Леонид Млечин: Сергей Герасимов взялся показать, как молодежь воздвигает новый город в тайге
https://otr-online.ru/programmy/kinopravda/leonid-mlechin-sergei-25240.html
Общественное телевидение России
продолжает приуроченный к столетию революции показ вошедших в историю
художественных фильмов. Эти фильмы вы сможете увидеть только на нашем канале.
Судя по откликам, вам интересно. Потому что это история нашей страны. Как бы далеки ни были фильмы от реальных
событий, эти ленты сами по себе — часть нашей жизни.
Фильм, который вы сейчас увидите, снял Сергей
Аполлинариевич Герасимов. Одна из
ключевых фигур советского кинематографа. Невероятно удачливый и успешный режиссер. Он был тогда еще очень молодым — тридцать два
года. Только начинал в режиссуре.
Одаренный человек. Учился в
Ленинграде живописи. Увлекся кинематографом. Захотел играть. Ему удавались гротескные
роли. Он не любил театр, а сразу влюбился в кинематограф. Учился у знаменитого
Григория Козинцева. И его взяли в знаменитую Фабрику эксцентрического актера,
это была такая киномастерская. Это
экспрессионизм, более известный по работе немецких мастеров.
Почему я вспомнил о немецких
коллегах Сергея Герасимова? Надо сказать, что в двадцатые годы Москва и Берлин
стали центрами современного искусства. Необыкновенная концентрация талантов. Художники
побуждали друг друга к работе,
соревновались между собой и влияли один на
другого. Это было время
авангарда, который протестовал
против существующего порядка, против авторитетов и традиций. Авангард свободно
экспериментировал. Когда художника Пабло
Пикассо спросили: "Что есть
искусство?" - он ответил: "А что не есть искусство?"
Некоторые работы, снятые на
Фабрике эксцентрического актера, сохранились. Это очень талантливо. Нервно. Это
ощущение эпохи, грядущей беды. Невероятная выразительность актерской работы.
Молодой Герасимов в этих фильмах несколько раз сыграл — очень удачно —
оборотней, меняющих свои маски.
В общем это были лучшие годы в
его жизни. Он по натуре был дамским
угодником, барином. Наслаждался жизнью. Бесподобно танцевал. Лозунг: "Лучше
быть молодым щенком, чем старой райской птицей". В двадцатые годы в Питере все
это еще было возможно. Еще существовала богемная, художественная среда.
Вот, что любопытно. Герасимов
вовремя отошел от этого искусства и избежал беды. Другие, те, кто искал и мучился, или погибли,
или был выброшены из кинематографа. А он прожил долгую жизнь счастливо. Но за
все надо платить. Его работам не будет хватать очарования искренности и легкости. Ощущение вымученности
— вот, что заметно в его работах. Его фильмы сконструированы — умелой рукой, на
высшем уровне. Но сердце не трогают. Так бывало не раз с деятелями культуры в
советские времена.
Как у любимого мной Александра
Твардовского:
Самим Фадеевым отмечен,
Пшеном в избытке обеспечен,
Друзьями в классики намечен,
Почти уже увековечен,
И хвать писать –
Пропал запал!
Твардовский писал о
коллегах-писателях. Но в кинематографе было точно так же. Разве что начальства
было побольше. Писатели могли напрямую в ЦК обращаться. А у кинематографистов
было еще и свое министерство. Оно называлось то министерством, то госкомитетом.
Но это была структура, которая, собственно,
и решала, кто какое кино будет снимать. Или не будет. С начальством надо
было ладить. Эту науку Сергей Аполлинарьевич освоил в совершенстве.
Жизнь идет быстро. Наверное,
скоро мне придется молодому зрителю объяснять, кто такие комсомольцы. И почему
город на левом берегу реки Амур назвали Комсомольском. Здесь были село и
нанайское стойбище. Здесь решили строить судостроительный и авиационный заводы.
Дело в том, что тогда, в начале тридцатых годов, по ту сторону Амура находились японские войска, которые
оккупировали северные провинции Китая. С японцами готовились воевать, что и
произойдет. Поэтому создавали новый военно-промышленный комплекс.
И строили город, который должен
был обслуживать военные завода. Сюда привезли зеков, вольнонаемных, кто
надеялся заработать, и комсомольцев, который отправил ЦК ВЛКСМ. Рассказывать,
разумеется, можно было только о комсомольцах-энтузиастах.
Сергей Герасимов взялся показать,
как молодежь воздвигает новый город в тайге. Снимали летом 1937 года. Города
фактически еще не было. В только что построенном доме оборудовали несколько
квартир. Окна застеклили, даже повесили занавески из тюля. Там разместилась
съемочная группа — сорок человек.
Он стремился к точности в
деталях, к документализму. В массовке снимал местных жителей. Он хотел
показать, что это был тяжкий труд. Корчуют лес, хотя на самом деле тракторов
тогда не было. Закладывают первые дома. Приходит первый поезд из Волочаевки.
Тайга, Амур, стройка — лишь декорации для талантливого режиссера, который любил и умел работать с
актерами. Учился управлять большими актерскими ансамблями, не теряя их вида главного
героя.
Веяние времени — шпионский сюжет.
Среди строителей — замаскированный диверсант, который пытается взорвать склад с
горючим. Главная героиня работает на судоверфи. У нее рождается ребенок. Но она
сама принимает решение преследовать врага, который пытается совершить диверсию.
В главной роли Герасимов снял
свою жену Тамару Макарову. Она собиралась стать балериной. Отец запретил. Пошла
учиться на актера. Вместе с Герасимовым сыграла в фильме "Чужой пиджак".
Он стал за ней ухаживать. Они прожили вместе всю жизнь. Она пережила его на двенадцать лет. Написала
книгу воспоминаний. В ней такие слова: "Если бы чудо было возможно, я был
вновь все повторила и вышла замуж за Герасимова".
Актерский ансамбль — замечательный.
Горячо любимый зрительской
аудиторией Николай Крючков играет секретаря горкома комсомола. Играют и Василий
Меркурьев, и Петр Алейников. И сам Сергей Герасимов играет небольшую роль
иностранного шпиона. В те времена типаж имел значение при распределении ролей.
Он не мог рассчитывать на роли
героев-любовников и передовиков производства. Поэтому ему доставались
отрицательные роли. Зато было что играть — в отличие от ходульных персонажей,
где актер был в жестких рамках.
Сам Герасимов высоко ценил этот
фильм, хотя сознавал его неряшливость и небрежность. Но считал, что показал
драматизм. Настоящий драматизм остался за кадром.
В фильме играет Георгий Жженов,
талантливый и очень достоверный актер. Премьера "Комсомольска" состояла
1 мая 1938 года. А через два месяца арестовали Георгия Жженова. Ночью. Ему дали
пять лет и отправили на Колыму. В 1943 году срок кончился, но никого не
освобождали. Ему повезло — взяли в лагерную концертную бригаду. Поэтому выжил.
Сергей Герасимов сам писал
сценарии и был литературным человеком.
Любил и умел преподавать. Снимал своих учеников, которые его обожали.
Его называли вельможей. Он был любезен и внимателен. Но старался избегать
опасных ситуаций. Он понимал, что такое конъюнктура и снимал фильмы на модные
темы. Содержание как таковое его не
очень интересовало. Он прекрасно владел ремеслом, и получалось увлекательно и интересно.
Но не глубоко. Он не рвал себе душу. Он снимал, как отмечали критики, "оптимистичные
драмы". Советский жанр. Герой может погибнуть от рук врага, но строительство
социализма продолжается.
Он нашел себя в системе власти.
Благонамеренный. Не выходящий за рамки. Очень умный человек. Он раньше других
понял, что нужно делать, чтобы жизнь была комфортной. Народный артист СССР, Герой Социалистического
труда, лауреат ленинской премии, трех сталинских и одной государственной.
Депутат Верховного Совета СССР. Секретарь правления Союза кинематографистов
СССР. Следил за тем, чтобы его не обходили наградами, чтобы его фамилия
постоянно упоминалась и только хвалебно.
И начальство его любило. Он им
нравился в этом образе барина,
элегантного и вальяжного, на службе советской власти. Такие ценились. Им
позволялось быть такими, если они произносили ритуальные речи и делали все
необходимое. Герасимов наминает мне поэта Николая Тихонова. Между ними много
общего. Если кто заинтересуется ранней поэзией Тихонова, то будет потрясен.
Необычный талант. Очень многообещающий. Но то же быстро понял, что происходит.
И стал писать так, чтобы нравилось начальству, поэтому в истории остались его
строчки:
Гвозди бы делать из этих людей,
Крепче бы не было в мире гвоздей.
Он даже не вступил в партию. И не
надо было. Его просили только руководить Союзом писателей, то возглавить
Советский комитет защиты мира — роскошная выездная работа. Он был вальяжный,
авантажный, представительный. Я помню, он в своем кругу рассказывал, как его
попросили приехать в ЦК. Он думает, что
случилось? А ему один из членов политбюро говорит: нам просто приятно на
вас посмотреть. И на Сергея Аполлинариевича Герасимова им тоже было приятно
посмотреть.
Герасимов в последнем интервью с
горечью говорил: "Умру и не узнаю, увидит ли когда-нибудь кто-нибудь мои
фильмы, или они истлеют, а зрителям новинки будут показывать. Я думаю, так
нельзя. Мы прожили жизнь честно, старались, как могли, что-то получалось,
что-то не получалось. Но это прожитая жизнь, она не может, не должна уйти в
никуда".
Мы не можем позволить, чтобы
киноленты, часто нашей истории, истлели, исчезли, были забыты. Сейчас вы
увидите один из ранних фильмов знаменитого режиссера Сергея Герасимова - "Комсомольск".
Леонид Млечин: Сергей Герасимов взялся показать, как молодежь воздвигает новый город в тайге