Максим Митченков: Ты только посмотри, какая выразительная афиша! Мария Карпова: Ну, какая афиша?! Это же знаменитый портрет балерины Анны Павловой, его написал Валентин Серов… Максим Митченков: Как афишу балета «Сильфиды», где главную партию исполняла Анна Павлова, и 110 лет назад, в 1909, плакатом с ее изящным силуэтом был обклеен весь Париж. Мария Карпова: Получается, что это всего лишь реклама? Ничего себе! И как отреагировали на нее парижане? Максим Митченков: Ну, как? Толпами ринулись на первые «Русские сезоны» Дягилева – хотели собственными глазами увидеть, как живет балерина с рекламного плаката на сцене театра Шатле. Мария Карпова: Именно эту цель – оживить уличные анонсы спектаклей и поставили перед собой создатели выставки «Ожившие плакаты» из коллекции Театрального музея имени Бахрушина, которая проходит сейчас в городе Данилов Ярославской области. Максим Митченков: О тонкостях работы с таким сиюминутным и недолговечным материалом, как плакат, узнаем от нашей гостьи – заведующей отделом афиш и программ бахрушинского музея Екатерины Мазаевой. Мария Карпова: Екатерина, рады Вас видеть! Максим Митченков: Здравствуйте! Екатерина Мазаева: Здравствуйте! Мария Карпова: Выставка «Ожившие плакаты» в Данилове пройдет до 2 октября, насколько мы понимаем, да? Екатерина Мазаева: Да. Мария Карпова: А почему такое название: «Ожившие плакаты», где они оживают? Екатерина Мазаева: Они оживляют в нашей памяти представления о тех спектаклях, к которым они были подготовлены, поскольку плакат или афиша являются визитной карточкой спектакля, они привлекают зрителя на улице или, если мы говорим про настоящее время, в интернете, видим баннер – зритель приходит… Мария Карпова: Сегодня тоже есть афиши на улице… Екатерина Мазаева: Да-да-да. Максим Митченков: Подождите, в интернете они и правда ожившие: они всплывают, и ты не можешь от них избавиться, а эти именно оживляют воспоминания, такая история, да? Екатерина Мазаева: Оживляются воспоминания, да, то есть в нашей истории был именно такой подход, поскольку для нас, хранителей афиш, это очень интересный исторический источник, благодаря которому мы можем восстанавливать репертуары театров, участников спектаклей – для нас они отчасти говорящие. Максим Митченков: Давайте на конкретных примерах, вот у нас некоторые афиши здесь представлены: какие Вы бы выделили, какие самые значимые?.. Мария Карпова: Самые ценные, какие самые ценные афиши? Екатерина Мазаева: Ну, так очень сложно сказать, поскольку они все очень разные, здесь на выставке у нас представлена как бы ретроспектива с конца XIX века по настоящий момент… Максим Митченков: Вот, например, одна из самых старых афиш, вот в углу, «Гейша», да? Екатерина Мазаева: Да, представлена «Гейша» Театра Шелапутина – это московский театр, он располагается на Театральной площади, нынешний РАМТ, он, собственно говоря, играли в основном оперетты и на этой афише, к сожалению, не видно, мелким текстом – там довольно интересные детали спектакля, собственно говоря, расписаны, то есть помимо… Максим Митченков: Там, наверно, весь спектакль, весь сюжет, все действующие лица… Мария Карпова: Можно не идти на спектакль. Екатерина Мазаева: Не настолько, но интересные и занимательны детали, которые могли бы привлечь зрителей. Мария Карпова: Это конец XIX века, если я не ошибаюсь, да? Екатерина Мазаева: Да, то есть помимо художественной составляющей есть некоторое занимательные детали, которыми привлекали. Мария Карпова: Да, а вообще XIX век, насколько я слышала, был такой афишный бум, да? Афиши даже воровали с улиц в частные коллекции. Екатерина Мазаева: Это, в первую очередь, идет разговор о Франции, где во второй половине XIX века, собственно говоря, и появляется первые… Максим Митченков: То есть у Вас нет ворованных афиш, да? Екатерина Мазаева: Насколько мы знаем, у нас нет ворованных афиш. Театры в борьбе за зрителей печатают большое количество художественных афиш, их размещают на улицах и нужно понимать, что в принципе искусство широким массам не было тогда так общедоступно, а здесь художники, которые впоследствии становятся известными художниками, создают красивые красочные картинки, таким образом превращая улицы, в первую очередь, французских городов в своеобразную галерею. Мария Карпова: Например, Тулуз-Лотрек, да? Екатерина Мазаева: Да, например, Тулуз-Лотрек. Максим Митченков: Он же прославился как раз, когда афиши рисовал для «Мулен Руж», да? Екатерина Мазаева: Да. Мария Карпова: А в нашей истории есть какие-то такие художники, Тулуз-Лотрек? Екатерина Мазаева: Наверно, самой известной нашей афишей ранней будет афиша Валентина Серова к «Русским сезонам» с Анной Павловой, которая стала символом «Русских сезонов», пожалуй, если говорить об этом жанре, то это, наверно, самая известная из ранних работ. Максим Митченков: Да, но мы чуть-чуть рассказали об этом нашим телезрителям уже в самом начале. Афиши же сильно менялись: если раньше они были очень красочные, как Вы говорите, было много текста, то вот я смотрю афиша, например, за Вами, 71-й год – там просто «Гамлет» написано крупными буквами, там практически больше ничего и нет... Екатерина Мазаева: Да. Максим Митченков: Какой-то минимализм появился в афишах? Екатерина Мазаева: На самом деле, это был отчасти подход некоторых театров, потому что императорские театры, дореволюционные, они тоже не печатали художественные, они были сами по себе брендом, и зрители и так к ним приходили, потому в принципе завлекать их не было необходимости. Театр на Таганке тоже был тоже очень популярен и известен и в принципе их логотипа было достаточно для того, чтобы люди понимали, что это их спектакль и туда нужно прийти, но исключением здесь как раз, Театра на Таганке, представляется афиша «Доброго человека из Сезуана», собственно говоря… Мария Карпова: Да-да-да. Екатерина Мазаева: Спектакля, с которого начинается Театр на Таганке и это как раз некоторое исключение, потому что большинство афиш, которые создавались к спектаклям Любимого, они как раз шрифтовые. Мария Карпова: Черно-белые… А новые экспонаты Вы где-то приобретаете, Вам их дарят коллекционеры, как Вы их получаете? Екатерина Мазаева: Мы пополняем наши фонды постоянно, несколько тысяч предметов в год поступает к нам в отдел, наш отдел, на самом деле, очень большой, у нас больше 600000 тысяч предметов хранится… Мария Карпова: Где Вы их там храните? Екатерина Мазаева: У нас довольно большое здание, но, действительно, хранение занимает много места и у нас хранятся афиши с середины XVII века до настоящего момента, и мы постоянно пополняем несколькими путями: к нам приносят, собственно говоря, как и авторы плакатов… Максим Митченков: Сам нарисовал, сам принес в музей – всё логично. Екатерина Мазаева: Да. Мария Карпова: Так современно. Екатерина Мазаева: На самом деле, просим, потому что они обычно стесняются, вот как раз на встрече с плакатистами я говорила: «Пожалуйста, приносите и дарите нам!». Максим Митченков: Приносите… Екатерина Мазаева: Да, поскольку, наверно, как-то кажется: «Зачем кому-то…». Максим Митченков: Хорошо, еще какими путями попадают к Вам плакаты? Екатерина Мазаева: Помимо этого, мы налаживаем отношения с театрами у нас есть отдел комплектования, который занимается взаимодействием с театрами и, соответственно, пополнением наших фондов. Максим Митченков: Мы тогда ждем, чтобы эта экспозиция поехала всё-таки по городам, чтобы она приехала и в Москву… Мария Карпова: Да, вернулась. Максим Митченков: И зрители по всей стране ее посмотрели, ну, по крайней мере, те города, где это возможно. Мы приглашаем всех на выставку, она правда заинтересовала и нас, я уверен, и наших телезрителей, Вам огромное спасибо, что заглянули к нам в гости! Екатерина Мазаева: Спасибо!