Максим Митченков: Владимир Иванович, рады вас видеть, поздравляем вас с днём рождения! Мария Карпова: С днём рождения! Владимир Хотиненко: Здравствуйте! Максим Митченков: И, наверно, со всеми новогодними праздниками, у вас же в такой период день рождения, когда все праздники подряд идут. Владимир Иванович, мы знаем, что вы много сил уделили в последнее время фильмам про Октябрьскую революцию и сериалу «Демон революции», и фильму «Ленин. Неизбежность». Вообще сложно вам эти проекты дались? Владимир Хотиненко: Такое не даётся просто, это само собой разумеется, потому что тема… вы знаете, я не скажу рискованная, а скользкая такая, потому что увы, вот скажу слово «увы», есть хорошее русское слово «увы» с восклицательным знаком. К сожалению, мы частично же были… это я на проекте «Ленин» понял это – как будто не было, а ведь это такой период в нашей истории, каких было… ну, в нашей истории много было периодов, я и про Смутное время снимал – это тоже будь здоров… Максим Митченков: Да. Владимир Хотиненко: Понимаете, это такой переломный период, когда даже поменялся генотип нации, лица поменялись даже, в общем, это такой был перелом: драматичный? Драматичный. Трагичный? Трагичный, но неизбежный, поэтому я и подзаголовок такой сделал к картине: «Ленин. Неизбежность», потому что начинают говорить: «А если бы это? А если бы то?» – нет, эта пьеса была написана, был выбран просто исполнитель. ФРАГМЕНТ Х/Ф «ЛЕНИН. НЕИЗБЕЖНОСТЬ» Владимир Хотиненко: Главное для меня было в этот период, когда поехал этот поезд. Максим Митченков: Да. Владимир Хотиненко: Черчилль ведь как про него сказал ядовито, что этот поезд привёз Ленина в Россию, как бациллу чумы. Но Черчилль ядовитый был, достаточно острый на язык человек… Максим Митченков: Да, острый. Владимир Хотиненко: Но я не думаю, что это так, я ведь и в партии не состоял, но для меня важно всё-таки, чтоб такие процессы не исчезали из нашей жизни, потому что хоть мы и не учимся ни на чём, но всё-таки глядишь, да кто-то лично урок извлечёт. Максим Митченков: Владимир Иванович, у вас главную роль играет Евгений Миронов – это не первое ваше сотрудничество, но мы хотим вспомнить другую картину, «Мусульманин», которой совсем недавно исполнилось 25 лет… Владимир Хотиненко: Да. Максим Митченков: И мы знаем, что эту картину же отправляли от нашей страны на «Оскар»? Владимир Хотиненко: Да, но мы же получили гран-при в Монреале, причём… помните бал такой замечательный, ну, как был, он есть, он популярный у нас был жутко – Микеле Пласидо? Мария Карпова: Конечно. Максим Митченков: Конечно, да. Владимир Хотиненко: Он очень рассчитывал на приз в Монреале, и я тоже очень хорошо к нему относился. Когда я пошёл получать приз, он обжёг меня взглядом. Мария Карпова: Пронзил практически. Владимир Хотиненко: Да, взгляд Микеле Пласидо. Мария Карпова: Да. Владимир Хотиненко: Но потом отправляли, да. ФРАГМЕНТ Х/Ф «МУСУЛЬМАНИН» Владимир Хотиненко: Вы знаете, когда он не пошёл, конечно, расстроились, но грамота нам пришла: участие в программе «Оскара» – всё это приятно. Однажды вечером был звонок, а у меня приятель в Америке в Лос-Анджелесе, звонок, он говорит: «Вот мы сидим тут выпиваем с Шерон Стоун, она хочет с тобой поговорить». Мария Карпова: Ничего себе! Владимир Хотиненко: У меня английский сносный вполне, она отчихвостила этот комитет оскаровский, понимая, что они не взяли в номинацию фильм «Мусульманин», так что для меня это был свой своеобразный приз, она ж тогда в топе была. Владимир Хотиненко: Почему вы её не пригласили в картину какую-нибудь свою? Или, может, пригласили? Владимир Хотиненко: Нет, роли не нашлось, что называется. Её и сейчас можно приглашать. Вы не видели случаем её встречу с папой Римским? Сейчас всё можно найти в интернете. Максим Митченков: Мы как-то пропустили. Мария Карпова: Нет-нет. Владимир Хотиненко: Встреча с папой Римским, но новым уже, он говорит: «Вы только ногу на ногу не перебрасывайте». Мария Карпова: Да-да-да. Максим Митченков: Владимир Иванович, всё-таки, наверно, ну, мне так кажется, что ваша главная визитная карточка – это фильм «72 метра», и мы тут узнали с удивлением, что вы благодаря этому фильму познакомились с легендарным Эннио Морриконе, правда? Владимир Хотиненко: Да-да-да, это безусловно. Максим Митченков: А как это было? Мария Карпова: Как это произошло? Как знакомство произошло, Владимир Иванович? Владимир Хотиненко: Произошло судьбоносно, потому что я очень ценю музыку в кино, люблю вообще музыку, считаю музыку высочайшим из всех искусств, и странным образом… у меня иногда даже иногда идея фильма начиналась с темы музыкальной какой-то, а здесь странным образом нет идеи музыки и всё, хоть застрелись, я уже снял картину, уже смонтировал минут 45 и надо показывать продюсерам, думаю: «Надо подложить какую-то музыку всё равно, ну, так референсную какую-то», – и я по полкам пошарился, и мне попался просто диск, там море этих дисков у меня и какой-то презентационный диск с фильмом «Малена», который я ещё не видел. Эннио Морриконе, думаю: «Ну что, у Эннио Морриконе плохой музыки не будет». Я, значит, включаю изображение на телевизоре и параллельно ставлю так приблизительно первую, ещё не слышал ничего, музыкальную тему и понимаю к своему ужасу, что это музыка для моего кино. Максим Митченков: Вот оно, да. Владимир Хотиненко: Действительно, там запах моря, в фильме «Малена», в этой теме – просто запах моря. Продюсерам показываю, они говорят: «А музыка чья?». «Да чья-чья – Эннио Морриконе». И ничего, я тогда узнал, что у него уже тогда где-то 400 фильмов было, в которых он так или иначе принимал участие. А потом проходит время и говорят: «Владимир Иванович, напишите письмо Эннио Морриконе». И мы с моей женой Танечкой написали самое короткое письмо в нашей жизни, понятно, что ему расписывать? Мы написали так, про подводников – мы тему написали: «В вашей музыке есть красота и надежда, а это именно то, что нужно для моего фильма и для моей страны». Самое значительное, он эти слова потом вспомнил, когда мы уже записали музыку, и он пригласил нас в клуб на обед, и он вспомнил эти слова, но главное оказалось, в общем, вот что: их с его женой Марией, замечательной женщиной, потрясла история «Курска», хоть у нас, конечно, другая история и лодка дизельная, но, в общем, Эннио писал даже не для меня, а он для вот этих ребят погибших писал. ФРАГМЕНТ Х/Ф «72 МЕТРА» Максим Митченков: Сильная картина получилась у вас, спасибо вам, ждём ваших новых проектов! Мария Карпова: Ни пуха ни пера обычно желают… Максим Митченков: Ты сейчас хочешь, чтобы нас к чёрту послали? Спасибо. Мария Карпова: Ну, что ж поделаешь. Максим Митченков: Ещё раз с днём рождения вас! Мария Карпова: С днём рождения! Владимир Хотиненко: Счастливо! Максим Митченков: Спасибо!