Леонид Млечин: После ареста Берии постепенно началась реабилитация невинно осужденных. И открылся весь кошмар масштабной фальсификации дел
https://otr-online.ru/programmy/kinopravda/leonid-mlechin-28401.html Общественное телевидение России показывает фильм "Закон", снятый в 1989 году. Режиссер — один из самых успешных режиссеров советского кинематографа Владимир Наумов. Он очень тонко чувствовал эпоху и настроения зрителей. Авторы сценария — сам Владимир Наумов, его постоянный соавтор Александр Алов и замечательный драматург Леонид Зорин.
Действие фильма разворачивается на фоне важнейших событий эпохи. Смерть Сталина. Арест и расстрел одного из руководителей партии и государства Берии, что стало предвестьем невероятных перемен в стране.
Известный ученый рассказывал, как в сельской пивной восприняли сообщение по радио об аресте вселявшего страх в каждого из советских людей Берии, который только что пребывал среди небожителей. Взяв пивную кружку, один из рабочих заметил:
- Хрен ты теперь, Лаврентий Палыч, свежего пивка попьешь.
И все! Когда снимают больших начальников, возникает ощущение торжества справедливости: вот сидел ты сверху, командовал нами, а теперь ты никто. Своего рода мрачное удовлетворение.
Но вот, что интересно. Никто в аппарате госбезопасности не попытался освободить Берию, как этого опасались в Кремле. На Лубянке во всех управлениях и отделах провели партийные собрания. Все единодушно клеймили своего недавнего вождя.
Но вовсе не за пытки и расстрелы невинных людей! Напротив, чекисты требовали усилить накал репрессий, немедленно вновь арестовать тех, кого отпустили на свободу после смерти Сталина. Аппарат госбезопасности не сомневался, что политика страны вернется к сталинским временам.
Суд на Берией и его подельниками был закрытым. На процессе всплыли такие чудовищные и отвратительные подробности повседневной деятельности чекистов, что все эти материалы при советской власти таили за семью печатями.
Читать обвинительное заключение, утвержденное генеральным прокурором Романом Андреевичем Руденко в январе 1955 года, и сейчас страшно. Они рисуют картину того, как действовали органы госбезопасности в сталинские времена. И это лишь часть того, что вскрылось. Руководителям партии и правительства союзная прокуратура представила многотомные "Материалы проверки о нарушениях законности", в которых описывались непостижимые человеческому уму эпизоды настоящего садизма.
В Особом отделе Белорусского военного округа арестованных заставляли приседать сотни раз с библией в вытянутых руках и лаять по-собачьи.
В НКВД Туркмении во время допросов заключенных убивали. Трупы убитых выносились из здания НКВД в ящиках из-под оружия. Если труп оказывался длиннее ящика, то его "укорачивали" путем перелома ног.
В УНКВД Житомирской области 67-летнюю женщину убили в гараже лопатой. Работники Белозерского райотдела НКВД Вологодской области в декабре 1937 года вывезли в поле 55 человек, осужденных к расстрелу, и порубили их топорами.
После ареста Берии постепенно началась реабилитация невинно осужденных. И открылся весь кошмар масштабной фальсификации дел. Вот об этом и идет речь в фильме "Закон", который вы сейчас увидите. Жертвами становились и выдающиеся люди, герои Великой Отечественной войны. После войны маршал Жуков попал у Сталина в опалу. И стали сажать близких к маршалу генералов.
Герой Советского Союза генерал-лейтенант Владимир Викторович Крюков, в войну командовавший кавалерийским корпусом, был очень близок к маршалу Жукову. Его посадили в сентябре 1948 года. Вслед за ним арестовали его жену Лидию Андреевну Русланову, замечательную исполнительницу русских народных песен.
В министерстве государственной безопасности следователь его предупредил:
- Ты уже не генерал, а арестант, станешь запираться, будем бить, как сидорову козу.
Крюков возразил:
- Я еще подследственный.
Следователь подвел его к окну и сказал:
- Вот видишь там народ? Вот они подследственные. А ты уже осужден. От нас на свободу возврата нет. От нас дорога только в лагерь.
Крюкова доставили к министру госбезопасности Абакумову. Министр объяснил:
- Будешь упорствовать, будем бить и искалечим на всю жизнь.
Генерала избивали до потери сознания, требуя, чтобы он дал показания о предательстве Жукова. Приговорили к 25 годам. Вслед за ним отправили в лагерь и его жену Лидию Андреевну Русланову.
Герои фильма, который вы сейчас увидите, пытаются понять, кто же эти люди, которые убивали и сажали невинных?
С личного разрешения Сталина в аппарате госбезопасности создали токсикологическую спецлабораторию. Ее руководитель профессор Григорий Майрановский обратился к руководителю ведомства: препараты необходимо проверять на живых людях. Иначе как гарантировать эффективность создаваемого им оружия уничтожения врагов советской власти? И ему стали передать арестованных для проведения над ними опытов.
Задача состояла в том, чтобы не только убить, но и скрыть реальную причину смерти. Опробовали все методы. Подмешивали яд в пищу. Делали инъекции. Кололи зонтиком и тростью, этот метод впоследствии возьмут на вооружение. Иногда в людей, превращенных в подопытных кроликов, стреляли отравленными пулями. Или вводили яд в подушку, чтобы человек умер во сне.
В некоторых случаях люди умирали долго и мучительно. Иногда агония продолжалась двое суток. Комендант Лубянки генерал Василий Блохин рассказывал:
- При умерщвлении доставленных арестованных путем введения различных ядов присутствовал я или дежурные.
Они составляли протокол об испытании ядов на живых людях...
Разрешение на применение яда давал руководитель ведомства госбезопасности или его заместитель. Ведал лабораторией известный человек — генерал-лейтенант Павел Анатольевич Судоплатов, который был заместителем начальника внешней разведки, а потом руководил четвертым, разведывательно-диверсионным управлением. Сотрудникам лаборатории объясняли, что смертельные препараты необходимы для операций за кордоном. Но яды были востребованы и дома.
После ареста Берии полковник медицинской службы и орденоносец Майрановский показал на допросе, что по заданию генерала Судоплатова участвовал в убийстве неизвестных ему людей на конспиративных квартирах в Москве. Яд подмешивали к пище или выпивке. Если не действовал, делали смертельный укол.
Председатель КГБ Владимир Семичастный и генеральный прокурор СССР Роман Руденко доложили в ЦК: "На живых людях испытывались сильнодействующие яды, предназначенные для проведения тайных убийств. Бесчеловечные опыты проводились на заключенных, а также на лицах, специально похищавшихся для этой цели на улице. Было умерщвлено не менее 150 человек".
Помимо токсикологической в ведомстве госбезопасности существовала и бактериологическая лаборатория. Руководил лабораторией известный микробиолог доктор биологических наук Сергей Николаевич Муромцев.
Существовали словно два Муромцева. Один - директор Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Академии медицинских наук, лауреат сталинской премии, академик, которого коллеги называли "выдающимся ученым в области медицинской и ветеринарной микробиологии".
А второй, полковник, тайно трудился в бактериологической лаборатории ведомства госбезопасности. На допросе в 1954 году он признал, что произвел восемь "опытов" на живых людях. Все были убиты.
И кем же считать таких людей? Учеными? Убийцами в белом халате?
Мы делали в прошлом году документальный фильм о Нюрнбергском трибунале, где после войны Международный трибунал судил главных нацистских преступников. И я всегда знал, что нашу страну в судейской коллегии представлял заместитель председателя Верховного Суда СССР генерал-майор юстиции Иона Никитченко.
Работая над фильмом, решил посмотреть, кто он такой. Лучше бы я этого не знал!
Никитченко в сталинские годы руководил военным трибуналом и председательствовал на позорных политических процессах. Комиссия ЦК КПСС в 1956 году доложила руководству страны: "Генерал-майор Никитченко, не видя дел и подсудимых, вынес по телеграфу 102 приговора. Всячески потворствовал фальсификации дел органами НКВД, поощрял эту преступную практику".
Сам Берия был человеком с криминальным складом ума без малейших моральных ограничений. Он с молодых лет стал преступником - приказывал убивать и мучить людей, считал, что пытки - в порядке вещей. Но сколько же желающих нашлось участвовать в этих преступлениях! Неужели все они были прирожденными садистами?
Нет, такова была такова созданная советской властью система, которая закономерно ведет к массовым преступлениям. Признать это руководители страны были не в силах, поэтому материалы по делу Берии и его помощников держали в секрете. В результате общество не осознало, что творилось. Не ужаснулось! Не осудило преступников. Не извлекло уроков из трагического прошлого.
Что превращало людей в погонах и мундирах, людей, которые должны были по долгу службы соблюдать закон, в настоящих преступников? Этим вопросом задаются герои фильма "Закон", который показывает Общественное телевидение России.
Леонид Млечин: После ареста Берии постепенно началась реабилитация невинно осужденных. И открылся весь кошмар масштабной фальсификации дел