Леонид Млечин: Система запрещала неканонический показ образа вождя, что губило творческие поиски лучших отечественных драматургов
https://otr-online.ru/programmy/kinopravda/leonid-mlechin-sistema-26090.html
Я сначала посмотрел в театре спектакль по пьесе Погодина "Человек с ружьем", а потом уже фильм, поставленный по его пьесе. Фильм "Человек с ружьем", который вы увидите, - классика советского кинематографа. Какие имена участвовали в его создании!
Автор пьесы - Лауреат сталинской премии Николай Федорович Погодин был признанным мастером ленинианы.
Поставил фильм Сергей Иосифович Юткевич, один из крупнейших советских кинорежиссеров. Он снимет потом еще три фильма о Ленине. Неустанные труды были вознаграждены по достоинству. Он добился всего. Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, две сталинские и две государственные премии.
Ленина играет Максим Максимович Штраух, который стал народным артистом СССР, получил три сталинские премии и в конце концов получит Ленинскую премию за работу над образом вождя.
Вдове вождя, Надежде Константиновне Крупской, больше всего нравился Ленин в изображении Штрауха. Потому что Штраух пытался придать вождю человеческие черты. А Крупской, конечно же, хотелось видеть не памятник, а живого человека.
Крупская возражала против решения забальзамировать ее мужа и выставить напоказ. Ее мнением пренебрегли. В июне 1924 года, когда работы были закончены, решили впервые показать забальзамированное тело. Молодой ученый Борис Ильич Збарский, который забальзамировал Ленина, пришел к Крупской за одеждой. "Надежда Константиновна, - вспоминал он, - принесла рубашки, кальсоны, носки; руки у нее дрожали". Вечером 18 июня в Мавзолей пришли представители различных компартий, съехавшиеся в Москву на конгресс Коминтерна, и, конечно, его родные. Надежда Константиновна плакала, глядя на тело мужа. Для нее выделили время, когда она могла приходить в Мавзолей. Возле саркофага ставили стул и оставляли ее одну, чтобы она могла побыть с мужем.
После смерти Ленина в Москве открыли посвященный ему музей.
Надежда Константиновна просматривала экспозиции залов, давала ценные советы, указания, рекомендации. Ходила по залам музея, слушала объяснения экскурсоводов, потом говорила им, что особенно важно не упустить при раскрытии образа Ленина, чего следует избегать. Экскурсоводы это не понимали, а Надежда Константиновна отстаивала свое право на память о муже, внутренне протестуя против догматической сталинской историографии.
В одном из залов музея экспонировалось пальто Владимира Ильича (очень небольшое по размеру, посетители поражались, каким же невысоким был вождь мирового пролетариата). Кто-то из лекторов удивился:
- Надежда Константиновна, а почему же на пальто разные пуговицы, кто же их пришил?
Крупская рассмеялась:
- Ну, если разные, то это, наверное, я пришила.
Крупская пережила своего мужа на пятнадцать лет. Прах Надежды Константиновны захоронили у Кремлевской стены, позади Мавзолея. Упокоиться рядом с мужем– последняя земная милость - ей не было суждено. Владимир Ильич Ленин все еще не похоронен. И споры о нем продолжаются, хотя в размышлениях общества он занимает куда менее заметное место, чем Сталин.
Книги о Сталине выходят одна за другой, а о Ленине - в основном переводы. Сталин - не только знамя сегодняшних державников и государственников, но и политик, чьи наследие по-прежнему определяет нашу жизнь. А что осталось от Ленина?
Ныне Владимир Ильич Ленин превратился в диковинку, московскую достопримечательность. Люди приезжают в столицу, идут в ГУМ, идут на Красную площадь, заходят и в мавзолей. Где еще в мире бесплатно увидишь такую мумию? После смерти Ленин превратился в политический символ, товарный знак, которым ловко пользовались его наследники по партии, большинство которых Ленина не читали и не понимали.
Николая Федоровича Погодина знаменитым сделала его ленинская трилогия - "Человек с ружьем", "Кремлевские куранты", "Третья патетическая". После смерти Сталина и ХХ съезда он пытался сделать своего Ленина более человечным, придать ему более гуманные черты. И натолкнулся на отчаянное сопротивление идеологического аппарата.
Научные сотрудники и лекторы Центрального музея В.И. Ленина обратились к члену президиума и секретарю ЦК по идеологии Екатерине Алексеевне Фурцевой, потом ее сделают министром культуры. Так вот официальные специалисты по Ленину пожаловались на драматурга Погодина:
"Считаем своим долгом сообщить Вам о недопустимом искажении образа Ленина в некоторых произведениях драматургии и киноискусства, вышедших за последнее время… Содержание пьесы Н. Погодина "Третья патетическая" вызывает возмущение безответственным отношением драматурга к такой важной для советского человека теме, как образ великого Ленина…
В пьесе Погодина в уста Ленина вложены чуждые ему слова… Совершенно излишни рассуждения Ленина о своей смерти и о том, добрый он или недобрый… Мы просим Центральный Комитет КПСС установить такой порядок, при котором все пьесы и сценарии о Ленине предварительно обсуждались бы партийной общественностью".
Екатерина Алексеевна Фурцева поручила отделу культуры ЦК разобраться. После долгих переговоров и уговоров пьесу автор несколько переработал, чтобы успокоить музейных надзирателей. "Третья патетическая" Николая Погодина с успехом шла по всей стране. Намучившись с цензурой и театральными начальниками, Николай Погодин написал для журнала "Москва" статью "Почему я стал писать прозу?"
Цензоры прочитали верстку и возмутились. Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете министров обратилось в ЦК с просьбой статью не печатать. Аппарат ЦК поддержал Главлит:
"В статье Н. Погодина проводится мысль, что над советскими драматургами якобы довлеет некомпетентный, неграмотный контроль соответствующих министерств с их деятелями. По мнению драматурга, такой контроль делает невозможным занятие профессиональным трудом даже удачливым драматургам… Отдел науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР рекомендовал не публиковать статью Н. Погодина".
Фурцева попросила передать журналу личную просьбу ни в коем случае не печатать статью знаменитого драматурга. Даже для него не было сделано исключения. Система запрещала неканонический показ образа вождя, что губило творческие поиски лучших отечественных драматургов…
Та же история чуть позже произошла с пьесой Михаила Филипповича Шатрова "Большевики". Главный режиссер театра "Современник" Олег Николаевич Ефремов поставил ее к пятидесятилетию октябрьской революции. А цензура пьесу запретила, обвинив автора в искажении образа вождя. Тогда министр культуры Фурцева отнеслась к драматургии иначе и взяла на себя смелость разрешить спектакль.
Вокруг постановки шла серьезная борьба. Мнения разделились. Полгода – невиданное дело! – спектакля шел без разрешения цензуры. В зрительном зале "Современника" ни одного свободного места. Фурцева не испугалась и не отступила. И добилась своего. Спектакль оказался удачей для театра. И на самом деле "Большевики" Шатрова сделали для коммунистической идеи много больше, чем пустые и трафаретные пьесы, которые нравились начальству.
Мне мама рассказывала, которая была на этом спектакле, что в театр привели и приехавшую из Западной Германии знаменитую издательницу газеты "Цайт" графиню Марион Дёнхоф. Графиня была далека от коммунизма. Но когда на высоком эмоциональном накале спектакля на сцене запели "Интернационал", зал инстинктивно поднялся и подхватил гимн коммунистов всего мира. И графиня Марион Дёнхоф, захваченная этим настроением, поднялась вместе со всеми и запела Интернационал.
Потом, когда в МХАТе поставили яркую и темпераментную пьесу Михаила Шатрова "Так победим!" с Александром Калягиным в роли Ленина, тоже спектакль не пропускали. Как это Калягин может играть Ленина!
Почему в позднесоветские времена возвращались к образу Ленина? Искали в нем противовес сталинизму. Поэтому старались очеловечить Ленина.
Конечно, "плохой" Сталин и "хороший" Ленин - устаревшая схема. Ленин заложил основы системы, которая при Сталине превратилась в кровавую диктатуру. Но вот, что важно: чем дальше, тем меньше система ему нравилась! Сам Владимир Ильич не был ни коварен, ни жесток. Ему уничтожение людей вовсе не доставляло удовольствия.
Все-таки Ленин оставался человеком ХIХ века. Он с легкостью рассуждал о необходимости расстреливать тех, кого считал врагами советской власти, но споры и политические разногласия не считал поводом для вражды и репрессий. Ленин легко менял гнев на милость, если недавний оппонент превращался в политического союзника. Люди, которых он бранил, оставались его ближайшими соратниками, помощниками и личными друзьями. Он все-таки был человеком не столь жестокого Х1Х века. Не уничтожал тех, с кем разошелся во взглядах. И соратники его не боялись.
Владимир Ильич с отвращением наблюдал за созданием советской бюрократии и советской аристократии. Проживи Ленин дольше или исполни он свое указание убрать Сталина с поста генсека, судьба России могла сложиться иначе. А, может, и нет...
Чтобы попытаться это понять, нужно изучать историю Отечества! И, конечно же, смотреть советские фильмы, такие как "Человек с ружьем", который вы сейчас увидите.
Леонид Млечин: Система запрещала неканонический показ образа вождя, что губило творческие поиски лучших отечественных драматургов