Завершился проект #читаемтургенева. Его организаторы и участники рассказывают про «Асю» и про новый музей Тургенева

Гости
Михаил Визель
шеф-редактор портала «ГодЛитературы.РФ», обозреватель «Российской газеты», переводчик
Григорий Служитель
актёр, музыкант, писатель
Анна Хрусталева
сотрудник Государственного музея А. С. Пушкина

Максим Митченков: Очень рады вас видеть в нашей студии. 200 лет в этом году отмечается со дня рождения Тургенева. Сайт «Год литературы», музей Пушкина, «Российская газета» уже проводят ряд мероприятий. Ну, вот мы знаем, что сейчас прошла акция «Читаем Тургенева». Читали «Асю», да? Михаил, расскажите, как все проходило.

Михаил Визель: Мы в «Российской газете» в позапрошлом году читали «Евгения Онегина»

Максим Митченков: Мы тоже читали.

Мария Карпова: Да, мы там тоже приняли участие.

Михаил Визель: Вы тоже читали? Ну, вот видите, вы все знаете. А в этом году 200-летие Ивана Сергеевича Тургенева. Мы собрались, ну, надо как-то отметить, вот решили, а давайте прочитаем Тургенева. А что именно Тургенева? Стали выбирать что именно, там, «Отцы и дети», «Вешние воды», сошлись на «Асе»

Максим Митченков: А почему не…

Мария Карпова: А почему не «Му-Му»?

Максим Митченков: Да.

Мария Карпова: Первое, что приходит в голову, конечно, это Тургенев, «Му-Му».

Михаил Визель: Ну, во-первых, я бы не сказал, что это первое, что приходит в голову. Все-таки Тургенев, он, слава богу, разнообразен и много чего написал.

Максим Митченков: Почему «Ася»?

Михаил Визель: «Ася», потому, что про любовь. Первая любовь. Понимаете, собачек не все топили, а первая любовь была у всех. И это у каждого так сказать, какой-то живой отклик вызывает. А это же для не, для непрофессионального чтения, это же главное, да, чтобы был какой-то отзыв в душе. Актер может сыграть все, что угодно. Хоть немого Герасима, хоть старую барыню. А чтец обыкновенный, из народа, что называется, а таких у нас большинство, он должен какую-то иметь эмоциональную связь, поэтому «Ася».

Максим Митченков: Ну, давайте мы немного объясним вот саму технологию. Мы сами представляем это, потому, что принимали участие в чтении «Евгения Онегина». Вот как это? Люди записывают некоторые фрагменты, из книги «Ася» и отсылают уже вам?

Михаил Визель: Да, совершенно верно.

Максим Митченков: Анна, как отбирали? Расскажи, какие критерии были? Просто грамотно прочитать и вертикально все снять, и все? Горизонтально, да.

Анна Хрусталева: Ну, вы знаете, не без этого, не без этого. Это вы, как профессионалы телевизионщики понимаете, что это тоже очень важно. Ну, конечно, смотрели на то, чтобы это были очень разные лица, очень разные, нам очень важно было показать географию. Потому, что в итоге вот из этих, если мы говорим о «народных» кусках, мы их так между собой называли, «народные» куски, «народные» куски пришли к нам от Японии до Франции. В частности, например, у нас читали фрагменты из «Аси» у нас читали Пушкинские учителя, победители Пушкинского конкурса, который коллеги из «Российской газеты» проводят, и они специально поехали вот в эти Тургеневские места, в Буживаль. И на фоне вот этого дома записывали фрагмент. Так что, если вы заглянете в книгу, и просмотрите ее всю, то вы увидите, как сегодня выглядит вот Тургеневская дача в Буживале.

Михаил Визель: Да.

Максим Митченков: Здорово!

Мария Карпова: Григорий, вы сами выбирали фрагмент, который будете читать?

Григорий Служитель: Нет.

Мария Карпова: Так.

Григорий Служитель: И в этом был, ну, мне даже понравилось, что не сам, потому, что, в общем-то, когда есть такое, лотерея определенная, есть такое распределение, от которого ты не зависишь. И я, как актер, знаю, что это такое, распределение. Тебе дают фрагмент, и ты должен, быстро довольно, подготовиться, и мне тоже было интересно, что и как.

Мария Карпова: У нас есть книга.

Максим Митченков: Вы можете любой, да открыть фрагмент, прочитать нам, как вы это видите?

Григорий Служитель: Давайте с самого начала я прочитаю, да? Когда устанете, скажите «стоп»! «Ася».

Максим Митченков: Все! Спасибо!

Михаил Визель: Как прочел «Ася»!

Григорий Служитель: «Мне было тогда лет 25, - начал Н.Н. – дела давно минувших дней, как видите. Я тогда только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы окончить мое воспитание, как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий».

Максим Митченков: Прекрасно.

Мария Карпова: Да. А где потом это все можно будет увидеть?

Анна Хрусталева: Это уже сейчас все можно увидеть. Все это выложено на портале «Год литературы», 22 главы выложено, включайте любую, с любого места.

Михаил Визель: То есть, имеется в виду, что довольно большая все-таки повесть, разбита на 22 главы.

Максим Митченков: Да, да, да.

Михаил Визель: И действительно на сайте…

Максим Митченков: Вот с такой заставкой как раз?

Анна Хрусталева: Да, да.

Михаил Визель: На портале «Год литературы.рф» вот это все выложено и доступно для созерцания и обожания.

Максим Митченков: Да. Анна, я только сейчас задумался, а какое отношение музей Пушкина имеет к Тургеневу?

Анна Хрусталева: В 2007 году было подписано постановление, согласно которому разрушающийся бесхозный, ну, практически бесхозный, главное, что разрушающийся, особняк на Остоженке, который когда-то в течение 10 лет снимала мать писателя, Варвара Петровна, был передан в ведение музея Пушкина. В 2009 году открылась первая, ну, такая очень, после косметического ремонта, открылась первая небольшая экспозиция, а затем музей встал на очень серьезную реконструкцию. Вот сейчас, в эти дни юбилейные, дни, когда мы 200 лет собственно, Иван Сергеевичу, отмечаем, наш музей наконец-то, вот этот музей Иван Сергеевича Тургенева открывается для публики. Всех приглашаем, потому, что сил туда вложено очень много.

Мария Карпова: Очень интересно.

Максим Митченков: Итак, все на сайт «Года литературы», смотреть «Асю» в исполнении чтецов! И вам спасибо за это интервью!

Мария Карпова: Спасибо большое!

Анна Хрусталева: Спасибо вам!

Михаил Визель: Спасибо!

Полная версия прочитанного произведения уже выложена в открытый доступ