Не может быть, чтобы вы не видели фильм, который показывает Общественное телевидение России. Когда  "Оптимистическая трагедия" вышла на экраны в 1963 году, ее посмотрела, по-моему, вся страна. Это точно был фильм года. И много лет фильм не сходил с экрана. Я смотрел его мальчишкой. В фильме страсть, в фильме красивая и темпераментная женщина, которая будоражит мужское воображение... В фильме герои должны сделать выбор, и ты им сопереживаешь. А на карту поставлена жизнь. Это  фильм  о смерти. Герои гибнут в бою. Большая редкость для советского кинематографа, где положительным героям умирать не полагалось. И само название - "Оптимистическая трагедия".... Кажется, это единственный текст в советской литературе, обозначенный как трагедия. Фильм поставлен по пьесе Всеволода Витальевича Вишневского. Это одно из самых громких имен в советской драматургии. Название, кстати, придумал не он, а актриса, которой предстояло на сцене сыграть главную роль — роль комиссара. Молодой Вишневский принес пьесу в Камерный театр, художественным руководителем которого был выдающийся режиссер Александр Яковлевич Таиров. И комиссара блистательно играла ведущая актриса Камерного театра Алиса Коонен, она училась у Станиславского. А когда встретила Таирова и полюбила его, то перешла  к нему  в театр и играла в Камерном, пока после войны, в 1949 году, его не закрыли. Коонен и Таиров оба остались без работы. Театр обладает замечательным свойством скрыть многие недостатки пьес. Он подпирает шаткие устои драматургического сооружения, заполняет пустоты и провалы - искусством актеров. Театр исправляет не только технологические дефекты пьес, но и наполняет безжизненные авторские схемы живой тканью, плотью и кровью реальности. Всякий, кто читал опубликованный  первоначально текст "Оптимистической трагедии", имел полное право усомниться, что из этой пьесы получится хороший спектакль. Получился! В огромной степени благодаря театру. Неистовый Вишневский, конечно же, говорил потом, что он сам переделывал пьесу. Верно, но переделывал по указанию театра. Раз автор счел возможным напечатать текст пьесы, значит, считал его законченным… Пьеса дорабатывалась в содружестве с Камерным театром. Премьера состоялась 18 декабря 1933 года. А потом пьеса была в репертуаре почти всех советских театров — десятилетиями. В фильме роль комиссара, которому партия поручила руководить экипажем корабля, состоявшего из анархистов, очень хорошо играет Маргарита Володина. Вы оцените ее в известной сцене, когда моряки пытаются ее изнасиловать, а она стреляет в одного из них и произносит фразу, которую вслед за ней повторяла вся страна:   - Кто еще хочет попробовать комиссарского тела? Вишневский создал образ загадочный. Оставив большое поле для режиссерской и актерской фантазии. Страстность и  женственность странно сочетаются в этом образе. И мужские роли сильные. В фильме Борис Андреев играет вожака анархистов. В Питере у Товстоногова играл Юрий Толубеев. В Малом театре -  Михаил Царев, когда он был в расцвете творческих сил. В фильме молодого матроса, который ищет себя и пытается понять мир, играет будущий Штирлиц — очень красивый Вячеслав Тихонов. А в Камерном театре у Таирова эту роль получил молодой Михаил Жаров. У каждого свой рисунок. Певец революции Всеволод Витальевич Вишневский - из дворянской семьи. Бросил гимназию и ушел на  фронт, воевал в первую мировую, был награжден Георгиевским крестом. Потом воевал в Гражданскую. Служил на Волжской флотилии, на знаменитом пароходе "Ваня-коммунист". Там познакомился с очень яркими людьми, образы которых, конечно же, возникают в его драматургии. На пароходе "Ваня-коммунист" плавал комиссар Волжской флотилии  Николай  Григорьевич Маркин,  талантливый  самоучка и очень храбрый человек. До революции он был матросом-электротехником на Балтийском флоте. Он вырос в бедной семье, не учился, рано начал работать, пристрастился к чтению нелегальной литературы и примкнул к большевикам. Он был страстным поклонником Льва Давидовича Троцкого. Одним из многих. Троцкий, создатель Красной армии, был особенно популярен среди военных моряков. Недаром у комсомольского поэта Александра Безыменского есть эти строчки:               Я грудь распахну по-матросски...               И крикну: "Да здравствует Троцкий!" Революционный матрос Николай Маркин стал помощником Троцкого еще в наркомате по иностранным  делам. И навел в наркомате большевистский порядок. Историки должны быть ему благодарны. Именно Маркин собрал и издал тогда шесть сборников документов царского министерства иностранных дел. Когда началась  Гражданская война,  Николай Маркин ушел на фронт, воевал в составе Волжской флотилии -  сражался с белогвардейскими кораблями. 1 октября 1918 года пароход "Ваня-коммунист", на котором находился Маркин, попал под огонь белой артиллерии и затонул.  В этом походе флотилии участвовала знаменитая в революцию писательница Лариса Рейснер, первая жена еще одного видного революционера - командующего флотилией Федора Раскольникова. Она написала стихотворение "Реквием" в память комиссара Волжской военной флотилии Николая Маркина:               Наверх, наверх, окоченевший Маркин!               Срывайте лед с кровоточащих ран. Ларисой Реснйер восхищались. Троцкий писал о ней: "Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина". Журнал "Красная новь" писал: "Ей нужно было жить и нужно было помереть где-нибудь в степи, в море, в горах, с крепко стиснутой винтовкой или маузером в руках, ибо она отличалась духом искательства, неугомонной подвижностью, смелости, жадности к жизни и крепкой воли". Она умерла совсем молодой - от тифа. Возможно, именно  Лариса Рейснер вдохновила Всеволода Вишневского, и  с нее он писал образ женщины-комиссара в "Оптимистической трагедии".  После Гражданской войны Вишневский засел за письменный стол. В тридцатые написал пьесы, которые сделали его знаменитым: "Мы из Кронштадта", "Последний решительный", "Оптимистическая трагедия". И он стал видной фигурой в литературной жизни. В знак почтения к Вишневскому на просмотр его пьесы "Последний решительный" в театре Мейерхольда приехал нарком по военным и морским делам Климент Ефремович Ворошилов. И даже председательствовал на  обсуждении пьесы. Неистовый Всеволод Витальевич был сторонником агитационного театра и жаждал прямого эмоционального воздействия на зрителя. Критики ставили Вишневскому в упрек слабость литературного текста. Но это искупалось театральным чутьем. Он предпочитал сотрудничать  с таким непревзойденными мастерами сцены, как Александр Яковлевич Таиров и Всеволод Эмильевич Мейерхольд, настойчиво искавшими новые средства воздействия на зрителя. Всю войну он провел в Ленинграде, блокада его не испугала. Он руководил группой писателей при политуправлении Балтийского флота, редактировал журнал "Знамя". Он был человек очень мужественный, решительный, самоуверенный. Со своими представлениями о жизни и литературе. С одной стороны, предан начальству. С другой, отличал хорошую литературу от плохой. Он увлеченно прочитал классический роман Джеймса Джойсса "Улисс". Не всякий способен его осилить. И тем более оценить. Оказавшись в Париже, Вишневский искал встречи с Джойсом. Добился. Выразил ему свое восхищение. Стал добиваться его публикации на русском языке. Вишневский не любил халтурщиков и циничных приспособленцев. В его дневнике есть такая запись: "Сергей  Михалков излагает мне свое жизненное кредо: "Надо знать, что там понравится,  "наверху".   "Ну, - иронически замечает Вишневский, - здравствуй, племя молодое…" Всеволод Витальевич Вишневский умер рано - в пятьдесят лет.  Последнее, что написал — пьеса "Незабываемый 1919 год" - о Сталине. Хотел порадовать вождя — и порадовал. Вождь отблагодарил сталинской премией первой степени. На этом история пьесы и закончилась. А "Оптимистическая трагедия" осталась и на сцене, и в кино, в нашем духовном пространстве. Фильм, который вы сейчас увидите, снял прекрасный режиссер - Самсон Самсонов, он учился у Сергея Герасимова, начинал у него на съемках "Молодой гвардии". Самсонов стал народным артистом СССР. Снял еще несколько замечательных фильмов - "Одиноким предоставляется общежитие", а мне очень нравились два других: "Чисто английское убийство", "Много шума из ничего". "Оптимистическую трагедию" сняли в хрущевское время. Реальная жизнь появляется на экране. Реальная трагедия. Экзистенциальный выбор. "Я правды ищу" - с надломом  в голосе говорит герой Вячеслава Тихонова. Поди найди ее в пламени Гражданской войны! Как раз в этом году сто лет, как ищем правду! И все не можем отыскать... Настоящее искусство нам в помощь. Общественное телевидение России показывает фильм "Оптимистическая трагедия".