Леонид Млечин: Евгений Червяков мог стать одним из лучших наших режиссеров ХХ века. А сохранилось не лучшее, что, возможно, вредит его репутации
https://otr-online.ru/programmy/kinopravda/leonid-mlechin-evgenii-25988.html
ЧЕСТЬ (1938)
----------
Я вырос у Северной железной дороги. В детстве провожал глазами поезда, уносившиеся в даль, казавшуюся невероятной, — в Читу, Хабаровск, Владивосток. Завидовал машинистам: они все это увидят. Потом познакомился с железнодорожниками, осознал, какая эта тяжелая профессия и опасная. Так что я хорошо понимаю железнодорожников - героев фильма "Честь", который мы показываем.
Фабула захватывающая: на железной дороге готовится крупнейшая авария — столкновение скорых поездов. Может погибнуть множество людей... Если бы этот триллер снимали сегодня, то теракт, говоря современным языком, готовили бы иностранные террористы. В тридцатые годы это были "враги народа".
-------
В фильме "Честь" действует забытый ныне нарком путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович. Сейчас его помнят, наверное, только кто, интересуется историей. А в тридцатые годы его имя гремело.
Лазарь Каганович был человеком малограмотным, писал с ошибками - он вообще никогда не учился. Но молодой партийный работник сразу поверил в звезду Сталина и всю свою жизнь преданно ему служил, не зная сомнений и колебаний. Каганович, став членом политбюро и секретарем ЦК партии, то есть оказавшись на политическом Олимпе, никогда не возражал вождю, никогда не отстаивал своего мнения, а подхватывал любую сталинскую мысль. И Сталин доверял Лазарю Моисеевичу, потому что более преданного человека у него не было. Доверял ему то одну, то другую должность.
В середине тридцатых на демонстрациях портретов Кагановича было немногим меньше, чем портретов вождя. Но степень самостоятельности Кагановича была невелика. Если вождь уезжал из Москвы, то Лазарь Моисеевич чуть ли не каждый день писал Сталину, спрашивая его мнение относительно всех сколько-нибудь значительных вопросов. Сталин подробно отвечал по каждому пункту, поэтому решение принималось только с его санкции.
По въевшейся в плоть и кровь привычке Каганович демонстрировал счастье и радость при исполнении нового указания вождя. Потому и выжил. А если бы позволял себе выражать сомнение в мудрости сталинских назначений и поручений, отправился бы в мир иной вслед за многими другими членами политбюро.
Каганович руководил строительством метро. Он был тронут, когда Сталин написал письмо столичным властям с просьбой присвоить московскому метрополитену имя Кагановича. Просьбу вождя исполнили. Московское метро носило имя Лазаря Моисеевича. В 1935 году Сталин назначил его наркомом путей сообщений. Железными дорогами Лазарь Моисеевич руководил в общей сложности семь лет.
Каганович отличался бешеным темпераментом. Снимал тех, кто ему не нравился, и продвигал новых людей. Кстати говоря, это он приметил сначала Никиту Сергеевича Хрущева а потом и Леонида Ильича Брежнева и стал обоих выдвигать. Почему он делал ставку на кадры? Потому что руководил важнейшим для России ведомством путей сообщения, но не был инженером-путейцем, вообще ничего не понимал в этом сложнейшем деле. И он не один был такой, поэтому на железных дорогах - и аварии, и катастрофы. Но признать собственную некомпетентность немыслимо, поэтому выдумывали все новых врагов-вредителей.
--------
В фильме "Честь" роль террористов играют "троцкистско-бухаринские банды вредителей-диверсантов". Троцкисты — это поклонники Льва Давидовича Троцкого, создателя Красной армии, недавнего члена политбюро и военного министра. Бухаринцы — это поклонники Николай Ивановича Бухарина, тоже недавнего члена политбюро, председателя исполкома Коминтерна и главного редактора центрального органа партии — газеты "Правда". Бухарина расстреляли как раз в год выхода фильма "Честь". Троцкого убьют позже.
Вообще-то не было ни троцкистов, ни бухаринцев. И в реальной жизни Троцкий и Бухарин друг друга не любили. Очень разные люди. Именно Бухарин помог Сталину сокрушить авторитет Троцкого в партии. Он же помог Сталину избавиться от двух других видных руководителей партии Зиновьева и Каменева. А потом Сталин избавился от него самого. И Бухарина, которого Ленин называл любимцем партии, зачислили во враги советской власти... "Бухаринские банды"... Но как мало людей понимало это тогда. Да и сейчас не всеми осознана реальность сталинской эпохи, когда губилось все человеческое, все нормальные чувства, которые связывают людей.
Николай Иванович Бухарин дружил с маршалом Ворошиловым. Накануне ареста Бухарин послал Ворошилову письмо: "Знай, Клим, что я ни к каким преступлениям не причастен". Испуганный Ворошилов, боясь, что его заподозрят в особо теплых отношениях с врагом народа, тут же ответил: "Прошу ко мне больше не обращаться. Виновны Вы или нет, покажет следствие".
--------
Выметите, что сценарий фильма написан очень умело. Это не удивительно.
Авторы сценария братья Лев Никулин и Юрий Никулин. Но не знаменитый актер Юрий Никулин. Другой Юрий Никулин. Юрий Никулин — драматург. Вот его сын Валентин Никулин, станет актером.
А Лев Никулин — известный прозаик. Человек с интересной судьбой. Он служил в политуправление Балтийского флота и в 1921 году участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. Работал в советском полпредстве в Кабуле. Был в Испании, когда там началась гражданская война.
Он получил сталинскую премию за роман "России верные сыны" о войне 1812 года.
Я помню, была на него дружеская пародия в пятидесятые годы:
Он сочинять не устает
и все, что пишет, издает,
и это все читать должны
России верные сыны.
Лев Никулин уже после Сталина написал увлекательный, почти детективный роман "Мертвая зыбь" - о знаменитой акции советской разведки в тридцатые годы - операция "Трест". Теперь это все знают, а он рассказал первым. По его роману режиссер Сергей Колосов поставил четырехсерийный фильм, который принес ему большой успех.
----------
И, наконец, самое главное, что нужно сказать об этой ленте. Точнее — о ее режиссере. Фильм снял Евгений Вениаминович Червяков — актер, сценарист, режиссер.
Его режиссерский дебют - "Девушки с далекой реки" (1927 год) получился очень сильным. Можно сказать, Червяков ворвался в кинематограф. Критики писали восторженно: "новая веха в развитии отечественного кинематографа", "эмоциональный кинематограф". Режиссер сам дал определение жанру — поставил титр: "лирическая кино-поэма". Необычно для того времени.
О нем Александр Довженко высоко отзывался: "Он первый создал у нас лирический жанр, и я много у него воспринял". Кажется, это единственный случай, когда Довженко так отозвался о ком-то из коллег. И точно единственный случай, когда он признал чье-то влияние на свою работу в кино.
Евгения Червякова сейчас называют легендой советского кино.
Когда началась война, Евгений Червяков подлежал эвакуации вместе со студией "Ленфильм". Но остался в Ленинграде. Счел своим долгом оборонять город. Сначала снимал для "Боевых киносборников", а потом ушел в Красную армию. Короткие курсы, долго не учили... Два кубика в петлицы — лейтенант, командир стрелковой роты. Необычно для кинематографиста. Червяков воевал на передовой. И был смертельно ранен в бою. Умер в медсанбате в феврале 1942 года.
Мы теперь, когда вспоминаем войну, то чаще в каком-то праздничном настроении. А надо бы больше скорбеть о павших, о тех, кого мы лишились. Мы не можем сказать, как проявился бы талант Евгения Чернякова в последующем, когда можно было снимать что-то стоящее. Часть снятого им считается утраченным — лучшее, по мнению тонких знатоков. А несколько катушек с отснятым им материалом не так давно нашлись в Музее кино в Аргентине. Это утраченный шедевр Червякова — фильм "Мой сын".
Характерно, что на монтажном листе этого фильма в архиве Госфильмофонда есть надпись: "20 июня 1936 г. Запретить. Как устаревший к/ф, ныне неверно отражающий положение матери". Вот так идеологические чиновники оценили снятое режиссером.
А сейчас найденные в далеком Буэнос-Айресе кадры восхитили киноведов. Я не преувеличиваю. Это почти бесстрастная очень кинематографически точно снятая история гибели интеллигента в ту страшную эпоху революции Гражданской войны. Его герои — несчастные одиночки, потерявшиеся в страстях эпохи. Трагедия маленького человека — вот, что его занимало. И эта традиция великой русской культуры.
Несомненно, Евгений Червяков мог стать одним из лучших наших режиссеров ХХ века. А сохранилось не лучшее, что, возможно, и вредит его репутации. То, что требовалось снимать. Он экранизировал то пьесу Николая Погодина, который благодаря своим ленинским пьесам был в чести у большого начальства, то роман Константина Федина "Города и годы", которого власть тоже очень любила и сделает главой Союза писателей. Но не очень получалось, и критики дурно отзывались.
Рассказывают, что фильм "Честь", который вы сейчас увидите, он снимал в состоянии депрессии. В подавленном состоянии. Он сильно пил... Можно понять. То, что тогда открывалось и становилось понятным тонко чувствующему и всё понимающему человеку, вызывало ужас, страх отчаяние.
Фильм "Честь". 1938 год. Посмотрите его. Эта кинематографическая реальность — часть реальности жизненной.
Леонид Млечин: Евгений Червяков мог стать одним из лучших наших режиссеров ХХ века. А сохранилось не лучшее, что, возможно, вредит его репутации