Жена Сергея Курёхина Анастасия: Сергей всегда считал себя гением

Гости
Анастасия Курёхина
супруга Сергея Курёхина

Максим Митченков: Анастасия, здравствуйте!

Анастасия Курёхина: Здравствуйте!

Максим Митченков: Мы знаем, что с Сергеем Курёхиным Вы познакомились, по-моему, в гостях у Бориса Гребенщикова. Можете нам рассказать подробнее: при каких обстоятельствах?

Анастасия Курёхина: Да, мы познакомились у Бориса Борисовича Гребенщикова дома на улице Софьи Перовской, потому что я туда часто заходила в гости, и Сергей Анатольевич сидел и писал клавиры на песни, чтобы взять это в РАО, потому что раньше, чтобы авторские права были зарегистрированы, надо обязательно было записать нотами все песни, тексты словами написать и, собственно, все эти рукописные листочки до сиз пор в РАО хранятся, я даже видела их.

Максим Митченков: Когда Вы познакомились, Сергей уже был известным музыкантом, кем он на тот момент являлся для питерской тусовки, для вот этого ленинградского андеграунда.

Анастасия Курёхина: Он был очень известным человеком, он тогда играл в группе «Аквариум», до этого он играл в трио Лапирова, до этого он играл ещё в каких-то рок-группах, и все были как бы самодеятельные музыканты, а он считался уже звездой-профессионалом, у него в Лондоне вышла пластинка сольная первая «The ways of freedom», и ко мне на первое свидание, когда мы договорились встретиться возле «Академкниги» на Литейном, он пришёл со своей пластинкой, чтобы её показать физически.

Мария Карпова: Вообще каким он тогда показался? И при первом свидании и при знакомстве, конечно, не было налёта такой звёздности?

Анастасия Курёхина: Вы знаете, он всегда считал себя гением и выдающимся человеком, и когда он садился за рояль, то тут все сразу же… сомнения у всех пропадали, скажем так.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ «ПОП-МЕХАНИКИ» В ХЕЛЬСИНКИ, СЪЁМКА 19995 Г.

Анастасия Курёхина: И когда он сказал: «Я же всё равно лучше всех!». И я думаю: «Какой заботливый молодой человек!». Но потом как-то я очень быстро убедилась в этом, и, конечно, он мне показался сразу слишком красивый, для того чтобы быть человеком глубоким, продвинутым.

Максим Митченков: До сих пор ходят легенды про курёхинскую «Поп-механику», он там, конечно, много всего объединял: и балет, и кино, и театр, и цирк. Вот для Вас есть какие-то самые памятные номера, самые памятные выступления?

Анастасия Курёхина: Всё это было, конечно, очень неожиданно, притом, что он мне каждый раз зачитывал, он называл это «либретто»…

Максим Митченков: Да-да-да.

Анастасия Курёхина: Он зачитывал, как сценарий, то, что будет происходить тезисно: «Тут придёт этно-группа, тут – индустриальная группа, тут придёт джаз, тут 8 гитаристов в линию сыграют «шумовой террор», тут пойдёт 30 лучников в форме, оркестры духовые, военные, самые разные».

Максим Митченков: «А здесь корову мы выведем на сцену», – и такое тоже было.

Анастасия Курёхина: Да-да, про корову – это особая история, когда корову вывели в «Октябрьский» – тогда ещё зал абсолютно компартии. На самом деле, до Сергея, надо понимать, что это всё вышло… почему это всё было настолько взрывоопасно – потому что это вышло во времена, которые сразу после периода застоя или даже ещё во время периода застоя, когда люди играли со сцены в костюмах и с гитарами стоя и чуть-чуть притопывая.

Максим Митченков: И в усах…

Мария Карпова: А тут корова на сцене, да-да-да.

Анастасия Курёхина: И не позволялась, то есть однозначно, что даже любое, что он делал – это уже был эпатаж колоссальный.

ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ «ПОП-МЕХАНИКИ» В ХЕЛЬСИНКИ, СЪЁМКА 19995 Г.

Анастасия Курёхина: Я всегда удивлялась, как это всё ему удавалось, то есть каждый раз я думала: «Ну, вот, всех посадят, всех выгонят из зала, выключат электричество», – то есть совершенно неожиданно, что всё это проходило и всем нравилось, и зал был завороженный и даже не знала, как к этому относиться.

Максим Митченков: Анастасия, а давайте мы вспомним, когда «Поп-механика» на «Музыкальном ринге» выступала, у нас есть архивные фрагменты того выступления: вообще насколько оно значимо было тогда для группы и для Сергея?

Анастасия Курёхина: Знаете, что? «Музыкальные ринги» были вообще огромной такой вехой, это было на заре перестройки, и это было колоссально, потому что, во-первых, то, что делали Максимовы, они делали… до этого ещё проекты были с Дэвидом Боуи, мосты, которые шли через спутник онлайн, конечно, все смотрели и «Поп-механика», хоть это было сложнее всего, потому что это были разные музыканты, вживую, импровизационно, в общем, удалось, эти передачи- это была абсолютно авангардная и новая история.

ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ», СЪЁМКА 1987 Г.

Максим Митченков: Тогда телевизору безоговорочно верили, было такое время и как тогда отнеслись к программе «Пятое колесо»? Мы не можем про это не спросить, про эту мистификацию, что «Ленин – гриб», в неё же тоже, наверно, все поверили, да?

Анастасия Курёхина: Абсолютно, вот удивительно, что даже меня мои знакомые спрашивали: «Настя, ну, нам-то по знакомству, по дружбе сажи: правда, что Ленин был гриб?». Я, конечно, им говорю: «А вы сами-то подумайте, что вы спрашиваете». Это такой самый колоссальный фейк-ньюз, который ещё, в общем, не переплюнул никто.

Максим Митченков: Слушайте, почти 30 лет он держится!

ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ «ПЯТОЕ КОЛЕСО», СЪЁМКА 1991 Г.

Анастасия Курёхина: Действительно вся страна, пришли бабушки какие-то в Музей Ленина центральный, который был в Мраморном дворце, с требованиями дать им справку, что Ленин не был гриб, то есть это были колоссальные совершенно истории. Передача «Ленин-гриб» родилась просто: он смотрел-смотрел что-то шло по Первому каналу, какая-то передача, где исследовалась фотография похорон кого-то и где говорили: «Вот этот смотрит туда, этот смотрит туда», – и в связи с этим они какой-то делали вывод о смерти этого человека. И Сергей говорит: «Так можно так вообще всё, что угодно придумать», – и тогда ему пришла идея про «Ленин-гриб» и у них получилось.

Максим Митченков: Получилось, да.

Анастасия Курёхина: Они всё время срывались на смех, он говорил: «Главное – удержаться и не рассмеяться под конец». Последняя версия записи, где они уже рассмеялись так-то они продержались. «Периодически, – говорит, – выключали камеры, потому что мы хохотали, просто все хохотали и, – говорит, – операторы сдержаться не могли».

Максим Митченков: Анастасия, мы знаем, что дело Сергея Курёхина живёт и сейчас, и есть фонд его имени, и есть Центр современного искусства его имени, премию «SKIF» тоже Вы организовали, вообще чем занимаются все эти проекты: они поддерживают каких-то молодых начинающих деятеле искусств, музыкантов?

Анастасия Курёхина: На самом деле, конечно, благодаря этому мы находим и поддерживаем новое интересное, что происходит в стране и, в общем, в ближайших, окружающих нас бывших Республиках. Это такая история отличная, у нас совет очень серьёзный, жюри и даже показать им этих художников – это уже очень здорово в плане продвижения. И. конечно, это архив, изучение, сейчас взялись за серьёзное изучение творчества Курёхина мифообразующего и, конечно, в планах очень много, потому что музыка живёт, и мы хотим балет, мы уже один поставили, но пока не повторяли мы и стоится, реконструкция Центра современного искусства – будет такое современное здание с большими залами, с музеем наконец-то.

Максим Митченков: Настя, мы тогда хотим пожелать Вам реализации вот этих проектов, чтобы они процветали, и ещё раз поздравить всех нас с днём рождения Сергея Курёхина и спасибо Вам за то, что помогли нам вспомнить его и его замечательные фантастические проекты!

Мария Карпова: Спасибо!

Анастасия Курёхина: Спасибо большое, что пригласили! Сергею бы исполнилось 60 лет, за это время… он умер в 42 года, он записал больше 22 пластинок, он сделал музыку к 32 фильмам и оставил нам большое наследие, которым мы можем наслаждаться.

Мария Карпова: Это правда.

Максим Митченков: Спасибо!

Мария Карпова: Спасибо!