Общественное телевидение России продолжает приуроченный к столетию революции показ вошедших в историю художественных фильмов. Эти фильмы вы сможете увидеть только на нашем канале. Судя по откликам, вам интересно. Потому что это история нашей страны.  Как бы далеки ни были фильмы от реальных событий, эти ленты сами по себе — часть нашей жизни. Вы увидите снятый в 1939 году фильм "Ошибка инженера Кочина". Это один из первых советских кинодетективов, снятый умелой рукой. И фильм держит зрителя в постоянном напряжении. Какие имена участвовали в создании этого фильма! Фильм снят по пьесе братьев Тур и Льва Шейнина "Очная ставка". "Братья Тур" — это творческий псевдоним двух очень успешных писателей — Тубельского и Рыжея. Когда Леонид Тубельский умер, Петр Рыжей стал писать вместе с женой Ариадной Сергеевной. Они, в частности, написали пьесу "Чрезвычайный посол", по которой поставили далекий от исторической реальности, но трогательный фильм "Посол Советского Союза" — о знаменитой Александре Михайловне Коллонтай, которую сыграла очаровательная Юлия Борисова. Еще один соавтор — Лев Романович Шейнин, исторический человек. Он много лет был начальником следственной части прокуратуры Союза. Участвовал в расследовании убийства Кирова, в процессе по делу бывших членов политбюро Каменева и Зиновьева, который Сталин велел расстрелять. Шейнин знал всю эту страшную кухню изнутри. Его потом спрашивали: как именно Сталин давал указание кого-то уничтожить? Шейнин раздраженно ответил: — Товарищ Сталин — не пахан, чтобы выражаться таким образом. Он исходил из того, что окружение должно его правильно понимать.  А кто не понимал — сам исчезал. А в свободное время Лев Романович писал  детективные  рассказы, которые пользовались большим успехом. Они и по сей день переиздаются. А в 1949 году его убрали из прокуратуры, в октябре 1951 года его самого арестовали. После смерти Сталина отпустили.  Лев Шейнин был одно время главным редактором "Мосфильма". Сценарий фильма "Ошибка инженера Кочина" написал Юрий Карлович Олеша. Его знают по романам "Три толстяка" и "Зависть" или по воспоминательной книге "Ни дня без строчки". Без преувеличения золотое перо русской литературы. Но он написал очень мало. Ленился? Любил богемную жизнь? Скорее, чувствовал, что ему не позволят писать то, что ему хотелось. Олеша жаловался: "Я больше не могу писать. Если я напишу "Была плохая погода", мне скажут, что погода была хорошей для выращивания хлопка". Его часто можно было увидеть в кафе гостиницы "Националь". Кафе существует и поныне. И шпион в фильме, который вы сейчас увидите, назначает встречу именно в этом кафе. Через окно видна гостиница "Москва",  старое здание, которое больше не существует. А тогда это была новостройка. На нее ходили смотреть. Сам Юрий Олеша  выбирал столик у огромного окна и ждал, когда к нему кто-то присоединится. Нуждался в собеседнике. То, что он не мог написать, он говорил. Его собеседники наслаждались этими беседами. Его словечки и афоризмы передавались их уст в уста. Побывав в Самаре, Олеша рассказывал. "В Самаре два трамвая. На одном указан маршрут: "Площадь революции" — "Тюрьма",  маршрут другого трамвая: "Площадь Советская" — "Тюрьма". Фильм "Ошибка инженера Кочина" поставил режиссер Александр Мачерет. Он известен удачными своими инсценировками сказок, а после войны оставил режиссуру, увлекся наукой и стал теоретиком кино. А в молодые годы ему нравилось снимать. В конце двадцатых работал в Германии, которая переживала подъем театрального искусства и кинематографа . Увлекался авангардом. Но в фильме от этого увлечения ничего не осталось. Фабула фильма незамысловата. Инженер-конструктор московского авиационного завода Кочин берет домой на ночь секретные чертежи самолёта, чтобы поработать над ними.  И тем самым совершает ошибку. Следивший за ним агент иностранной разведки с помощью возлюбленной Кочина проникает в комнату инженера и фотографирует чертежи. Но агенту не везет. Простые советские люди заподозрили неладное и обратились в органы. Один из персонажей фильма (официант привокзального ресторана в Пушкино) изрекает фразу, которая станет крылатой: "В нашей стране при определённых обстоятельствах каждый человек героем может стать". Следователь начинает распутывать дело.  Любимая женщина инженера Кочина во время встречи в подмосковном Пушкино во всем ему признается. Обещает пойти в органы безопасности. Но шпион толкает ее под поезд. Но поимка шпиона — вопрос времени. Главного героя играет Николай Дорохин, он служил во МХАТе, народный артист России, две сталинские премии, он рано умер. Следователя играет Михаил Жаров с присущим ему мужским обаянием. А еще в фильме играют Любовь Орлова, Фаина Раневская, именно после этого фильма люди на улицах стали повторять ее кинореплики. Любовь Орлова играет отрицательный персонаж, чего она в принципе старалась не делать, поскольку ее амплуа — народная любимица. И вообще  старалась у других режиссеров не сниматься. Только у своего мужа — Григория Александровна. Александров сделал из нее звезду и, как сейчас бы сказали,  секс-символ. Из брюнетки превратил в блондинку. Очень комплиментарно ее снимал. Он ездил за границу, знал мировой кинематограф, и, надо понимать, видел перед собой божественную Марлен Дитрих, которой восхищался весь мир. Когда герой, инженер Кочин, спрашивает следователя, кто преступник, Михаил Жаров отвечает: "Как говорится в таких случаях, агент одной из иностранных держав". — "Какой державы?"— пытается узнать Инженер. "Не все ли равно? - честно отвечает следователь. - Мы находимся в капиталистическом окружении и часто забываем об этом". Шпиономания  началась в России сто лет назад, в Первую мировую войну, когда в шпионаже стали обвинять императрицу. Все это можно было бы назвать своего рода помешательством. Но люди, которые называли других иностранными агентами, нагло делали на этом политическую карьеру. Не задумываясь над тем, что разговоры о заговорах и внутренних врагах разрушают страну.  Так и произошло. Разговоры о предательстве и измене привели в семнадцатом году к разрушению Российской империи. С тех пор обвинения в измене и предательстве стали неотъемлемой частью нашей жизни. Польские шпионы сменялись немецкими, немецкие — американскими. Просто агенты превращались в агентов влияния. Поколения маниакально честолюбивых чиновников и идеологических работников-демагогов пользуются этим надежным инструментом карьерного роста и избавления от конкурентов. И по-прежнему никого не интересует, что каждая такая кампания наносит непоправимый ущерб государству. Только за шпионаж в 1937 году осудили 93 тысячи человек. Сколько же шпионов обнаружили в стране! Больше, чем во всем остальном мире за всю историю человечества! Кто-то верит в эти цифры? Тогда получается позорная картина: почему-то именно в  советской стране с необыкновенной легкостью служили врагу... И вот, к чему поиск внутреннего врага привел в армии. Видя, с каким подозрением власть относится к офицерам, рядовые красноармейцы переставали подчиняться постоянно менявшимся командирам: кто нами командует? А вдруг они тоже враги народа? Военные теряли уверенность в себе. Упал уровень боевой подготовки. Ухудшилась дисциплина, командиры были растеряны, не могли навести порядок. И это накануне Великой Отечественной войны! "Создалась жуткая обстановка, — вспоминал маршал Георгий Константинович Жуков.  - Никто никому не доверял,  люди  стали  бояться друг друга,  избегали встреч и каких-либо разговоров, а если нужно было —  старались говорить в присутствии третьих лиц — свидетелей". А теперь фильм, созданный очень талантливыми людьми и запечатлевший ту незабываемую эпоху. "Ошибка инженера Кочина".