Леонид Млечин: В те годы, когда развивается действие фильма, цены выросли в 7912 раз!..
https://otr-online.ru/programmy/kinopravda/leonid-mlechin-v-27961.html Общественное телевидение России показывает фильм "Смотри в оба!", снятый в 1981 году. Жанр самый что ни на есть симпатичный - приключенческий фильм, или, точнее, "героическая комедия".
Этот фильм сняли в содружестве два режиссера — Мартынов и Уразбаев.
Владимир Юрьевич Мартынов. Его карьера в полнометражном кино не очень удалась. И из жизни он ушел рано. Но Владимир Мартынов много лет успешно работал в детском юмористическом киноальманахе "Ералаш", очень талантливом и невероятно популярном. И не только среди детей.
А Эльдор Магоматович Уразбаев любителям кино известен тем, что снял очень популярный в свое время детектив "Визит к Минотавру" по роману братьев Вайнеров, которыми тогда зачитывались. Уразбаев начинал на студии "Казахфильм", потом работал в Москве на студии имени Горького.
Сценарий фильма "Смотри в оба!", который вы сейчас увидите, написал Александр Эммануилович Бородянский, один из самых успешных наших сценаристов, лауреат Государственной премии.
На главную роль в этом фильме пригласили Борислава Николаевича Брондукова. Кто из зрителей его не знает?!
Как актеру характерному ему не всегда везло в кино. Играл он в основном в эпизодах. К нему приклеилось амплуа недотепы, и на другие роли его приглашали редко. Но когда везло с режиссером, получалось замечательно — как в чудесных фильмах "Афоня" или "Гараж". К сожалению, Борислав Брондуков рано заболел, недуг у него был тяжелый, промучился он долго. Вспоминатьэто горестно.
А в фильме "Смотри в оба!", который вы сейчас увидите, он практически главная фигура. И его вдова вспоминает, что Александр Бородянский изначально и писал сценарий под Брондукова, рассчитывая на его талант комедийного актера.
Но вот вопрос, на который не просто ответить. Гражданская война, которая была чудовищной трагедией для России, — подходящая ли это тема для веселья? Можно ли снимать комедию на почве, столь обильно политой кровью?
Вопрос не сейчас возник. Знаю об этом из первых рук. И расскажу вам сейчас забавную историю. Ровно восемьдесят лет назад, осенью 1937 года разгорелась острая борьба вокруг оперетты "Свадьба в Малиновке". Это классика советской драматургии. Уверен, что мои ровесники все помнят популярнейший фильм, который много позже сняли по этой оперетте. Это веселое зрелище, посвященное Гражданской войне.
Оперетту написал Борис Александрович Александров, который с годами станет народным артистом СССР, генералом и Героем Социалистического Труда. Вслед за отцом он руководил Ансамбля песни и пляски Советской армии. А в середине тридцатых молодой композитор написал оперетту "Свадьба в Малиновке". Она понравилась звезде тогдашней оперетты Григорию Мироновичу Ярону. Он же был и художественным руководителем Московского театра оперетты.
Как полагалось в те времена, судьбу пьесы и самого спектакля на сцене Театра решало управление по контролю над репертуаром и зрелищами. Московским реперткомом руководил мой дедушка, Владимир Михайлович Млечин. Ему оперетта "Свадьба в Малаховке" понравилась, он ее разрешил. Премьера была приурочена к двадцатой годовщине Октябрьской революции.
Но чиновников, надзиравших за идеологической сферой, было очень много. Один из них Сергей Сергеевич Динамов, заведовавший сектором искусств ЦК, прочитал пьесу, посмотрел спектакль и сказал: это профанация темы Гражданской войны. И его поддержало большое идеологическое начальство.
В определенном смысле он был прав. Сергей Сергеевич Динамов, талантливый шекспировед, человек хорошего вкуса, в прошлом - рабочий парень, дергался от буффонных выходок, от грубоватого юмора, от утрированно-комической манеры исполнителя главной роли Григория Ярона, будущего народного артиста России. Он не принимал изображения революции на опереточный лад.
Сергей Динамов руководил Институтом красной профессуры, редактировал "Литературную газету", журнал "Иностранная литература". Он хорошо разбирался в мировой литературе. Особенно любил Шекспира. И был редактором полного собрания сочинений Шекспира. Его эстетические представления формировались драматургией Шекспира. А тут "Свадьба в Малиновке".
Но мой дедушка переубедил заведующего сектором искусств ЦК партии. Он говорил Динамову:
- Если за двадцать лет советской власти (напомню, разговор шел в 1937 году) - наши либретисты и композиторы смогли создать только этот спектакль, значит, жанр этот, данная область театрального творчества чужда социалистическому искусству. И что делать? Закрыть театры оперетты? Я же полагаю, что спектакль - добросовестная попытка освоить новый материал. Музыка - выразительная, текст - сносный. А театр - вообще искусство грубоватое, а оперетта - тем паче. Это зрелище площадное, народное. Не надо допускать пошлостей, но буффонада - закономерный элемент этого рода искусства. Не каждый посетитель театра оперетты такой же изощренный искусствовед, как ты. И надо ли к этому стремиться?.. И если человек вместо пивной проведет вечер в театре, уже хорошо.
"Свадьбу в Малиновке" мой дедушка отстоял. Она с успехом шла на сцене, потом был снят очень удачный фильм. Так что и о Гражданской войне можно снимать комедии. Видимо, критерий один — талантливо ли?
Действие фильма "Смотри в оба!", который вы сейчас увидите, происходит в 1921 году. Гражданская война уже заканчивается. И герой фильма, комсомолец, получает задание ревкома доставить на буксире тёплые вещи в Петроград - для детской коммуны. Ему дают в помощники механика, которого и играет Борислав Брондуков, он должен наладить забарахливший мотор речного буксира. Комсомольца предупреждают: "Смотри за этим фруктом в оба!". Отсюда и название фильма. И тут начинается главное действие - они сталкиваются с бандитами и вступают с ними в борьбу.
Дальше сюжет рассказывать не стану, а то вам неинтересно будет. Хочу только обратить внимание на реальную основу сюжета этого фильма. А почему, собственно, пришлось доставлять в столицу теплые вещи для детей? Почему их нельзя было купить в самом городе?
Советское государство существовало за счет денежной эмиссии, то есть деньги просто печатали. Сколько нужно было, столько и печатали. В результате рубли превратились в ничего не стоящие бумажки. Заодно большевики решали и политическую задачу: лишали накоплений имущие слои общества.
Секретарь ЦК партии и председатель финансовой комиссии Совнаркома Евгений Преображенский объяснил: печатный станок стал пулеметом, "который обстреливал буржуазный строй по тылам его денежной системы, обратив законы денежного обращения буржуазного режима в средство уничтожения этого режима и в источник финансирования революции"…
С октября 1917 по 1 июля 1921 года, как раз, когда развивается действие фильма "Смотри в оба!", цены выросли в 7912 раз!.. Это даже представить себе невозможно. В результате деньги потеряли свое значение. По подсчетам известного экономиста академика Станислава Густавовича Струмилина, в тот год месячная зарплата позволяла человеку кормить себя только три дня - если он покупал продукты на рынке (а больше негде было). Как же жили? Все, кто служил советской власти, - военные, чиновники — получали пайки. В зависимости от ведомства и должности. А кто не служил, выживал, кто как мог.
А если деньги ничего не значат, то и купить ничего нельзя. Кто же станет продавать вещи за ничего не стоящие бумажки. Да ничего и не производили! Если зарплата не имеет значения, то у рабочих напрочь исчезло желание трудиться. Тогда их стали заставлять работать. В большом количестве понадобились надсмотрщики.
Ленин обещал, что после революции государство отомрет. Люди сами станут управлять своей жизнью. Но происходило обратное: государство как аппарат управления и принуждения рос, как на дрожжах. А с ним разрастался и класс чиновников-бюрократов.
Советская власть организовала своим вождям усиленное питание. 14 июня 1920 года Малый Совнарком (правительственная комиссия, занимавшая относительно мелкими вопросами) утвердил "совнаркомовский паек". Наркомам и членам политбюро давали больше, им, скажем, полагалась красная и черная икра. В последующие годы пайки для руководящего состава все увеличивались и увеличивались.
Новая власть заботилась о том, чтобы руководящие кадры не голодали, не мерзли и по возможности ни в чем не испытывали нужды. Так возникла система кремлевских пайков, отмененная только в перестройку при Горбачеве. Появилась и кремлевская медицина, существующая и по сей день. Сразу оборудовали подмосковный дом отдыха для наркомов и членов коллегии наркоматов, где они могли поправлять здоровье.
Новую политическую элиту уже не так сильно интересовали мировая революция или даже социалистические преобразования в стране, сколь они были заняты продвижением по службе и получением льгот и привилегий.
О том, что народ голодает, не задумывались. Беспокоились о тех, кто был нужен. Все быстро менялось. Советские чиновники стремительно отдалялись от поддержавшего их народа и с раздражением воспринимали жалобы на тяжкую жизнь.
Но было принято произносить красивые слова - и на словах заботиться прежде всего о детях. Беспризорные дети, которых советская власть оставила без родителей, - благодатный сюжет для множества книг и фильмов того времени.
На Общественном телевидении России фильм "Смотри в оба!" Неплохое название, между прочим. Это еще и полезный совет.
Леонид Млечин: В те годы, когда развивается действие фильма, цены выросли в 7912 раз!..