешевле ракеты, которая может 8 тонн вывести. И если эта цель будет реально достигнута, не просто многоразовость ради многоразовости, а многоразовость ради экономии, если эта цель будет достигнута, это, конечно, будет впечатляющее событие в мировой космонавтике, которое серьёзно перепишет весь процесс освоения космоса.
Иван Гостев: Виталий, вот вы упомянули космический туризм. А насколько вообще это реально может через несколько лет воплотиться в жизнь? И через сколько, если вот так пофантазировать, представить, через сколько лет это будет доступно практически, как сейчас слетать на самолёте?
Виталий Егоров: На счёт того, что «когда это станет реальностью?», этого ждать уже не надо, это уже реальность: первый космически турист полетел в 2001 году на ракете и корабле Роскосмоса – Деннис Тито таким образом пока слетал.
Иван Гостев: Но это очень дорого тогда ж было, да?
Виталий Егоров: Тогда это было ещё дёшево – 20 миллионов долларов, его по скидке запустили. Сейчас ценник за такой же полёт – 50 миллионов.
Иван Гостев: А почему подорожал?
Виталий Егоров: Потому что спрос повысился, потому что тогда нужно было показать, что вот, ребята, это можно, как акция. Следующий уже за 25 полетел, потом 30, до 40, по-моему, у них дошло и сейчас ценник – 50.
Анастасия Бородина: А тенденции на спад не будет? Не начнём ли мы летать, как на самолётах, скоро в космос?
Виталий Егоров: Тенденция на спад есть в так называемых суборбитальных полётах. По сути, это такой просто вертикальный прыжок на высоту около 100 километров с возвращением обратно. И там ценник сейчас полмиллиона долларов.
Иван Гостев: Это по-божески ещё, да?
Виталий Егоров: Да, гораздо меньше, чем 50, но до стоимости, конечно, полёта на самолёте ещё далековато. Вот если «Starship» будет сделан в том виде и по тем ценам, которые предполагаются, тогда это будет, может быть, тысяч 20 долларов – перелёт, например, в какую-нибудь Канберру в Австралию и пока летел, посмотрел космос.
Иван Гостев: Виталий, мы уверены, что недостатка в космических туристов точно не будет. Спасибо вам большое за нашу беседу, спасибо, что пришли!
Анастасия Бородина: Спасибо!
Виталий Егоров: Пожалуйста.
Виталий Егоров: Проблема «Бурана» была в том, что его технические возможности позволяли сделать то, что в СССР можно было решить без «Бурана»