Общественное телевидение России показывает  фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние".  Даже трудно поверить в то, что фильм снят в 1984 году, когда Советским Союзом руководил тяжело больной Константин Устинович Черненко. Фильм "Покаяние" стал открытием для целого поколения. Тогда для кинопроката изготовили 1200 копий — рекорд. Посмотрели фильм почти четырнадцать миллионов зрителей.            Есть минимум один политик, занимавший высший в нашей стране пост, на которого этим фильм произвел неизгладимое впечатление. Цитирую:           - У меня после просмотра "Покаяния" Абуладзе было очень серьезное эмоциональное потрясение. И мы с моим товарищем ходили потом, часа два это обсуждали. Это был такой глоток совсем другого воздуха, - эти слова Дмитрий Анатольевич Медведев сказал будучи президентом страны.           Фильм "Покаяние", который в перестроечные годы с боями выходил на экраны, – одна из самых сильных антисталинских картин. Неудивительно, что, став президентом, Дмитрий Анатольевич назвал сталинскую систему диктатурой и тоталитарным режимом, подавляющим элементарные права и свободы. Если в других случаях Медведева упрекали в профессорской обтекаемости выражений, то в данном случае президент произвел впечатление определенностью оценок:       - Сталин совершил массу преступлений против своего народа… Режим, который сложился в СССР, иначе как тоталитарным назвать нельзя…            Эти слова выделили Медведева из толпы высших чиновников, более чем симпатизирующих вождю и предлагавших другую формулу: Сталин – эффективный  менеджер…            Тенгиз Абуладзе -  режиссер эмоциональный и лиричный. Он начинал, когда зрители увлекались итальянским неореализмом. Снятый им в 1963 году фильм "Я, бабушка, Илико и Илларион"  создал ему репутацию "грузинского неореалиста".               Важно отметить, что именно грузинское кино в те годы, как выразилась критик Нея Зоркая, забегало вперед. Грузинским мастерам можно было то, за что  в Москве даже боязно было браться. Абуладзе  называют светочем грузинского кинематографа.             В позднесоветские годы руководители  некоторых республик очень заботились о своей интеллигенции, поддерживали талантливых мастеров, и это вело к расцвету литературы и искусства. Скажем, в Литве, где первым секретарем многие был заботившийся о республике Антанас Снечкус, был подъем кинематографа и  прозы. Так и в Грузии, которой руководил Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе.                Он был политик изощренный и  смелый.       В апреле 1978 года в Грузии едва не случилось кровопролитие. Всем союзным республикам велено было принять новые конституции. В реальной жизни это ничего не меняло, и для всех республик было чисто формальным делом — кроме Грузии, Армении и Азербайджана. В их конституциях с двадцатых годов сохранилось положение о своем языке как о государственном.    А теперь им велели подравняться под общий строй. В день, когда депутатам республиканского Верховного Совета предстояло голосовать за новую Конституцию, возле Дома правительства в Тбилиси собрались тысячи молодых людей, в основном студенты, которые требовали сохранить положение о государственном языее.     В руководстве республики были люди, готовые применить силу, ввести в действие армию. Шеварднадзе позвонил в Москву и просил доложить Брежневу, что ситуация в республике крайне серьезная и нужно пойти навстречу молодежи. Москва согласилась. Грузинский язык остался в Грузии государственным. Он вышел к студентам, собравшимся у Дома правительства, и торжествующе сказал:    — Братья, все будет так, как вы хотите. И огромная площадь взорвалась восторгом. Шеварднадзе стал в республике героем. При этом Брежнев оценил политическое искусство Шеварднадзе. Сделал его кандидатом в члены политбюро. Высокое партийное звание полагалось далеко не всем руководителям республик. Наградил золотой звездой Героя Социалистического Труда. Леонид Ильич позволял ему то, что не дозволялось другим местным секретарям.            Тенгиз Абуладзе работал над сценарием несколько лет. Когда сценарий был готов, обратился к Шеварднадзе. Получил поддержку. Конечно, в Грузии были люди, которым льстили воспоминания о том, что выходец из Грузии стал хозяином огромной страны. Но этническое происхождение Сталина и Берии не означало каких-либо поблажек для Грузии. Она подверглась страшным репрессиям и невероятно пострадала в сталинское годы. И грузинская интеллигенция жаждала этого расчета с прошлым.               Фильм снимался  по заказу республиканского телевидения. Это была единственная возможность избежать необходимости утверждать сценарий в Москве. Но неприятность за неприятностью.          Актер, игравший одну из главных ролей, участвовал в захвате  самолета, вылетевшего из Тбилиси. Вооруженная группа молодых художников, актеров и врачей потребовала от летчиков лететь в Турцию. Но из-за неблагоприятных метеоусловий самолет вернулся в Тбилиси. Произошла перестрелка, погибли люди. Самолет взяли штурмом бойцы спецподразделения КГБ "Альфа". Страшная история...  И выясняется, что один из террористов снимается в главной роли у Абуладзе. Фильм могли закрыть. Но Шеварднадзе от режиссера не отступился. Абуладзе взял дугого актера и снял все эти сцены заново.                Бюро ЦК  компартии Грузии фильм понравился. Но судьбу ленты решала Москва.               Шеварднадзе в ту пору — член политбюро, но  повлиять не может. Он — министр иностранных дел. Идеологией ведают другие. Вмешиваться в дела чужой епархии не дозволялось. А  партийные идеологи за голову хватались!              Но в мае 1986 года — пятый съезд Союза кинематографистов. Он покончил с цензурой в кино и постановил снять с полки все ленты, которые начальство запретило показывать. Председателем союза избрали Элема Климова, известного фильмом "Агония". Он был романтиком. Климов сказал: "Я жизнь отдам, чтобы этот фильм вышел на экран".             Кинокритики много спорят о фильме  и по сей день. Это один из самых сложных фильмов, снятых в нашей стране. Те, кто его не понимал и не принимал,  удивленно поводил плечами: манерничает режиссер. Художественное сознание режиссера требует   познаний и размышлений того же уровня.  Киноязык Тенгиза Абуладзе под силу очень подготовленному зрителю, Это метафорическое кино.            "Покаяние" ни на что ни похоже. Может, потому что он взялся показать политический строй, ни на что не похожий. Где же это видано, чтобы в таких количествах убивали не чужих, а своих, как это происходило при Сталине. Фантасмагория, абсурдизм, трагифарс — какой еще жанр подойдет?            Сам  Тенгиз Абуладзе говорил: тогда казалось -  если этот фильм выйдет на экраны, это уже почти революция в духовном мире.  Весь период перестройки, столь важный для страны, -  это годы духовного пробуждения, познания собственной истории и самопознания, откровенных споров, дискуссий и открытий, сформировавших целые поколения.         Горбачев вернул в общество религию и  церковь. Возник вопрос о покаянии. Верующему известно, что  для спасения требуется внутреннее покаяние. Причем покаяние — что особенно важно -  меняет не только прошлое: всевышний милостив и прощает раскаявшегося. Меняется и будущее. Осознавший свои ошибки и прегрешения ведет себя иначе.         Но многие ограничились лишь ритуалами, не размышляя над тем, какие высокие требования верующий человек предъявляет к самому себе. И разговоры о покаянии вызывали раздражение и отвращение. --------            Наша жизнь проходит  в постоянном выяснении отношений с прошлым. История, то есть наше прошлое,  - это зеркало. Иногда смотреть в зеркало невыносимо! Превыше человеческих сил! И хочется сменить зеркало! Принесите другое! Настоящее!  Что это означает? Это означает, что не появились такие важные для общества черты, как способность к самопознанию, самооценке и извлечению уроков из прошлого.          Во-первых, не хочется утруждаться. Во-вторых, немыслимо взять на себя ответственность за прошлое. Немыслимо осознать, что твои родители, бабушки, прабабушки и прадедушки могли соучаствовали в чем-то отвратительном.          Вопрос ставится иначе: какое прошлое позволит нам ощущать себя комфортно?  Вот такое прошлое и принимается. Не то, которое было, а которое мы сейчас старательно конструируем. От короткого периода самокритики с чувством явного облегчения перешли к ностальгии. Напомню, что это термин, введенный швейцарским медиком Иоганном Хофером в XVII веке, означал болезненное состояние пациента.            Чем мы сейчас заняты? Самооправданием и самоутешением.            Российским политикам кажется  странным,  что  нужно извиняться за то, что совершено их предшественниками давным-давно. Но в этом и состоит ответственность политика.  Процветание страны зависит от верности демократии, моральным принципам и от памяти о преступлениях, совершенных еще до их рождения.            Тенгиз Абулдазе получил премию "Ника" - первую!- и еще существовавшую тогда ленинскую премию. Фильм стал его  лебединой песней. Он рано ушел из-за тяжелой болезни. Ушел в страшные для Грузии годы гражданской войны, распада и разлада.  Он снял всего семь картин, все остались в истории кинематографа.             Но "Покаяние" - это еще и гражданский поступок. Это фильм-предсказание  о том, что покаяния нам не дождаться. Мы как общество на это не способны. Поэтому наше прошлое не умирает. И в фильме, который вы сейчас увидите, есть нечто пугающее, что относится  не к прошлому, оно закончилось, а к будущему. Это предчувствие, что  прошлое вернется.          Общественное телевидение России показывает фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние".