Выставки «Ожившие плакаты» музея Бахрушина проходит в Ярославской области

Выставки «Ожившие плакаты» музея Бахрушина проходит в Ярославской области
23 октября: День рекламщика, первая пластическая операция современности, 105 лет Щукинскому училищу
Евгений Князев: Всем нашим выпускникам я пожелал бы прославлять так же имя Вахтангова, как мы это делали все 105 лет
Борис Сандуленко, советский Робертино Лоретти, - о дружбе с итальянским Робертино и ранней славе
22 октября: День вомбата. Вспоминаем Спартака Мишулина, Льва Яшина и «Мушкетёров»
21 октября: открытие Магелланова пролива, создание премии «ТЭФИ» и день рождения Никиты Михалкова
Шоу-группе «Доктор Ватсон» - 30 лет!
18 октября: Открыт музей-панорама Бородинской битвы. Русская Америка официально передана Соединенным штатам
Победители фестиваля «КРОК» - о современной мультипликации
17 октября: основание Петропавловска-Камчатского и включение Кёнигсберга в состав СССР, первый фестиваль анимационного кино «Крок» и день рождения Таркана
День рождения Дмитрия Хворостовского. Первый эфир радиостанции «Юность». Основание студии «Уолт Дисней»
Гости
Екатерина Мазаева
заведующая отделом афиш и программ Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина А.А.

Максим Митченков: Ты только посмотри, какая выразительная афиша!

Мария Карпова: Ну, какая афиша?! Это же знаменитый портрет балерины Анны Павловой, его написал Валентин Серов…

Максим Митченков: Как афишу балета «Сильфиды», где главную партию исполняла Анна Павлова, и 110 лет назад, в 1909, плакатом с ее изящным силуэтом был обклеен весь Париж.

Мария Карпова: Получается, что это всего лишь реклама? Ничего себе! И как отреагировали на нее парижане?

Максим Митченков: Ну, как? Толпами ринулись на первые «Русские сезоны» Дягилева – хотели собственными глазами увидеть, как живет балерина с рекламного плаката на сцене театра Шатле.

Мария Карпова: Именно эту цель – оживить уличные анонсы спектаклей и поставили перед собой создатели выставки «Ожившие плакаты» из коллекции Театрального музея имени Бахрушина, которая проходит сейчас в городе Данилов Ярославской области.

Максим Митченков: О тонкостях работы с таким сиюминутным и недолговечным материалом, как плакат, узнаем от нашей гостьи – заведующей отделом афиш и программ бахрушинского музея Екатерины Мазаевой.

Мария Карпова: Екатерина, рады Вас видеть!

Максим Митченков: Здравствуйте!

Екатерина Мазаева: Здравствуйте!

Мария Карпова: Выставка «Ожившие плакаты» в Данилове пройдет до 2 октября, насколько мы понимаем, да?

Екатерина Мазаева: Да.

Мария Карпова: А почему такое название: «Ожившие плакаты», где они оживают?

Екатерина Мазаева: Они оживляют в нашей памяти представления о тех спектаклях, к которым они были подготовлены, поскольку плакат или афиша являются визитной карточкой спектакля, они привлекают зрителя на улице или, если мы говорим про настоящее время, в интернете, видим баннер – зритель приходит…

Мария Карпова: Сегодня тоже есть афиши на улице…

Екатерина Мазаева: Да-да-да.

Максим Митченков: Подождите, в интернете они и правда ожившие: они всплывают, и ты не можешь от них избавиться, а эти именно оживляют воспоминания, такая история, да?

Екатерина Мазаева: Оживляются воспоминания, да, то есть в нашей истории был именно такой подход, поскольку для нас, хранителей афиш, это очень интересный исторический источник, благодаря которому мы можем восстанавливать репертуары театров, участников спектаклей – для нас они отчасти говорящие.

Максим Митченков: Давайте на конкретных примерах, вот у нас некоторые афиши здесь представлены: какие Вы бы выделили, какие самые значимые?..

Мария Карпова: Самые ценные, какие самые ценные афиши?

Екатерина Мазаева: Ну, так очень сложно сказать, поскольку они все очень разные, здесь на выставке у нас представлена как бы ретроспектива с конца XIX века по настоящий момент…

Максим Митченков: Вот, например, одна из самых старых афиш, вот в углу, «Гейша», да?

Екатерина Мазаева: Да, представлена «Гейша» Театра Шелапутина – это московский театр, он располагается на Театральной площади, нынешний РАМТ, он, собственно говоря, играли в основном оперетты и на этой афише, к сожалению, не видно, мелким текстом – там довольно интересные детали спектакля, собственно говоря, расписаны, то есть помимо…

Максим Митченков: Там, наверно, весь спектакль, весь сюжет, все действующие лица…

Мария Карпова: Можно не идти на спектакль.

Екатерина Мазаева: Не настолько, но интересные и занимательны детали, которые могли бы привлечь зрителей.

Мария Карпова: Это конец XIX века, если я не ошибаюсь, да?

Екатерина Мазаева: Да, то есть помимо художественной составляющей есть некоторое занимательные детали, которыми привлекали.

Мария Карпова: Да, а вообще XIX век, насколько я слышала, был такой афишный бум, да? Афиши даже воровали с улиц в частные коллекции.

Екатерина Мазаева: Это, в первую очередь, идет разговор о Франции, где во второй половине XIX века, собственно говоря, и появляется первые…

Максим Митченков: То есть у Вас нет ворованных афиш, да?

Екатерина Мазаева: Насколько мы знаем, у нас нет ворованных афиш. Театры в борьбе за зрителей печатают большое количество художественных афиш, их размещают на улицах и нужно понимать, что в принципе искусство широким массам не было тогда так общедоступно, а здесь художники, которые впоследствии становятся известными художниками, создают красивые красочные картинки, таким образом превращая улицы, в первую очередь, французских городов в своеобразную галерею.

Мария Карпова: Например, Тулуз-Лотрек, да?

Екатерина Мазаева: Да, например, Тулуз-Лотрек.

Максим Митченков: Он же прославился как раз, когда афиши рисовал для «Мулен Руж», да?

Екатерина Мазаева: Да.

Мария Карпова: А в нашей истории есть какие-то такие художники, Тулуз-Лотрек?

Екатерина Мазаева: Наверно, самой известной нашей афишей ранней будет афиша Валентина Серова к «Русским сезонам» с Анной Павловой, которая стала символом «Русских сезонов», пожалуй, если говорить об этом жанре, то это, наверно, самая известная из ранних работ.

Максим Митченков: Да, но мы чуть-чуть рассказали об этом нашим телезрителям уже в самом начале. Афиши же сильно менялись: если раньше они были очень красочные, как Вы говорите, было много текста, то вот я смотрю афиша, например, за Вами, 71-й год – там просто «Гамлет» написано крупными буквами, там практически больше ничего и нет...

Екатерина Мазаева: Да.

Максим Митченков: Какой-то минимализм появился в афишах?

Екатерина Мазаева: На самом деле, это был отчасти подход некоторых театров, потому что императорские театры, дореволюционные, они тоже не печатали художественные, они были сами по себе брендом, и зрители и так к ним приходили, потому в принципе завлекать их не было необходимости. Театр на Таганке тоже был тоже очень популярен и известен и в принципе их логотипа было достаточно для того, чтобы люди понимали, что это их спектакль и туда нужно прийти, но исключением здесь как раз, Театра на Таганке, представляется афиша «Доброго человека из Сезуана», собственно говоря…

Мария Карпова: Да-да-да.

Екатерина Мазаева: Спектакля, с которого начинается Театр на Таганке и это как раз некоторое исключение, потому что большинство афиш, которые создавались к спектаклям Любимого, они как раз шрифтовые.

Мария Карпова: Черно-белые… А новые экспонаты Вы где-то приобретаете, Вам их дарят коллекционеры, как Вы их получаете?

Екатерина Мазаева: Мы пополняем наши фонды постоянно, несколько тысяч предметов в год поступает к нам в отдел, наш отдел, на самом деле, очень большой, у нас больше 600000 тысяч предметов хранится…

Мария Карпова: Где Вы их там храните?

Екатерина Мазаева: У нас довольно большое здание, но, действительно, хранение занимает много места и у нас хранятся афиши с середины XVII века до настоящего момента, и мы постоянно пополняем несколькими путями: к нам приносят, собственно говоря, как и авторы плакатов…

Максим Митченков: Сам нарисовал, сам принес в музей – всё логично.

Екатерина Мазаева: Да.

Мария Карпова: Так современно.

Екатерина Мазаева: На самом деле, просим, потому что они обычно стесняются, вот как раз на встрече с плакатистами я говорила: «Пожалуйста, приносите и дарите нам!».

Максим Митченков: Приносите…

Екатерина Мазаева: Да, поскольку, наверно, как-то кажется: «Зачем кому-то…».

Максим Митченков: Хорошо, еще какими путями попадают к Вам плакаты?

Екатерина Мазаева: Помимо этого, мы налаживаем отношения с театрами у нас есть отдел комплектования, который занимается взаимодействием с театрами и, соответственно, пополнением наших фондов.

Максим Митченков: Мы тогда ждем, чтобы эта экспозиция поехала всё-таки по городам, чтобы она приехала и в Москву…

Мария Карпова: Да, вернулась.

Максим Митченков: И зрители по всей стране ее посмотрели, ну, по крайней мере, те города, где это возможно. Мы приглашаем всех на выставку, она правда заинтересовала и нас, я уверен, и наших телезрителей, Вам огромное спасибо, что заглянули к нам в гости!

Екатерина Мазаева: Спасибо!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски