Максим Митченков: Юрий Вячеславович, здравствуйте, поздравляем с днём рождения Вас, рады Вас видеть! Мария Карпова: Рады видеть! Юрий Грымов: Здравствуйте, спасибо большое, что так рано и так приятно! Максим Митченков: Мы у многих гостей наших спрашиваем: как проходила самоизоляция? У всех по-разному: кто-то творил, кто-то, наоборот, скучал, но у Вас, мы знаем, изменился сам ритм жизни, и из-за этого были какие-то неудобства, да? Или как вообще Вы к этой самоизоляции отнеслись? Юрий Грымов: Конечно, это прежде всего изменение ритма жизни: трудно, практически невозможно репетировать было в театре «Модерн», мы собирались только в zoom, как сейчас мы с вами, обсуждали новые пьесы на новый сезон уже после карантина, а так читаем, смотрим кино. Конечно, всё это преувеличивают: «Вот сейчас пауза, карантин, и люди будут заниматься спортом дома или читать книжки или смотреть фильмы», – получается, что все после карантина будут начитанными, накаченными киноманами. Максим Митченков: Худыми, да. Юрий Грымов: Это глупость, потому что кто читал – тот читает, кто занимался спортом – тот спортом и занимается. Мария Карпова: А кто ходил в театры, будут продолжать ходить в театры или всё-таки останутся у экранов компьютеров с ногами на диване с поп-корном? Юрий Грымов: Это коснётся кино, я думаю, что кино после карантина не особо вернётся, потому что оно давно уже заходило на территорию интернета… Максим Митченков: Да. Юрий Грымов: Это платформа, где идут сериалы, и кино стагнирует, оно ушло из категории «искусство», пришло в категорию «проект». Театр – нет, театр никуда, мир разрушится – на обломках появится первый артист, который будет читать стихи, потом себе приклеит красный нос – будет всех веселить, потом появится… опять же вспомним Шекспира и так далее, поэтому театр останется, в этом-то и есть, на самом деле, гений театра. Мне кажется, XXI век – это век перфомансов и театров, XX век – это век кино, я там отметился, а в XXI веке… объясняю, почему сегодня театр – вроде бы такой архаичный и он сегодня актуален? Потому что нельзя тиражировать. Посмотрите, буквально совсем недавно вы покупали компакт-диск, CD, за 20 долларов, потом вы стали покупать его же за 2 доллара, а теперь вы за 25 долларов покупаете миллион треков. Максим Митченков: Да. Юрий Грымов: Вы покупаете миллион треков – вот это называется крушение, крушение авторства, крушение или ценностей уход, замена на другие ценности, а театр – это жива субстанция, это живые эмоции, причём они не только на сцене живые, живые эмоции и в зале, зритель, поэтому я же вижу, что происходит у нас на спектакле «Война и мир», на спектакле «Nirvana» в театре «Модерн» – это же такой адреналин для актёров, для зрителей, для всех. ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «NIRVANA» Максим Митченков: А что там происходит? Мы знаем, что «Война и мир», например, с большим успехом идёт в театре «Модерн», ну, шла до всех этих карантинных мероприятий, как вообще зритель реагирует, потому что спектакль идёт 4 часа, насколько я знаю? Мария Карпова: И на сцене чуть ли не вся труппа театра. Юрий Грымов: Да, на сцене больше 70 человек, с нами участвуют ещё в постановке – вживую поёт хор имени Свешникова. Мурашки по коже, я же видел, как реагируют люди и это сложный спектакль, но и произведение Льва Николаевича Толстого, я к этому шёл 4 года, к этой постановке, и м сшили 423 костюма. Максим Митченков: Да. Юрий Грымов: 423 костюма! Мария Карпова: Как это возможно? Юрий Грымов: Это возможно, это театр, это всё вживую. Вы знаете, я всегда в театре присутствую на спектакле, так в уголочке стою и иногда слышу, что говорят зрители. Вот буквально последние спектакли были, сидели две женщины в уголочке с краю, я там стоял, начался спектакль, а у нас спектакль «Война и мир» начинается с литургии, всё по-настоящему: утро и так далее. И вдруг одна женщина говорит: «Слушай, а меня что-то мурашки по коже». ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ВОЙНА И МИР» Юрий Грымов: Я горжусь тем, что в театре «Модерн» 85, наверно, практически 90% спектаклей идут с аншлагом. Мария Карпова: 4 года Вы руководите театром, да? Юрий Грымов: 3. Мария Карпова: А это больше художественная работа или нужно быть ещё и хозяйственником при этом? Юрий Грымов: Прежде всего – это, конечно, работа художественная. Всё-таки самое главное в театре – это сам спектакль, люди приходя ради этого, но для меня, учитывая, что написано «художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов», конечно, для меня важен буфет, у нас играет живая музыка, у нас лучший буфет, с точки зрения алкоголя, бутербродов, это уникальные вещи, это правда очень вкусно. Максим Митченков: Как совместить работу хозяйственника и художественного руководителя – творца? В частности, на спектакле «Война и мир» не было жалко времени и денег на такое масштабное действительно творение, хотя зал небольшой – там 400 мест, по-моему, всего у Вас? Юрий Грымов: Да, 353 места. Нет, не жалко, понимаете, в чём дело? Совсем уже давно, когда я начинал только в кино и снял дебют – «Му-Му», потом уже был «Казус Кукоцкого», «Чужие», «Коллекционер» с Петренко, мне Максакова и уже потом Петренко покойный говорил: «Юра, искусству надо служить». Я 20 лет назад не понимал, что это за слова, что это за большие слова: «служить», но в театре я уже увидел этих людей, я увидел людей, которые служат искусству, я увидел зрителей, которые не просто, как говорят, фанаты, нет, они – поклонники, понимаете? Это как есть слово «патриотизм» – это одно слово, а есть другое словосочетание: «я люблю Родину» – разница есть, да? Максим Митченков: Да. Мария Карпова: Да. Юрий Грымов: То есть «я люблю Родину» и «патриотизм», поэтому есть поклонники – люди, которые посмотрели наш весь небольшой репертуар в театре «Модерн» – это счастье видеть эти эмоции, детские спектакли, которые идут у нас в театре – это правда замечательно, это правда замечательно, что театр становится сегодня площадкой №1 с точки зрения актуальности, понимаете? Там нет цензуры, в театре нет цензуры вообще. ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ВОЙНА И МИР» Максим Митченков: А ещё мы знаем, что Ваш театр, по-моему, один из немногих, который не урезал зарплаты сейчас во время всей этой эпидемии, пандемии, актёрам, так ли это? Юрий Грымов: Да, абсолютно, пока эта пауза, актёры у нас получают такую же зарплату, но это связано не с бюджетом театра, это связано с тем, что те доходы, которые у нас были от зрителей, то есть внебюджетные средства, то есть от билетов, они позволяли нам скопить какую-то определённую финансовую подушку, и мы актёров поддерживаем, по моим подсчётам, что если даже всё это продлится до Нового года, мы можем выплачивать адекватную зарплату актёрам и служащим театра. Мы начинаем потихонечку сейчас входить, начинаем только репетировать 2 новых спектакля, плюс мы подготовили к 9 мая, сами понимаете, что было, невозможно было играть, мы подготовили спектакль к 75-летию Победы, который называется «Человек с глазами Моцарта», и мы его выпустим сразу после выхода из карантина, но пока чисел продаж нет, поэтому репетировать, не зная, когда будут продажи билетов, это странно, неправильно, нерентабельно. Максим Митченков: Конечно. Юрий Грымов: А выпускать, и репетировать, и разбирать новую пьесу – да, мы это делаем. Максим Митченков: Одна из таких пьес – это «Женитьба» по Гоголю, по-моему, да? Юрий Грымов: Да, это «Женитьба», там всё сложнее и интересней, потому что… есть такая фраза: «смешивать, но не взбалтывать», поэтому я решил соединить Гоголя «Женитьбу» с Островским «Женитьбу Бальзаминова» и со «Свадьбой» Чехова. Максим Митченков: И с Лолитой Милявской, да? Юрий Грымов: Да-да, и немножко вспомним ещё «Женитьбу Фигаро», то есть это такой как бы микс на тему свадьбы, пикантных ситуаций. Главную роль мы планируем, что будет играть Лолита Милявская, она же невеста. Мария Карпова: Конечно. Юрий Грымов: Вы же не будете спорить, что Лолита Милявская невеста? Мария Карпова: Нет, не будем. Юрий Грымов: Она – невеста. Максим Митченков: Вечная невеста, Вы имеете ввиду? Юрий Грымов: Да-да-да, настоящая, красивая, с характером, она будет играть роль Агафьи Тихоновны. Мария Карпова: Вот у меня немного не складывается: у театра название «Модерн», а в репертуаре мы видим очень много названий классических произведений… Юрий Грымов: На самом деле, не так много, то, чем гордится театр «Модерн» – у нас идут спектакли те, которые не идут ни у кого: 99% спектаклей нет ни в одном театре России точно. Да, «Женитьба» туда, но мы опять-таки подводим к своему углу зрения – в этом-то и есть гений театра. Островский говорил, что пьесы прочитать можно и дома, а в театр люди приходят смотреть спектакль. То есть это угол зрения, угол прочтения и так далее, а также у нас идут спектакли те, которые нигде не идут: у нас посвящено Ольге и Михаилу Чеховым с прекрасной Ольгой Каменковой «Ничего, что я Чехов?», идёт тот же Шекспир, «Юлий Цезарь» – ни у кого он не идёт в мире, «Юлий Цезарь», Шекспир, нигде не идёт, один был показ в Англии, а так он был запрещён ещё в царской России, а потом в СССР, Шекспир, именно «Юлий Цезарь», потому что это же про выборы. ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ» Максим Митченков: Юрий, Вы говорите, что кино снимают для слабо развитых людей, по-моему, да? Юрий Грымов: Да, это факт, это медицинский факт. Мария Карпова: Тогда Вы для кого снимаете своё кино? Юрий Грымов: Знаете, я это уже давно не делаю, у меня последняя картина была «Анна Каренина. Интимный дневник», который идёт в театре «Модерн» в новом зале, но я снимаю кино для узкого зрителя, для маленького количества зрителей, то есть это, скажем так, бутик. «Три сестры», которые вышли с прекрасными актёрами, тогда я трём сёстрам изменил возраст: у Чехова девушкам было по 25, а я сделал 65, понимаете? Не меняя текста, это звучит щемяще, потому что все люди хотят любви, люди мечтают о любви, хотят быть востребованными – это грандиозное кино, я очень горжусь «Тремя сёстрами», который можно сегодня даже бесплатно посмотреть на «Ютьюбе». Максим Митченков: Юрий, тогда мы хотим пожелать процветания театру, чтобы поскорей это всё закончилось! Юрий Грымов: Спасибо! Максим Митченков: Вас ещё раз поздравить с днём рождения, были рады Вас видеть! Мария Карпова: С днём рождения! Юрий Грымов: Спасибо!