Леонид Млечин: Современный молодой человек просто не понимает фразы "Его вызвали на бюро райкома и дали строгача с занесением"
https://otr-online.ru/programmy/kinopravda/leonid-mlechin-o-25777.html
Если вам нравятся политические детективы, не пропустите фильм "Партийный билет", который показывает Общественное телевидение России.
Фабула такая. Тридцатые годы. На московском заводе появляется новый работник — сибиряк Павел Куганов. Его роль исполняет Андрей Абрикосов. Он от природы был наделен невероятным темпераментом. Поэтому в юности ушел из дома, беспризорничал. А потом заинтересовался театром. Он играл в Камерном театре, в театре Вахтангова - театрах, где знали как работать с актером.
Герой Абрикосова трудолюбив и сообразителен, становится передовиком производства. И женится на передовике производства, которая страстно его полюбила. Но тут у нее происходит трагедия — пропадает партийный билет. А это была величайшая ценность. Расставаться с партбилетом запрещалось, его надо было носить у сердца. Но ходить с им каждый день — на работу или в магазин — было страшно. Вдруг потеряешь. Я держал его в сейфе. И брал, когда шел в райком или в ЦК. И все время проверял: на месте ли?
Конечно, современный молодой человек просто не понимает фразы "Его вызвали на бюро райкома и дали строгача с занесением". Он даже не может понять, каким трагическим смыслом была наполнена эта формула (строгий партийный выговор с занесением в учетную карточку) для тех, кто жил в советские времена. А за утерю партийного билета исключали из партии, что было просто жизненной катастрофой.
В какие-то годы и за утерю комсомольского билета со свету могли сжить. Один мой любимый герой - член политбюро, секретарь ЦК, а до этого председатель КГБ Александр Николаевич Шелепин начинал политическую карьеру секретарем комсомольской организации института. И однажды сурово распекал студентку, потерявшую комсомольский билет:
- Ты понимаешь, что ты сделала? Ты отдала свой билет врагу! Вот ты сидишь здесь, а враг – шпион, диверсант – проходит по твоему билету в здание ЦК комсомола…
Почему Шелепину пришла в голову эта мысль? Он посмотрел фильм "Партийный билет", который и вы сейчас увидите.
Так вот, после того, как у героини фильма пропадает партийный билет, разумеется, проходит собрание. И ее муж произносит пламенную речь о бдительности. В результате Анну исключают из партии. Однако через некоторое время оказывается, что партбилет у нее украл муж, украл для того, чтобы дать возможность проникнуть в горком партии — святое место! - женщине-врагу советской власти. Но не стану раскрывать все сюжетные повороты, а то вам будет не интересно смотреть.
Фильм снял выдающийся кинорежиссер Иван Александрович Пырьев, сыгравший огромную роль в отечественном кинематографе.
Он начинал жизнь при очень неблагоприятных обстоятельствах. Он родом из деревни. Безотцовщина. 0тца убили в драке, когда мальчику был три года. Пастухом работал. Три класса — больше не учился. Мать уехала на заработки. Нашла другого мужчину. С отчимом юноша не поладил. И ушел в армию, еще в царскую. Воевал в Первую мировую, храбро, награжден двумя георгиевскими крестами. Потом вступил в Красную армию.
Заинтересовался театром, поехал в Москву, учился и играл у самого Всеволода Мейерхольда. Лучшей актерской школы не придумаешь. Всеволод Эмильевич оценил его дарование. Но Пырьев захотел сам стать режиссером и начал снимать. Вообще-то он снимал комедии и мюзиклы. Они принесли ему славу и почет - "Трактористы", "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки", "Сказание о земле Сибирской".
Пырьев мечтал добиться успеха и добился. Шесть сталинских премий. Народный артист СССР. Депутат Верховного Совета. Директор "Мосфильма". Создатель Союза кинематографистов и его первый председатель.
Впоследствии он экранизировал Достоевского, и это уже совсем другая страница его режиссерской работы. Он был творческим человеком. От души не любил чиновников, от которых зависели кинематографисты, справедливо считал, что сами художники лучше министерских работников разбираются в искусстве. На пленуме Союза кинематографистов он обратился к министру культуры, который тогда ведал и кинематографом.
- У меня конкретное предложение к министру культуры, - говорил Пырьев, – сменить аппарат министерства. Послать его на производство. А взять людей более молодых, понимающих наше искусство, видящих его трудности, видящих, как их можно решить, и послать в министерство. А пока этого нет, мы делаем такое предложение: руководство кинематографией учредить здесь в Союзе кинематографистов, а мы все: я, Ромм, Юткевич и другие режиссеры будем аппаратом министра. А у входа поставим вахтера и прикажем не пускать сюда аппарат министерства…
Выступление имело успех среди коллег. А отдел культуры ЦК, конечно же, пожаловался руководству: "Товарищ Пырьев обвинил работников аппарата министерства культуры в том, что они будто бы неуважительно относятся к работникам киноискусства и мешают им в работе". Пырьеву в ту пору многое было можно. Но мы забежали вперед.
Иван Александрович Пырьев и для ленты "Партийный билет" нашел сильных, достойных актеров. В 1933 году, на съемках его предыдущего фильма - "Конвейер смерти" - он познакомился с популярной тогда актрисой Адой Войцик, которая стала его первой женой. Ада Игнатьевна Войцик и сыграла главную роль в фильме "Партийный билет".
У Пырьева была традиция, присущая многим режиссерам, снимать в главной роли жену. На съемках другого фильма он встретит Марину Ладынину, женится на ней, и она станет играть главные роли в его фильмах.
Ада Войцик — несправедливо забытая актриса. А она не играла, она жила своими ролями. Она чудесно исполнила главную роль у выдающегося режиссера Якова Протазанова в фильме "Сорок первый" по знаменитой повести Бориса Лавренева. Это очень сильная повесть. Ее в 1956-м еще раз экранизировал Григорий Чухрай. Так в "Сорок первом" она полюбила врага. И нечто подобное она сыграет в "Партийном билете". Только драматургия другая! У Бориса Лавренева — трагедия Гражданской войны, которая превращает близких людей во врагов. А в "Партийном билете" всего лишь давящая идеология. Но Ада Войцик и в "Партийном билете" играет максимально искренне. Она любит своего мужа, который оказывается врагом. Но, узнав об этом, она решает его убить.
Считается, что прообраз главного отрицательного героя фильма - известный в 30-е годы поэт Павел Николаевич Васильев. Искатель приключений, несколько авантюрный по характеру, он то хотел странствовать по свету, то отправлялся искать золото. Он не был образцом высокоморального поведения, воспитателем в институт благородных девиц его бы не взяли. И вокруг него постоянно возникали какие-то скандалы, как вокруг Сергея Есенина. Злоупотребление горячительными напитками дурно влияет на литераторов...
Кончилось это резкой статьей Максима Горького "О литературных забавах", после чего поступки Павла Васильевна, как говорил один литературный герой, перевели в идеологическую плоскость, то есть его зачислили во враги советской власти. Последовали исключение из Союза писателей и арест. Но через год отпустили.
А вот после выхода фильма "Партийный билет" - и многие связывают эти события между собой — последовал новый арест Павла Васильева. На сей раз предъявили обвинения пострашнее: принадлежность к террористической группе и намерение убить товарища Сталина. Совсем, как в фильме: вскрыли враждебное нутро. Васильева расстреляли. После смерти Сталина его реабилитируют, поэзию переиздадут.
А вот уже после съемок фильма "Партийный билет" невероятная история приключилась с автором сценария Катериной Николаевной Виноградской. Она всю жизнь посвятила кинематографу. Писала правоверные сценарии. И для фильма "Партийный билет" придумала историю о том, что никому нельзя доверять. В этом смысл фильма. А в 1937 году в ее гостиничном номере в Ленинграде после любовного свидания прямо на ее глазах застрелился ее любовник - инженер, ожидавший ареста.
И замечательный драматург Александр Гладков, автор пьесы "Давным-давно", описал в дневнике долгую беседу с Катериной Виноградской. Отметил, что она чудовищно плохо выглядит, что понятно. И она говорит о своем любовнике: теперь я понимаю, что я в нем ошибалась...
Мысль о том, что обвинение могло быть несправедливо, ложно, что ее любимого человека обвинили напрасно, что он на самом деле ни в чем не виноват — невозможно! Раз партия решила, что виновен — значит, виновен. Конечно, она его не убивала. Но после его смерти готова от него отречься. По существу убить его во второй раз. Какая чудовищная реальность, калечащая людей!
Катерина Виноградская продолжала писать сценарии идеологических фильмов, вполне успешных. Долгое время преподавала на сценарном факультете ВГИКа. И вот, на мой взгляд, эта история подтверждает силу тоталитарного режима, силу пропаганды и, в частности, силу пропагандистского кинематографа, который меняет саму природу человека. Так что фильм, который вы сейчас увидите, - это не только кино. Это наша жизнь. "Партийный билет", 1936 год.
Леонид Млечин: Современный молодой человек просто не понимает фразы "Его вызвали на бюро райкома и дали строгача с занесением"