Общественное телевидение России показывает снятый в 1989 году по мотивам романа Максима Горького фильм "Мать". Не пугайтесь! Фильм совсем не похож на роман. Потому что автор сценария и режиссер Глеб Анатольевич Панфилов. Владимир Ильич Ленин когда-то назвал роман Горького "Мать" своевременной книгой. А вот фильм Панфилова решительно все считали несвоевременным. И высокое начальство, и коллеги-кинематографисты, и те, кто занимался кинопрокатом. Вы сейчас сами решите, кто в этом споре  прав. Замечу только, что тонкие ценители кинематографа очень высоко ценят режиссерскую работу Панфилова. Это фильм — не исторический, и не о первой русской революции, которая когда-то подтолкнула Алексея Максимовича Горького к работе над романом "Мать". Как раз исторически Горький оказался  неправ. Первая русская революция 1905-1907 годов, начавшаяся вспышкой недовольства на фоне неудачной войны с Японией, пошла стране на пользу. Ее результатом стал исторический компромисс между обществом и дворцом: общество отказалось от радикальных лозунгов, власть поступилась привилегиями и полномочиями. Под влиянием советской историографии мы недооценивали эти перемены — и самого последнего русского императора Николая II. Император добровольно отказался от многих полномочий и прерогатив, по существу — от самодержавия. После октября 1905 года страна - по существу конституционная монархия. Письменной конституции не было, так ее и в Англии нет. Именно тогда впервые в России были закреплены гражданские права и свободы - неприкосновенность личности и имущества, свобода веры. Старая Россия не знала телефонного права — и не потому, что телефонных аппаратов было маловато, а потому, что даже император не мог нарушить закон и влиять на суд. Формировалась демократическая система разделения властей. Император определял состав правительства. Но бюджет и законы принимала Государственная Дума. В Государственную Думу избиралось предостаточно оппозиционеров, в том числе  радикально настроенных. Дума и Государственный Совет проваливали правительственные  законопроекты... Любопытный эпизод. Однажды император приехал в Тифлис, ныне Тбилиси. Одна дама спросила его, когда в городе откроют политехникум. Николай II  объяснил:                - Когда это дело пройдет через законодательные учреждения. Она осталась недовольна:                - Какие там законодательные учреждения! Должно быть иначе: прикажет государь - так и будет. Император-то хотел действовать по закону. А подданные требовали от него самодержавия. Это очень характерный эпизод, многое в нас самих объясняющий.   Нет, фильм "Мать", который вы сейчас увидите, не исторический, а очень  современный. Это фильм и о нашей жизни, которая была и остается несправедливой. И эта несправедливость, вопиющая, бросающаяся в глаза,  вновь и вновь порождает протест и возмущение. Мы видим, как возникают всемирные идеи, вокруг которых объединяются  многие миллионы людей. Они жаждут справедливости и равенства, обрести которые можно только беспредельной жестокостью, уничтожая всех, кто мешает всеобщему счастью. Так появляются люди, которые готовы пожертвовать собой, чтобы  переустроить жизнь и добиться справедливости для всех. И те, кто готов на любую подлость, на любое предательство, лишь бы сохранить местечко поближе к власти и к кормушке. Вот о чем фильм. Создатель фильма, Глеб Анатольевич Панфилов, человек с большим  жизненным опытом. Лауреат государственной премии, народный артист России. Совсем молодым он начинал в Свердловском горкоме комсомола, заведовал там отделом, то есть человек с политическим темпераментом. Потом он увлекся кино.  Учился на операторском факультете ВГИКа, и это профессиональное видение заметно — вы увидите очень сильные, очень впечатляющие кадры. Потом он перешел на Высшие режиссерские курсы. И прославился первым же фильмом — "В огне брода нет". Молодой режиссер соразу показал, что будет снимать искренне, не избегая трагедий ХХ века. Важную роль в его творческой биографии сыграл союз с  выдающейся актрисой столь же преданной кинематографу - Инной Чуриковой, которая стала его женой. Она сыграла главную роль в фильме "Мать", который вы сейчас увидите. Сам Глеб Панфилов уверен, что  фильм и сегодня очень актуален. Более того,  убежден в том, что именно современный зритель способен оценить художественную ценность фильма. Как это произошло со зрителем в Каннах, который был в восторге от картины "Мать" еще в 1990 году. Панфилов с удовольствием вспоминает главный зал Каннского кинофестиваля, где на вечернем сеансе "яблоку негде было упасть". И партер, и балкон были переполнены. После показа - единодушные бурные аплодисменты, которые не прекращались. Панфилов и Инна Чурикова кланялись, потом жали руки организаторам фестиваля, потом улыбались, но аплодисменты не прекращались. А в нашей стране фильм мало показывали.  Максим Горький — почитаемая в советские времена фигура. Отчего же идеологическое начальство не хотело, чтобы Глеб Панфилов брался за  фильм о рабочем движении, о том, как пролетариат восстает против власти? Потому в те годы в соседней Польше буквально на глазах рушился социалистический  строй. И сокрушали его не западники-либералы, не американские агенты, а польский рабочий класс. В августе 1980 года на гданьской судостроительной верфи началась забастовка из-за того, что уволили раздражавших начальство двух рабочих. Забастовка распространилась на другие предприятия. Образовался межзаводской забастовочный комитет, председателем избрали электрика Леха Валенсу. Забастовка оказалась важнейшим событием для города. У ворот судоверфи собирались  толпы. Забастовщикам приносили еду, одеяла, лекарства. Приходили врачи, священники служили мессу. Власти испугались рабочего восстания. Им пришлось вступить в переговоры с забастовщиками. Правительство подписало соглашение с рабочими в Гданьске. Так возник первый в социалистическом лагере свободный профсоюз "Солидарность".  "Солидарность" - это был не просто профсоюз. Он сразу превратился в широкое социальное движение. В профсоюз вступало все больше членов партии, которые тоже требовали демократизации. Забастовки приобретали политический характер – рабочие требовали свободы печати и честных выборов. Руководитель социалистической Польши — первый секретарь ЦК ПОРП партии Эдвард Герек не сумел этого предотвратить. И  вынужден был уйти с поста первого секретаря.  В Москве были крайне встревожены: а ну, как у нас произойдет то же самое? Только этого нам не хватало! Поэтому фильм "Мать" появился, когда советская власть уже была на ущербе. И тут удивились коллеги: зачем экранизировать советскую классику? Возвращаться к Максиму Горькому, певцу советской власти? Милейший  Элем Климов, который в перестройку возглавил Союз кинематографистов, сказал Панфилову: "Ты сейчас самая непопулярная личность в нашем кино". Панфилов снимал свой фильм, когда начиналась новая революция. И его герои кричат: "Да здравствует демократия и гласность!" Критики обращали внимание на показанные  Панфиловым сцены работы на заводе с их выразительной монотонностью, однообразием и доминированием огненно-красного адского цвета. Эта  тоскливая жизнь не меняется. Жизнь холодная, неуютная. Ободранные стены, металлические  двери, бесконечная грязь под ногами, хамство... От такой жизни Вот эту безысходность жизни, которая толкается отчаявшихся людей к насилию, Панфилов показал очень точно.             Инна Чурикова вспоминала: "Фильм Глеба Панфилова „Мать“, где я играла главную роль, многие не поняли. А ведь Глеб Панфилов задумывал фильм как историю первых диссидентов в России и показал, что масса не поддерживала героя фильма"             Сам Глеб Панфилов говорил: "Мать — это не столько экранизация, сколько новое произведение, использующее мотивы разных произведений Горького.  Писатель многое объяснил, многое предложил к раздумью. Из сегодняшней точки особенно видны некие кольца, круговые движения, которые выписывает, казалось бы, поступательный ход нашей истории. "Мать" — это и о нас, нынешних. Мы вернулись к тому, от чего ушли в начале века,- к баснословному богатству и крайней бедности" Фильм очень реалистичный, достоверный. Поэтому Панфилов так много сам работал над диалогами. Ни пафоса, ни патетики. И еще важное обстоятельство: в отличие от автора романа режиссер Глеб Панфилов знает, чем дело кончится, во что выродятся горьковские революционеры и подпольщики. Они превратятся в палачей и преступников, которые при советской власти будут безжалостно уничтожать людей. Самое страшное начнется потом... Роман "Мать" считается плохой книгой. Не знаю, как сейчас, а раньше он входил в обязательную школьную программу, читали его из-под палки... Но что-то очень важное в человеческой душе Алексей Максимович Горький, человек бесконечно талантливый,  угадал, почувствовал. И вы это ощутите, когда посмотрите фильм Глеба Панфилова "Мать", который показывает   Общественное телевидение России.